ОТЧЕТ

 

о велопоходе II к.с.

группы велотуристов Бауманского РТК

 

 

 

 

Район:                         Юг Крыма

Время проведения: 22 апреля - 3 мая 1992 г.

Маршрут:          Бахчисарай – Баштановка — Куйбышево — Эски-Кермен – Гончарное – Форос – перевал  Байдарские Ворота – Новополье – Ялта – Алушта – Судак – Феодосия.

 

Состав группы:

Хомколов Сергей (студент МГТУ) - командир

Иванова Ирина (студент МГТУ) - зав. финансами

Хрюнова Юлия  (студент МАИ) - зав. питанием и диетами

Воробьев Петр (студент МГТУ) - механик- тяжеловоз

Дещеревский Илья (студент МГТУ) - фотограф, хронометрист

Ткачев Евгений (студент МГТУ) - главный хохмач

Кулиш Юрий (студент МГУ) - главный мостостроитель и скалолаз

 

Хронометраж велся по московскому времени. Сдвиг с местным ¾   -1 час.

Километраж дан по спидометру.

 

 

22 апреля.

 

13:20.  Бахчисарай встретил нас неслабым нетеплым ветром (при t »10¸12°С). Жертвы переезда: два не совсем исправных багажника и шайба руля. После мелкого ремонта и крупных сборов выехали в 14:25. В 14:27 приехали на почту  на площади перед вокзалом. Там же рядом пельменная (работает с 7 до 19, перерыв с 14 до 15 по местному), где мы и пообедали.

15:22. Приехали в Бахчисарайский Историко-Архитектурный музей (в 4 км от вокзала). Там нас настигла первая беда: музей работает с 9 до 17 (местн.) все дни,  кроме вторника  и среды; и мы там оказались конечно же в среду! Побродив и пофотографировавшись перед закрытыми дверями,  мы грустно поехали дальше в гору.

15:40 -  через  1.5  км  от  музея  дорога   становится настолько крутой,  что своим ходом на нее могут ехать только счастливые обладатели передач 1:1. Еще 1 км подъема - и мы у древних стен Чуфут-Кале. Несмотря на выходной (режим работы аналогичен БИАМ ), нам удалось побродить как по пещерному монастырю, так и по "жилым" пещерам.

Обратно, под горку,  ехали быстро и легко.  Миновав памятник Ленину (8 км от Чуфут-Кале), мы направились в сторону Баштановки.  Предущельное проехали в 18:54 (6 км от памятника). Еще через два км Баштановка.

На стоянку встали в 19:40 на левом  (гидрологически) берегу р. Качи, метров двести-триста за Баштановкой.

К вечеру стало холодать (как никак  конец  апреля)  при ясном  небе;  к девяти пошел пар изо рта.  Угомонились около часа ночи.

 

Итоги дня:

 

Общий километраж : 24 км

По маршруту : 10 км

Катастроф, ураганов,   дождей  не  наблюдалось.  Погода ясная, с утра ветреная.

 

 

23 апреля.

 

Встали: дежурные - 7,  остальные - 8:30.  Спавшие в маленькой  палатке  изрядно померзли;  в некоторых фляжках замерзла вода. С утра механику для сугреву нашли работу - мелкий  ремонт двух багажников (Юли и Юры).  Погода - отличная; быстро теплеет.

Выехали в полдень.  Перевалив бугор прямо по свежевспаханному полю,  выбрались на пешеходную тропу. Тропа утоптана до твердости асфальта. Кусты, стеной стоящие с обеих сторон и низко нависающие над тропой, так и норовят зацепить выступающие части рюкзаков,  ковриков,  гитар, голов и пр. Скорость передвижения - небольшая. Примерно два километра мы ехали, а затем  подъем  усилился и на перевал (4 км от ночевки и 3 км по тропе) мы вышли пешком (расчетное время - 13:30). Дальше идет пологий спуск, который постепенно укрутяется. В некоторых местах для расчистки дороги пришлось применить топор.

В 14:05 на крутом спуске оторвался от крепления и полетел тросик заднего тормоза Сереги.  Однако, к нашему удивлению,  Серега остался цел и невредим.  После смены троса (занявшей 30 минут) продолжаем спуск (местами крутой).

