Турклуб МГТУ им. Н.Э.Баумана
ОТЧЕТ
группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана
о походе IV категории сложности по маршруту:
Артыбаш – Балыкча – р. Чулымшан – пер. Катуярык – Усть-Улаган – Акташ – Чуйский тракт – Иня – р.Катунь – Тюнгур (т/б “Высотник”) – р. Кучерла – пер. Кара-Тюрек – т/б “Высотник” – Усть-Кокса – пер Кырлыкский – Усть-Кан – пер.Ябоган – Шибе – пер Семинский – Шебалино – Чергу – Алтайский – Бийск
Руководитель похода Хомкалов Сергей.
1999 г.
Краткая характеристика похода........................................................................................................................ 3
Общая характеристика маршрута..................................................................................................................... 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ................................................................................................................... 4
23 июля (пятница)........................................................................................................................................................... 4
24 июля (суббота)............................................................................................................................................................ 4
25 июля (воскресенье)................................................................................................................................................ 5
26 июля (понедельник)............................................................................................................................................... 6
27 июля (вторник).......................................................................................................................................................... 7
28 июля (среда).................................................................................................................................................................. 8
29 июля (четверг).............................................................................................................................................................. 8
30 июля (пятница)........................................................................................................................................................... 9
31 июля (суббота).......................................................................................................................................................... 10
1 августа (воскресенье)......................................................................................................................................... 10
2 августа (понедельник)......................................................................................................................................... 11
3 августа (вторник).................................................................................................................................................... 11
4 августа (среда)........................................................................................................................................................... 12
5 августа (четверг)....................................................................................................................................................... 12
6 августа (пятница).................................................................................................................................................... 12
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.................................................................................................................... 14
Заключение......................................................................................................................................................................... 15
Приложение 1. схема маршрута........................................................................................................................ 17
ПРИложение 2. Высотный профиль маршрута..................................................................................... 18
Приложение 3. График движения...................................................................................................................... 19
Приложение 4. Пройденные перевалы........................................................................................................ 20
Приложение 5. цены на Транспорт.................................................................................................................. 20
Приложение 6. Список индивидуального снаряжения............................................................... 21
Приложение 7. Список группового снаряжения................................................................................ 21
Приложение 8. Список ремнабора.................................................................................................................... 22
Приложение 9. Список аптечки.......................................................................................................................... 22
Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в июле-августе 1999 г велосипедном походе IV категории сложности по маршруту Артыбаш – Балыкча – р. Чулымшан – пер. Катуярык – Усть-Улаган – Акташ – Чуйский тракт – Иня – р. Катунь – Тюнгур (т/б “Высотник”) – р. Кучерла – пер. Кара-Тюрек – т/б “Высотник” – Усть-Кокса – пер Кырлыкский – Усть-Кан – пер Ябоган – Шибе – пер Семинский – Шебалино – Чергу – Алтайский – Бийск.
Протяженность маршрута |
1055,7 км |
Протяженность дорог с покрытием |
739,1 км |
Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог и троп |
316,6 км |
Количество перевалов |
8 |
Суммарный набор высоты |
8555 м |
Продолжительность похода |
15 дней |
Руководитель похода |
Хомкалов С.В. |
|
|
Горно-Алтайская республика в составе России на юге граничит с Монголией и Китаем. Площадь 92 тыс. км2. Население 167 тысяч человек (на 1971 год). В республике 8 районов, 1 город и 3 поселка городского типа. Центр – г. Горно-Алтайск (35 тыс. жителей на 1971 год).
Природа Горного Алтая охватывает южную часть Алтая. В пределах республики расположена высшая точка Алтая – гора Белуха (4506 м). Высокие горные хребты (Катунский, Курайский, Северный и южный Чуйские и др.) разделены глубоко врезанными долинами или широкими котловинами, носящими название «степей» (Абайская, Улаганская Чуйская и др.). Климат резко-континентальный. Средняя температура января от –12 до –31 ° С, июля от 9 до 28 °С. Крупнейшее озеро – Телецкое. В районе Телецкого озера расположен Алтайский заповедник.
Большинство населения – алтайцы (27,8 %), русские (65,6%) и казахи (4,3% по состоянию на 1970 год). Коренное население – алтайцы.
