Походы


[ На главную ] [ Последний список сообщений ] [ Вики ]

Сообщение Немного подробностей. Часть 1: про взаимоотношения Таджикистана и Узбекистана и высадку из поезда МСК-Худжанд в Самарканде от deshere было добавлено 24/09/2018 14:39:44 (изменено 25/09/2018 12:24:55)

Тут придется начать с истории вопроса. Если вдруг кто не в курсе, то Бухара, Самарканд и вся южная часть Узбекистана исторически были населены преимущественно таджиками. Но во времена гражданской войны узбекские "революционеры" вовремя подсуетились и первыми поддержали советскую власть, в результате чего все эти регионы отошли к Узбекистану. В СССР местные власти понемногу исправляли национальный "перекос", насильственно записывая таджиков в узбеки со всеми вытекающими последствиями.
После распада СССР в Таджикистане началась гражданская война, и власти Узбекистана очень опасались распространения нестабильности на свою территорию, особенно с учетом национального фактора.Государственные отношения были фактически разорваны, всякие трансграничные контакты запрещены, введен взаимный визовый режим, большинство погранпереходов (в т.ч. в Пенджикенте) были закрыты. В обоих государствах было резко ограничено преподавание на таджикском/узбекском. До сих пор в Самарканде действует негласный запрет на использование таджикского языка. Например, узбекская милиция в основной массе не знает ни русского, ни английского. Но когда я пытался объясниться с ними по-таджикски, все как один делали вид, что не понимают. Хотя не знать таджикский язык, живя в городе, где 90% говорят именно на нем, просто невозможно.
Теперь что касается поездов из Душанбе, Худжанжа и Куляба в Россию. Как известно, все они идут через Узбекистан. Блокировать эти поезда Узбекистан не решился, но потребовал, чтобы на остановках двери вагонов не открывались, т.е. даже выйти покурить было нельзя. При этом расписание транзитных таджикских поездов не менялось. Очень приятно, когда в 40-градусную жару поезд 40 минут стоит на станции, а дверь заперта (кондиционеров в вагонах таджикских поездов нет, это обычный советский старый плацкарт с "дружественными" к велотуристам багажными полками). Естественно, продажа билетов до/от узбекских станций тоже была закрыта.
Потом платформы постепенно огородили заборами и режим чуть-чуть упростился. То есть формально запрет действовал, как и раньше, но реально пассажиры могли погулять возле вагона под присмотром вокзальной полиции, и даже купить дыни, просунутые через решетку станционного забора. .
В 2017-18г после смены президента в Узбекистане началось восстановление отношений. Президенты двух республик уже несколько раз обменялись визитами, плакаты с историческими рукопожатиями встречаются вдоль дорог чаще, чем любая другая реклама ;-) Они уже договорились о реализации крупных совместных проектов (включая строительство ГЭС на Зеравшане). Вновь открыты все основные погранпереходы, введен упрощенный порядок пересечения границы для жителей приграничных районов. Местные очень этому рады, т.к. родственные связи там теснее, чем у России и Украины (очень многие по 25 лет не видели родителей или детей).
Мы понадеялись на упрощение режима и поехали в Самарканд на худжандском поезде, хотя билеты на него до узбекских станций до сих пор официально не продаются. Поскольку нас было двое, а двери на станциях уже открываются и пассажиры на прогулку выходят, можно наверно было незаметно выйти из поезда "под шумок", собрав вещи уже прямо на станции. Но мы собрали белье и упаковали рюкзаки немного заранее, и как назло, в этот момент по вагону как раз проходили сопровождающие поезд узбекские транспортные милиционеры. Они запретили нам выходить, хотя с Россией у Узбекистана безвизовый въезд. Пришлось очень долго и упорно с ними общаться, требуя доступа ко все более высокому начальству. Проблема решилась, только когда к вагону подошел начальник уголовной полиции (по счастью - таджик), который посмотрел все наши документы и аргументы и все-таки разрешил нам выгрузить вещи за 10 минут до отправления поезда.
Практические выводы по результатам всей этой истории следующие.
1) Перед поездкой проверьте, можно ли купить билет именно до Самарканда (или там Бухары) и покупайте именно до той станции, где реально выходите. Думаю, что через некоторое время такие продажи будут открыты, т.к. экономическая целесообразность (для заполняемости поезда) в этом огромная. Множество таджиков хотели бы ездить на этом поезде к родственникам в Узбекистане (и наоборот), а жители Бухары-Самарканда - в Россию.
2) До тех пор, пока официальная продажа билетов до станций Узбекистана отсутствует, собирайте вещи незаметно для окружающих, выходите из вагона быстро и неожиданно. Сидя на станции, гораздо проще решать все формальности с местной милицией, так как вы не будете ограничены лимитом времени до отхода поезда. Наказать вас в любом случае не накажут - официально у России с Узбекистаном безвиз, все штампы в паспорте на границе проставлены - значит, мы ничего не нарушили. А всякие внутренние инструкции МВД мы, в общем-то, знать не обязаны.
3) Мы покупали билет на сайте РЖД, а потом распечатали его в кассе. Поэтому у нас на руках была и распечатка электронного билета (которая в поезде не пригодилась), и обычный бланк РЖД, который мы и предъявили в поезде. Если бы на станции мы показали распечатку электронного билета, в которой бы была указана станция назначения Самарканд, то это сразу же решило бы все проблемы. Как получить такую распечатку - думайте сами ;-)
4) Наконец, нам при разговоре с милицией существенно помогли маршрутная книжка, распечатки с паспортными данными группы, а также телефон "принимающей стороны". Мы заранее договорились о ночевке на базе Артуч, и у нас были телефоны Павла (+998905030725, +998933379118; мессенджеры на номере +998905033075). Все полицейские ему звонили, и он подтверждал, что нас ждет. Это тоже нам помогло (хотя полиция возмущалась, почему он заранее не оформил наш приезд каким-то особым образом). Электронная почта Павла: Paul Volkov <pavelvolkov1407 собака Жмайл.com>.




Обратная связь с админом - про глюки писать сюда   правила форума   FAQ по форумам