15:05    Ура! Выезжаем на асфальт. По тропе проехали 8 км. Через пару минут и 400 метров въехали в пгт Куйбышево. Походив  по магазинам и пообедав в местном кафе (перерыв с 14 до 15 по местн.) в 17:00 выезжаем на Танковое. Сперва ехали по дороге вдоль Бельбека до поворота на Севастополь;  там свернули налево. Примерно через 500 метров повернули по асфальту направо  (здесь нас сбил с толку встречный житель Севастополя - велосипедист,  заявивший,  что рядом с Залесным  места-де плохие, а рядом с пещерным городом Эски-Кермен стоять намного лучше).  Через километр шоссе привело нас к развилке, где мы свернули вправо. Далее пилили при сильном встречном ветре »5 км до полунежилого поселка.  Когда ущелье раздвоилось, мы прошли  еще  »200 метров.  Встали на правом склоне напротив Эски-Кермена;  правда,  напоследок пришлось залезть в  горку высотой около пяти метров. Палатку поставили под большим нависающим камнем.  Воду брали из  расположенного  на  том  же склоне родника с мемориальной доской (имени матросского экипажа,  видимо ,  погибшего на том месте).  Родничок  был  не очень силен; неясно, бывает ли там вода летом и осенью.

Т.о. от Куйбышева намотали 23 км.

 

Итоги дня:

 

Всего проехали 32 км.  По маршруту - а черт его  знает!

Катастроф, ураганов не наблюдалось. Правда, на последних километрах дул очень сильный встречный (  юго-западный)  ветер,  а вечером слегка покапал дождик. Погода облачная, теплая ( 15¸20 °С ).

 

 

24 апреля.

 

Вставали в обратном порядке: сначала группа (6:00), затем дежурные (6:15).  Солнце мы встретили уже на тропе, ведущей в Эски-Кермен.  Полазав по пещерам, выложив аббревиатуру МВТУ на склоне,  позагорав и позавтракав, выехали в 12:20. Мы решили  не  крутить обратно по вчерашней дороге и поехали по грунтовке, идущей на восток. На этом пути нам изрядно попортил нервы маленький ручеек, почему-то решивший течь прямо по дороге и прорывший большую канаву,  многократно пересекавшую дорогу под острыми углами.

В 13:05 (4 км от ночевки ) на перевале  (неярко  выраженном ) устроили передых.  Дальше идет каменистый спуск, на котором некоторые разгонялись до 40 км/ч.

В 13:45 с тылу въезжаем в Залесное. Крутой спуск с крутым поворотом в конце (там кое-кто выскочил  с  разгону  на травку)  - и мы,  проехав 7 км,  выезжаем на шоссе.  Посетив местный магазин,  направляем свои велосипеды в сторону  Терновки.

По шоссе ехать оказалось довольно приятно,  и 18 км  до поста, охраняющего въезд в зону, мы ехали всего полтора часа (там мы были в 15:30).  После некоторого раздумья командир решил не  вступать  в  пререкания с местным ментом, не желавшим пропускать нас в Севастопольскую зону;  в результате мы,  как настоящие герои,  пошли в обход длиной в 5 км.  На дорогу мы снова вышли только в 17:11.

Километром и десятью минутами позже пред нами предстала развилка.  Наш путь лежал влево и, конечно, в горку. Пропилив в нее 2.5 км мы выехали на новое шоссе Севастополь¾Южный берег Крыма.  Покрытие там, конечно, идеальное, но обилие выхлопных газов создавало несколько неприятное впечатление.

Кое-как добравшись  в  19:07  до Гончарного и миновав в 19:30 пост,  символизирующий конец Севастопольской зоны,  мы  решили,  что пора спать (до Гончарного от развилки по шоссе 10 км, до поста - 11).

Встали в  ста метрах за постом в жиденьких кустиках рядом с дорогой;  воду брали из озера, которое, видимо по причине весны,  залило ближайший лесок.  Вечер был теплым, но с неба слегка накрапывало, и лягушки в озере заглушали шум машин.

 

Итоги дня:

 

Проехали всего 44 км.

Погода теплая (+15 ¸25°С), ясная, к вечеру облачная; день прошел без серьезных катаклизмов, ураганов и поломок.

 

 

 

25 апреля.

 

1:40.    Все разбужены радостным воплем: "Ура! Дождь пошел!" Приняты местные меры.

2:20. Палатка мокра как снаружи, так и изнутри. Дежурные вышли спасать положение. Частично спасли.

Вставали в  7:00-7:30.  Вылезли почти все почти сразу: кому охота лежать в мокром спальнике?  Дождь  уже  кончился, выглянуло  солнце,  и пейзаж стал просто сказочным.  Правда, развешенные на всех окрестных деревьях шмотки создавали  свой колорит, но он не помешал фотографам вволю потратить слайды.