Территория Горного Алтая заселена с древнейших времен. Здесь расположены стоянки человека эпохи нижнего и верхнего палеолита (Усть-Улаган, Усть-Кан). Через нее проходили гунны, тюркские племена, уйгуры, енисейские киргизы. С начала 13 века она входила в состав монгольской империи Чингисхана затем в состав владений разных феодальных объединений. Территория была слабо заселена. С колонизацией Сибири русскими алтайские скотоводческие племена начали принимать русское подданство. Этот процесс усилился после начала в 1755 году войны между Маньчжурскими правителями Китая и Джунгарией, в состав которой входил Горный Алтай. Спасаясь от истребления, алтайцы обратились к русским пограничным властям с просьбой принять их в подданство России. В 1756 году их просьба была удовлетворена. Население занималось кочевым скотоводством, охотой, ореховым промыслом; господствовали патриархально-феодальные отношения.
Поезд Москва – Лениногорск прибыл в Барнаул в 10:30. На вокзале нас уже ждал командир (он добирался самолетом через Новосибирск). Быстро выгрузились, нашли машину ( цены см. приложение 4) и в 15:15 выехали в Артыбаш.
Дорога через Горно-Алтайск заняла около 8 часов. В 23: с копейками мы выгрузились около турбазы, находящейся за Артыбашем на берегу Телецкого озера (3,5 километра от моста через р. Бия, соединяющего Артыбаш и Иогач).
Нам повезло – на турбазе оказался домик “с запахом”, в который нас пустили переночевать совершенно бесплатно.
Наскоро перекусили, распределили общественную нагрузку поровну между участниками; собрали и проверили велосипеды. Спать легли в половину первого.
Подъем в 6:00. Съели по бутерброду и отправились искать плавсредство, чтобы переправиться на другой берег Телецкого озера к устью реки Чулымшан.
В Артыбаше есть несколько пассажирских катеров и много моторных лодок. Кроме того, пассажирский катер есть у турбазы (раньше у нее был теплоход “Пионер Алтая”, но сейчас он стоит на приколе), а в городе есть еще грузовой катер “Белка”. За переправу к Чулымшану на пассажирском катере с нас запросили 3000 руб. (за весь катер), на моторке – 1500 руб. (за одну моторку). Но нам опять повезло – грузовой катер “Белка” как раз вез груз семье староверов в поселок в южной оконечности озера, и нас взялись переправить на нем всего за 500 рублей.
Артыбаш и Иогач – довольно большие поселки; много мелких магазинов, где можно купить почти что все. В поселке Иогач есть кафе, почта, правда, работает она с 10:00 до 15:00. Другая почта есть на турбазе (12:00-23:00 без выходных); на турбазе так же есть столовая (с 9:00 по 18:00) и душ, куда пускают всех желающих.
10:30 Погрузились и отплыли.
Переправа заняла 5 часов, еще пару часов заняла разгрузка на промежуточной остановке. Чтобы ускорить отплытие мы помогли разгружать катер. Староверы были очень благодарны нам и подарили пару банок консервов, а капитан катера даже подал трап (в Артыбаше мы загружались через борт).
Что касается погоды… Погода над Телецким за день менялась несколько раз. С утра небо было пасмурным, а как только мы отплыли пошел дождь. Так как катер был грузовой, то мы сидели на палубе и медленно промокали. Дождь то усиливался так, что не было видно берегов, то почти утихал, но не прекращался вплоть до промежуточного пункта. Затем подул ветер, тучи полностью разошлись и пару часов мы загорали и сушились на жарком солнце. Ближе к концу пути из долины Чулымшана опять вышла огромная грозовая туча и полил дождь; но к моменту выгрузки небо опять очистилось и выглянуло солнце.
17:10. Выгружаемся на берег. Проверили технику, погрузились, помахали катеру и в 17:25 наконец-то поехали. Тропа идет по западному берегу реки Чулымшан вдоль склона. Тропа идет в густой траве; ехать по ней нормально.
18:00. [3 км] Выехали на дорогу, идущую со старой турбазы. Дорога – утоптанная каменистая грунтовка. Даже после сильного дождя ехать по ней просто и приятно. По обеим сторонам – красивые лужайки с ровной травой. Очень красиво; такое ощущение, что едем по парку. Справа на склоне гор камни складываются в красивый замысловатый узор. Приходится останавливаться и фотографироваться.