Выехали в 12:00,  высушив часть вещей и скормив местной собаке весь запас печенья. Наш путь лежит к морю...

12:45: на четвертый день пути мы, наконец, увидели море! Все в восторге; воодушевившись, продолжаем путь.

13:50 (19 км от ночевки) Приехали на  автобусную  остановку "Форос". Дальше наш путь лежит круто вверх - на Байдары;  поэтому устраиваем торжественный перекус  и  запасаем воду во фляжки. Выезжаем в 14:50.

Первые 2-3 витка серпантина довольно крутые;  но  затем подъем выполаживается. В результате 4 км до Форосской церкви мы ехали 40 минут. Полчаса на осмотр и фотографирование, затем еще 20 минут пилежки - и мы штурмом берем Байдарские ворота (7 км подъема от новой трассы Севастополь - ЮБК).

Вволю отдохнув и померзнув на нехилом ветру,  дующем на перевале, мы менее чем за десять минут проскочили до Орлиного (5 км). Там мы задержались почти на час - обедали местным молоком и хлебными палочками.

Дальше едем в 18:00. Через три км от магазина поворачиваем направо - в сторону Передового.

Встали в  19:00 около реки Черная.  Вообще говоря,  там могут гонять,  т.к. рядом охранная зона водохранилища; но не доезжая »150 метров до моста слева от дороги на взгорке есть чудное место.

 

Итоги дня:

 

 Всего проехали 41 км,  причем все по  маршруту.

 Погода днем - теплая,  ясная;  над морем - жаркая. Дождей, ураганов и поломок не наблюдалось.

 

 

26 апреля

 

Встали как обычно,  несмотря на то,  что дежурил командир. Выезжаем в 12:00. Проехав 4 км от моста въезжаем в Передовое.  По причине воскресенья магазины закрыты и хлеба нет.  Немного покрутившись по поселку, едем дальше.

За Передовым 2 км идет асфальт, затем начинается хорошо укатанная щебенка.  Примерно там же начало серпантина, витки которого в основном пологи, хотя пару раз было довольно круто.

6 км от Передового - и мы на  перевале.  Дальше  приходится быть крайне осторожными, т.к. покрытие - средней величины щебенка,  и на частых закрытых поворотах легко вылететь вниз.

Постепенно спуск выполаживается. Сначала кончается серпантин, затем щебенка (8 км от перевала), затем спуск. Дальше едем по ровному асфальту.  Три километра пути, и мы выезжаем на старую дорогу Севастополь - Ялта. Воскресенье еще не кончилось, поэтому хлеба нет ни в Новополье, ни в Голубинке.

И вот здесь,  на пятый день пути, произошел первый прокол.  Пришлось потратить полчаса на смену  камеры.  В  17:15 продолжаем наш путь в сторону Ялты.  От поворота 6 км до Соколиного (где все хлебные магазины тоже были закрыты)  и  11 до ресторана "Большой Каньон". По грунтовке, отходящей влево от дороги напротив ресторана (и перегороженной  шлагбаумом), спустились к речке Аузун-Уузень и встали почти на берегу.

 

Итоги дня:

 

Проехали 35 км (все по маршруту).  Погода теплая;  днем      слегка покапало, но больших дождей, ураганов и неприятностей не было.  Видимо, они копились на следующий день...

 

27 апреля

Понедельник - день тяжелый...

 

День обещал быть удачным. Начался он с купания в притоке вышеназванной речки - мы решили сходить в Большой Каньон, а цивильной переправы не оказалось.  Мало того -  оказалось, что  из-за весны (и,  видимо,  после дождей) речка разлилась настолько,  что залила тропу,  ведущую в Б.К.К. Нам пришлось здорово полазить по прилежащим скалам,  но до каньона мы так и не дошли.

Вернувшись, мы  обнаружили новый плевок в душу - дежурные выдали по 1 (одной ) оладье на человека (видимо, вместо хлеба). В самом "веселом" расположении духа выезжаем в 13:00 на маршрут.

Первым пострадал  механик.  Выбравшись  на  дорогу,  он вспомнил,  что забыл на стоянке маленькие плоскогубцы. Пришлось бежать искать их.  А в это время большая  часть  группы медленно но верно ехала вверх....

Поиски оказались напрасными. Но зато нашлось новое дело: пока Петр бегал в лагерь, у него спустило заднее колесо. Пока чинили, то да се, - в общем, замыкающие выехали в 13:42.

13:50 (проехали  2 км ).  Заднее колесо Петра медленно но верно продолжает спускать, и его приходится подкачивать (10 мин.).

Через два  км от ресторана нам встретился чудный родник с неплохой водой. Спешим заправить фляжки - воздух прогревается и становится жарко.

14:40 (8 км ). Наконец догнали авангард. В обочинах начал появляться снег.  Пока мы устраивали легкий перекус,  из проезжавшей сверху машины нас  обрадовали:  на  плато,  мол, снег;  машины  и  даже трактора не проходят - застревают.  В 15:20 отправляем основную группу и еще раз меняем камеру меху  - ему надоело подкачиваться каждые 10 минут.  Выезжаем в 16:10.

12 км от ночевки - первый завал поперек дороги.

14 км - завал стал постоянным. По снегу скорость движения резко упала. 4 км снега мы шли полтора часа.

18:00 (  20 км от ресторана) - мы на перевале Ай-Петри. Как говорится,  сбивает ветер с ног.  Зато у меха новая  радость  - гавкнулись собаки.  Пока мы переобуваем намокшие от снега ноги,  он  судорожно  меняет  резинки.  Затем  краткий осмотр местных достопримечательностей - Ай-Петринского меридиана, Ялты, лежащей далеко внизу, и зубцов Ай-Петри.

18:20 начало  спуска.  Везение меха передалось другим - на первом же витке упала Юля.  Упала она и на втором  витке... Дальше она ехала настолько медленно, что ...

Зато некоторые ( в частности,  хронометрист)  проехали 16 км  до ресторанчика около водопада Учан-Су мене чем за 20 минут.  Дорога там бесподобная - почти ровный асфальт, хороший  спуск и множество всяческих поворотов (кстати, иногда даже грамотно спрофилированных).  Правда,  первые три витка спуска разбиты до щебенки,  а по дороге нам встретился один КАМАЗ,  но первый велотурист из нашей группы так его пугнул, что он, видимо, до самого перевала очень скромненько полз по обочине.

Около водопада  всем захотелось пофотографироваться.  И тут (новая радость!) оказалось,  что где-то на спуске потерян один из фотоаппаратов со всеми кадрами про снег...

Встали на ночлег немного не доезжая "Поляны Сказок". От водопада до въезда в Ялту »4 км;  до отворота с окружной дороги на поляну - 7 км.  Ночевали в ложбинке »200 м не  доезжая "Поляны" слева внизу от дороги.  Вода либо из речки, либо из родника в виде трубы.  С дровами туговато, а поляна прилично замусорена  - видимо,  в сезон там очень часто стоят разного рода туристы.

 

  Итоги дня:

 

Несмотря на крайне неблагоприятные условия проехали  по маршруту 45 километров!

Погода неплохая;  утром (около 12) было жарковато;  на снегу было холодновато. В Ялте тепло и сыро.

Общий итог:  день оказался самым щедрым на поломки, потери и катаклизмы.

 

28 апреля

 

Встали поздно  (отсыпались  после  снега)  - примерно в 8 часов. К часу дня позавтракали и подъехали к "Поляне Сказок".  Пообедав  в Ялте в некоей столовой,  прокатившись на берег моря и напугав контролершу мы загрузились в троллейбус  и  отправились в Алушту.

В Алуште мы без особой спешки собрались,  покатались по набережной  и в 19:10 поехали в сторону Судака.  На развилке (6 км от почты) нам попался указатель: "Судак - 80 км".

На ночлег встали в 21:00 в восьми километрах от развилки. Там на крутом повороте вправо не доезжая »200 м до поворота на Лучистое ("Лучистое - 4 км") течет мутноватый ручеек ( возможно, только весной). От поворота »100 м в сторону Лучистого  (там  основная  дорога отворачивает вправо), а затем влево по заброшенной грунтовке.  Палатку поставили прямо  на ней.  Вообще место не ахти какое (говорят,  в Лучистом много лучше), но зато вид ночной Алушты кое-чего стоил...

 

Итоги дня:

 

Проехали по маршруту от Ялты до Алушты ХХ км  на  троллейбусе и от Алушты 8 км.

Погода с утра ясная,  к вечеру пасмурная, нежаркая. Катаклизмов, дождей и поломок не наблюдалось.

 

 

29 апреля

 

Встали, собрались,  позавтракали. Выехали в 13:10. Вернувшись на основную дорогу, мы поехали в сторону Рыбачьего, куда  и  приехали в 15:40 (25 км от ночевки). Там мы подновили свои запасы,  а кое-кто и искупался (вода более чем прохладная, но - !!!). В 17:00 продолжаем путь.