[5,5 км ] Ворота. Надо сказать, что большинство небольших поселков на Алтае обнесены забором (чтоб скотина не разбредалась), а на дорогах – ворота, которые, впрочем, легко открываются и закрываются.
18:40 [10,2 км] Начался поселок Балыкча. Проезжаем не останавливаясь.
19:20 [29,4 км] Мест для стоянки довольно много. Останавливаемся на ночлег на берегу реки Чулымшан. Воду берем из реки, с дровами тоже проблем нет. Погода все еще нормальная – ясно и тепло. Сразу после ужина командир заснул, не сходя с места – сказывается разница во времени и бессонная ночь в аэропортах. Комары есть, но их к счастью мало.
ИТОГО за день: 29.4 км. Средняя скорость -17.35км/ч Погода сильно менялась несколько раз, к вечеру было ясно.
6:00 Подъем. Ночь была очень теплой.
С утра командир обнаружил потертость на покрышке заднего колеса. Для укрепления вставил под протертое место кусок толстой резины.
8:44 Выезжаем. Светит солнце, тепло.
8:50 Фотограф переупаковывает рюкзак, чтобы штанины не лезли в колеса.
9:00 Наконец-то едем. Дорога – грунтовка с хорошо утоптанным булыжником. После вчерашнего дождя много луж, но не грязно – ехать приятно.
9:08 У командира таки лопнула камера – не помогла подкладка под покрышку. Командир заменил камеру, заодно решили заменить и покрышку на запасную.
9:35 Едем дальше.
10:05 [7,6 км] Мост через реку Башкаус. Мост – новый, хороший деревянный мост.
10:30 [10,7 км] Перекус. Дорога идет вдоль реки Чулымшан. После моста некоторое время дорога идет по песку, в сухую погоду на ней наверно тяжело. Сейчас светит солнце, но дорога влажная после дождей.
11:20 [22 км] Поселок Ко. Последний километр перед поселком дорога идет по раскисшему полю. В остальном дорога – грунт с выступающими камнями. Местами больше грунта, местами – камней. Часто встречаются речки, бегущие с гор.
11:40 [23,5] Перекус. Ярко светит солнце, начинает становиться жарковато.
12:00 [25,1] Брод через небольшой рукав Чулымшана.
12:15 [26 км] Брод обратно на берег.
12:45 [36,3 ] Большой перекус. Дорога идет вдоль прижима, много камней и мало деревьев и тени. Жарко – 35°; потихоньку обгораем.
14:05 [41 км] Командир порвал цепь; заодно и перекус.
14:30 Выкинули два звена. Едем дальше.
15:30 [61,8 км] Встали на перекус у ручья, пересекающего дорогу. В этом месте на Чулымшане огромный порог, длиной более километра. Посидели на огромном камне у воды, пофотографировали беснующуюся воду. В результате перекус растянулся почти на час.
17:05 [78 км] Подъехали к началу подъема на перевал Катуярык (большой щит, после которого дорога очень круто лезет вверх). Решили вставать на ночлег, а на штурм идти с утра на свежую голову. Проехали по берегу около двухсот метров; палатку поставили на открытом месте, готовили в кустах на берегу. Помылись, искупались, сушили влажные вещи. После ужина командир зашивал покрышку и вспоминал прошлые походы.
ИТОГО за день: 78 км. Средняя скорость -12.9км/ч Погода: целый день шпарило солнце, изредка набегали облака. Вечером из долины реки Башкаус выползла огромная грозовая туча, но до нас она не добралась – ушла в сторону Телецкого озера.
6:00 Подъем. Ночь была очень теплой, можно было спать без спальника. С утра было прилично комаров.
8:40 Начинаем подъем на перевал. Подъем очень крутой (стоит знак 12%) и, естественно, грунтовый.
9:11 [ 1,4 км] Уклон явно больше заявленных 12%. Ехать невозможно даже на самых пониженных передачах – приходится идти пешком, изображая вьючное животное. Обогнавший нас «козел» на одном из подъемов остановился, и не смог тронуться с места; пришлось ему откатываться назад на более ровное место.
10:20 [3,8 км] Наконец-то привал с перекусом. Мелкие привалы приходится делать через 20-25 минут. Солнце так и шпарит, и на крутом склоне укрыться от него негде.
10:40 [4,5 км] Кончился серпантин. Дорога выходит на холм, круто обрывающийся к реке. Фотографируемся над обрывом. Вид просто обалденный.
11:07 Едем дальше. На термометре 34 °С
12:10 [9 км] Первая речка после начала подъема. Привал. Умываясь, командир с фотографом аж стонали от удовольствия. Очень неплохое место для стоянки – много дров, мест под палатку.
Дорога понемногу выполаживается. Довольно много ровных участков, есть локальные крутые спуски и подъемы. Пред речкой в нашу дорогу сверху влилась грунтовка, идущая от реки Талбулга.
13:27 [15,1 км] Большой перекус. Почти въехали на перевал. Долина уже идет вниз, а дорога все лезет и лезет вверх.
14:00 [16,3 км] Перевал. Судя по карте, мы на высоте около 2000 метров. Едим перевальную шоколадку. Командир произнес речь: “Эту шоколадку мы съели с чудным видом на безымянное озеро…” Внизу действительно видно красивое озеро.
15:05 [ 28,7 км] Перекус. С перевала идет обалденный грунтовый спуск. Есть несколько щекочущих нервы участков, на которых максимальная скорость зашкаливала за 60 км/ч. Далее дорога выполаживается и идет по полям. В дождь может размокнуть.
Жарко – 36 °С.
16:00 [ 41,5 км] Пересекли вброд речку Балыктуюль и выехали на дорогу Балыктуюль – Усть-Улаган. Это укатанная гравийная дорога. Местами на ней заметны следы асфальта.
16:55 [53,5 км] Приехали в Усть-Улаган. Отправили с телеграфа пару телеграмм, пополнили запасы продуктов (в магазинах есть все что надо) и в 17:30 выезжаем дальше. От Усть-Улагана в сторону Акташа идет неплохой асфальт.
17:45 [ 63,5 км] Сворачиваем с дороги на Акташ вправо на грунтовку, ведущую к реке Кубадру. На ночлег встали в километре от дороги на берегу этой самой речки в густом лесу из лиственниц.
ИТОГО за день: 63.5 км. Средняя скорость –11,1 км/ч Погода – солнечно, жарко. Вечером (уже после ужина) на нас налетела гроза, чай пришлось допивать в палатке…
27 июля (вторник)
6:00 Подъем. После грозы пасмурно. Температура 18°С (видно, после грозы)
9:00 Выезжаем.
9:24 [6,7 км] Переезжаем мостик через речку Кубадру. Едем по асфальту, дорога идет в небольшую горку.
[8,5 км] Кончился асфальт. Подъем постепенно становится все круче.
9:55 [11,9 км] Привал. Облака становятся все тоньше – сквозь них временами проглядывает солнце.
10:58 [19,9 км] Привал. Светит солнце – становится жарковато.
Приближаемся к перевалу. Много мелких речушек, но дорога хорошо ухожена.
11:55 [ 24,8км] Улаганский перевал – высота 2090 м над уровнем моря. Перед перевалом с километр 10% уклона. На перевале нежарко (20°), ветерок холодит вспотевшие спины.
12:20 [29,5 км] Обедаем. Место очень красивое – рядом с озером Узункель. На плато вообще много озер.
13:45 [48,5 км] Въезд в Акташ. Дорога от озера Узункель идет на спуск. После довольно крутого участка идет несколько километров вдоль озера Чейбеккель, прозванного местными жителями мертвым (там почему-то не водится никакая рыба). А потом начинается очень крутой спуск в узком ущелье вдоль реки Чибитка. Спуск очень красив, особенно красивы т.н. Красные ворота – узкий проезд между двумя красными скалами. Дорога везде неплохая ровная гравийка, только на спуске немного размыта.
В Акташе мы докупили продуктов (есть почти все), позвонили домой. Там так же есть столовая, но мы ее заметили слишком поздно, лень было возвращаться.
14:50 [ 52,5 км] Выезжаем на Чуйский тракт. Наконец-то асфальт!
[56,0 км] Перед поселком Чибит справа от дороги – судя по указателю – есть гостиница, баня.
[62 км] Выехали к Чуе. По сравнению с Чулымшаном она выглядит очень грязно
16:10 [ 72,3 км] Перекус на реке Бока.
18:30 [102,3 км] Приехали к селению Белый Бом. На въезде встретили туриста, который радостно замахал нам руками. Оказалось, что мы должны были по пути обогнать другую группу велотуристов, из которой и был означенный турист. Правда, в горах у него украли велосипед, и он был вынужден передвигался на попутках.