19:24 (перевал перед Приветным в 14 км от Рыбачьего). Встречный мужик обрадовал нас: в Приветном неспокойно, шалят татары...

Однако пограничники  успокоили  нас  -  мол  пока тихо. Поскольку уже вечерело, решили не лезть через новый перевал, а встать в долине Приветного.

В »100 м за мостом (со стороны Судака) надо  ехать  по грунтовке  в сторону моря до моря,  а затем вправо до речки. Место очень красивое почти рядом с морем; дров прилично; вода из речки - слегка мутноватая.

 

Итоги дня:

 

Проехали 45  км по маршруту и 1.5 до ночевки.  Погода - ясная, солнечная, теплая. Про катаклизмы и поломки не  вспоминали.

 

 

30 апреля

 

Выезжаем в  12:40.  Довольно быстро доехали до Морского (14 км  от  ночевки),  затем  при  постепенно  усиливающемся встречном ветре долго пилили до Веселого (9 км от Морского). Там долго ждали открытия магазина (с 15 до 16 по-местному). Заправившись, продолжаем путь на Судак.

18:10 - Торжественный въезд в Судак  с  запечатлеванием на фотопленку (6 км от Веселого).

От въезда в город до крепости 8 километров.  Там есть два места для стоянки (западнее крепости за санаторием МВД "Сокол"):

1) На склоне горы прямо над  водонасосом  есть  ровная площадка на »2 палатки; от дороги место закрыто соснами;

2) В овражке под  западным  бастионом  крепости  среди старинных тополей.

Дров прилично; вода либо из насоса, либо из санатория.

 

Итоги дня:

 

Всего спидометр накрутил 44 км.  Из них по маршруту  29 (без катаний по Судаку и магазинам). Погода ясная, теплая, к вечеру ветреная.

 

 

1 мая

 

После нашего подъема и торжественного подъема флага мы посетили древнюю Судакскую крепость,  а затем, здорово помотавшись по городу,  с возрастающим недоумением и голодом обнаружили, что в праздничные дни в Судаке не работает ни одна столовая. Пришлось удовлетвориться  кратким  перекусом  из  нескольких десятков пирожков.

В 18:00 мы,  наконец,  выехали на трассу.  Ехали мы 2.5 часа  и доехали почти до Щебетовки (22 км от выезда из Судака). Там, над неплохим водохранилищем (почему-то не показанном  на картах) командир решил сделать дневку.  Правда,  напоследок пришлось поэквилибрировать  по  трубе  устрашающего вида, но это было даже интересно.

Хороших мест с юга от запруды весьма прилично;  дров  много  до неприличия;  вода  в озере грязноватая,  но с запада в озеро впадает чистейший ручей (правда,  наши дежурные  сами  найти его почему-то не смогли - пришлось идти всем кагалом).

 

Итоги дня:

 

Проехали: 10 км по Судаку и 22 км по маршруту.

Погода: ясная, теплая - в общем, неплохая.

 

 

2 мая

 

Устроили шикарную дневку с помывкой и загоранием. Правда,  в озере купаться не захотел никто, но некоторые неплохо обгорели.  Завершился день манной кашей, сваренной на разведенной  муке (ее перепутали с молоком),  и долгим сидением у костра с игранием на гитаре, пением и т.д. и т.п. и пр.

 

Итоги дня:

 

Кто-то загорел,  кто-то обгорел, кто-то сходил на море.

Погода ясная, почти жаркая - то есть превосходная для дневки.

 

 

3 мая

 

Выезжаем в 13:50

13:55 прокол камеры заднего колеса Юли.  Починка  -  40 минут.

14:35 (2 км по трассе) Щебетовка.

16:30 столкновение двух велосипедов,  повлекшее падение и разбиение коленки бедной Юли. Причина - неудовлетворительные навыки вождения велосипеда в строю некоторых товарищей.

16:50 (24 км ) развилка Симферополь-Феодосия. Мы едем в Феодосию.

17:10 (5 км от развилки) Въезд в Феодосию.

17:45 (5 км  от  въезда)  Галерейная  улица.  Очередной крупный облом: музеи Грина и Айвазовского работают с 9 до 17 (по местному).

По причине воскресенья из столовых работало только кафе "Ассоль" (рядом с музеем Грина).  Больше в  центре,  видимо, есть негде.

Дежурный гастроном:  вниз от рынка дорога огибает слева большой (5-6 этажей) старый красный дом. Так вот в нем.

20:58 Наш поезд отправляется в Москву.  Оркестр  играет марш "Прощание славянки". Все плачут.