Белый Бом – небольшой поселок. Состоит из автозаправки, кафе (работает с 8 до 24 ежедневно) и пары домиков. Мы поели в кафе (суп, гуляш с гречкой, пара пирожков, чай обошлись в 26 руб.) и решили встали на стоянку на берегу Чуи недалеко от кафе. В эту ночь мы решили не готовить, а встать попозже и позавтракать в кафе. Но даже ставить палатку не пришлось. Недалеко строилось несколько домиков (что-то типа кемпинга), и строители пригласили нас переночевать в недостроенном домике.
ИТОГО за день: 102,3 км. Средняя скорость -16.8 км/ч Погода: с утра пасмурно, 18°. Днем распогодилось, но к вечеру натянуло облачка, даже прошел небольшой дождик.
28 июля (среда)
7:15 В домике не было одной стены – спали на свежем воздухе. Поэтому будильник никто не услышал. И хорошо – кафе открывалось в 8, а 45 минут на сборы хватило с лихвой. Ночью опять было тепло – утром на термометре было 19°.
9:00 Выезжаем.
10:40 [ 30,5 км] Слияние Чуи и Катуни. Очень красиво зеленоватые струи Катуни смешиваются с серыми водами Чуи.
На участке от Белого Бома до слияния встать на ночевку негде – берега Чуи голые.
11:10 [39 км] Подвесной мост через Катунь. Под мостом отличный пляж, где мы с наслаждением искупались.
12:05 Выезжаем от моста в сторону Инингеля. Дорога, идущая вдоль Катуни, - каменистая грунтовка. Вместе с дорогой то несемся вниз, то лезем вверх.
13:30 [51,8 км] Обедаем. На ферме купили 6 литров молока (по 5 рублей литр). И еле выпили – чуть жадность на погубила.
За фермой - бурная речка с глубоким бродом. Правда, ниже по течению есть мостик, но его заметили, когда сухим остался лишь командир. На берегу этой речки очень неплохое место для стоянки.
14:15 [58,9 км] Инингель. Маленький поселок; есть магазин, но работает он без графика, да и нет там ничего. Расспросили про дорогу. Как нам рассказал местный житель, раньше вдоль Катуни до Тюнгура шла автомобильная дорога. Сейчас она давно заброшена, местами сильно засыпана или сползла, но до сих пор по ней ездят мотоциклы и ходят лошади и пешие туристы.
16:10 [67,2 км] Перед крутым поворотом Катуни дорога раздваивается – одна колея лезет вправо резко вверх на холм, а другая поворачивает налево и огибает холм, спускаясь к самой Катуни. Наша дорога лежит влево – правая дорога заканчивается на холме, а дальше идет конная тропа, по которой проехать на велосипеде с рюкзаком весьма затруднительно.
16:49 [71,4 км] Прокололи сразу две камеры – на переднем колесе штурмана и на переднем колесе завхоза. Видно, проехали по какому-то колючему кусту.
Дорога после крутого спуска идет по полке, вырубленной в скале. Как и рассказывали, полка местами засыпана камнями, местами сползла в реку.
18:24 [79,67 км] Выбрались на большую площадку. На ней установлено простое каменное изваяние – дух гор. Мы посидели около него, принесли в жертву пару пряников и несколько конфет и попросили удачи.
18:45 [87,5 км] Дорога выбралась на небольшой перевальчик перед рекой Казнахта.
18:55 [89,1 км] Река Казнахта. Мы ее пересекли по импровизированному мостику – нескольким лежащим рядом деревьям.
Сразу за рекой слева от тропы в зарослях крапивы стоит избушка. Мы решили не ставить палатку, а переночевать в избушке.
ИТОГО за день: 89.2 км. Средняя скорость- 16. км/ч Погода: весь день светило солнце, было жарко.
6:00 Подъем. Тепло (19°), но на крапиве много росы.
С утра механик (он же командир) клеил проколотые вчера камеры. Провели профилактику велосипедов. Попутно повытоптали крапиву вокруг избушки – уж очень она ядреная.
10:15 Выходим на дорогу. Тропа идет перпендикулярно Казнахте вдоль долинки пересохшего ручья Березовый пал. Пройдя через поляну с крапивой, попадаем в лес, где подъем становится довольно крутым. Местами приходится идти пешком.
10:37 [1,2 км] Дорога стала пологой – можно ехать. и оказалось, что у завхоза спускает свежезаклеенная камера. Меняем.
11:30 [5 км] Вышли из леса – и попали в огромный земляничник. Паслись тридцать минут.
После земляничника тропа начинает понемногу лезть вверх. Несколько километров тропа идет вдоль очень крутого склона. Кое-где даже пришлось идти пешком – ехать опасно.
13:00 [ 19,7 км] Тропа резко спустилась вниз (были заметны следы когда-то существовавшего здесь серпантина) и вышла на грунтовку, идущую от летника вдоль берега Катуни.
13:15 [ 25,9 км] Перешли речку Тургунда. За речкой началась нормальная хорошо езженная грунтовая дорога.
13:55 Встретили мототуристов из Новосибирска, едущих нам навстречу. Пофотографировались, обсудили дорогу.
15:30 [33,8 км] Обед. Неплохое место для стоянки.
15:57 [43,0 км] Тюнгур (магазин). Абсолютно пусто.
16:10 [44 км] Мост в Тюнгуре. За проезд по мосту с нас взяли калым – по пять рублей с велосипеда.
16:20 [45 км] Турбаза “Высотник”. Мы решили остановиться там, помыться в бане, отдохнуть.
Мы обнаружили следующие цены:
Жилье: кемпинг – 20 руб. без белья (30 с бельем); домик – 30 руб без белья (40 с бельем)
Еда: завтрак 20 руб, обед – 30 руб, ужин – 25 руб.
Баня: 25 руб с человека (пара часов)
Камера хранения – 10 руб место в сутки.
Кроме того при базе есть магазинчик, но он довольно хилый – можно купить разве что еду перекус.
Вечером помылись в бане, обсудили положение дел и решили совершить радиальный выход – посмотреть на Белуху. Тем более вечером договорились, что нас отвезут туда обратно на лошадях. Максимально облегчили рюкзаки, сдали ненужные вещи и велосипеды в камеру хранения и отправились спать.
ИТОГО за день: 45 км. Средняя скорость- 9.6 Км/ч Погода – солнечно, днем было жарковато.
6:00 Поднялись как обычно, так как с лошадьми договорились на семь часов.
10:00 Лошадей все нет. Решили ехать своим ходом. Взяли велосипеды, погрузились на них и в11:30 отправились в путь.
12:30 [9,8 км] От поселка Кучерла к подножию горы Белуха можно подобраться двумя способами. Первоначально планировалось переехать перевал Кузуяк и идти вдоль реки Аккем до Аккемского озера. Но из разговоров с горными туристами выяснилось, что тропа вдоль реки Кучерла больше подходит для езды на велосипедах. Принимаем решение – ехать вдоль Кучерлы до речки Текелюшка, оставить велосипеды внизу с одним человеком и пешком сходить на перевал Кара-Тюрек посмотреть на Белуху.
14:30 [21 км] Дорога пересекла мостик и ушла на западный берег Кучерлы, а мы поехали по тропе вдоль восточного берега. Первые километров семь ехать можно почти везде. Потом тропа становится все менее и менее проезжей из-за поваленных деревьев и больших камней.
17:10 [31,2 км] Небо заволокло тучками, начинает сыпать мелкий дождик, а до Текелюшки по нашим прикидкам еще километров пять. Решаем ночевать здесь, тем более что место очень неплохое – в Кучерлу впадает сильная чистая речка, место под палатку почти что ровное – а утром встать пораньше и идти пешком без лишнего груза.
ИТОГО за день: 31,2км. Средняя скорость- 8,3 км/ч Погода: с утра солнечно, около пяти часов набежали тучки, прошел небольшой дождик; потом опять выглянуло солнце.
Весь день нам попадались пешеходные туристы, идущие нам навстречу или идущие попутно с нами. Несколько групп прошло мимо нас, когда мы уже стояли лагерем. Вечером к нашему костру присоединился шестидесятилетний альпинист – одессит с дочкой, прошедшие сегодня Кара-Тюрек.
Так же выяснилось, кто будет сторожить велосипеды – у фотографа прохудились кроссовки, и он решил не рисковать ногами на осыпях.
Встали затемно – в 5:00. Наскоро приготовили завтрак и 6:10 вышли на штурм. Оказалось, правильно, что мы не стали ломиться до Текелюшки с велосипедами – последние пять километров тропы совершенно не подходят для езды.
7:20 [5 км] Дошли до Текелюшки. Начинаем подниматься по тропе к перевалу.
11:45 [13 км] Перевал Кара-Тюрек 1а высотой 3060 метров взят. На перевале берем из тура записку туристов из турклуба “Эдельвейс” из Новосибирска под руководством Кориневского А.Б., прошедших этот перевал в горном походе 2 к.с. Оставляем в туре свою записку.
С перевала открывается отличный вид на гору Белуха – высшую точку Алтая – и на окрестные горы. Фотографируемся, любуемся красотами, съедаем перевальную шоколадку – и вниз.
16:30 [26 км] Наконец-то добрались до лагеря. Нас уже ждет еда, сготовленная убежавшим вперед завхозом. Командир, посоветовавшись с группой, решает – надо сегодня вернуться на турбазу “Высотник”, а завтра ехать дальше по маршруту. Тем более, что на спуске с перевала всем встречным горникам он говорил – “Спешим, мол, надо сегодня успеть в баню на турбазе…”
20:45 Приехали на турбазу. Как ни странно, вниз мы доехали гораздо быстрее, чем вверх. Да и еще успели на ужин и к бане.
ИТОГО за день: 57.2 км. Погода – замечательная. Светило солнце, но было не жарко.
8:00 Поднялись поздно – отсыпались после вчерашнего. Всю ночь и утро шел дождь – мы порадовались, что вернулись на базу еще вчера. По размокшим горным тропам ездить ой как тяжело.
11:30 Прощаемся с гостеприимной базой “Высотник”, и снова в путь. Погода не радует – сумрачно, правда, тепло. Проехали по мосту в Тюнгур, и сразу начался дождь.
От Тюнгура идет гравийка. Она почти не размокает, при дожде ехать по ней нормально, но вот грязи летит порядочно. Нас с завхозом спасали крылья, а остальным пришлось несладко.
12:20 [12,5 км] Катанда. Мы мокрые и грязные. Перекус.
[34,5 км] Поворот на Мульту.
14:05 [37,7 км] Начался асфальт. А вот дождь кончился.
14:15 [39,3 км] Перекус на небольшой речке, пересекающей дорогу. Умылись, почистились.
15:30 [61,6 км] Усть-Кокса. В ней несколько магазинов (есть круглосуточный), почта, телеграф. Командир набросился на мороженное и съел шесть порций сразу.
Прикупили продуктов, поставили печать на телеграфе и поехали дальше.
Сразу за Усть-Коксой кончился асфальт.
17:00 [66,3 км] Река Малая Громотуха; большой щит “начало грунтового перевала Громотуха”. Встаем на ночлег справа (выше) от дороги.
ИТОГО за день: 66.3 км. Средняя скорость- 18.6 км/ч Погода: до обеда шел дождь, распогодилось; вечером было ясно.
День рождения завхоза.
6:00 Подъем.
8:20 Выезжаем. Небо не очень располагает к долгим сборам – плотно затянуто тучами. Как и ожидалось (судя по отчетам предыдущих групп), перевал Громотуха оказался почти ровной дорогой с несколькими резкими подъемами и спусками.
9:10 [13,8 км] Река Тюгурок. Перекус.
10:25 [36,5 км] Начался асфальт.
11:20 [47,0 км] Село Абай. Купили молока, пообедали.
13:10 [65,3 км] Поселок Сугаш. За поселком опять кончился асфальт, опять гравийка. Идет плавный подъем на перевал Кырлыкский.
14:55 [ 78,1 км] Перевал Кырлыкский. Он оказался нудным и несложным.
После перевала мы ехали в долине реки Кырлык. В тех местах очень своеобразные и красивые горы – напоминают спину дракона.
16:45 [105,6 км] Река Чарыш. Здесь мы решили встать на ночлег. Неплохое место справа от дороги метрах в 150. Как всегда на берегу речки.
ИТОГО за день 105.6 км. Средняя скорость- 17.8 км/ч Погода – с утра пасмурно, потом тучи растянуло и весь день светило солнце.
6:00 Подъем. Утром было зябко - 12°. Но быстро взошло солнце – и мы согрелись.
8:50 Выезжаем на дорогу.
9:30 [13,1 км] Усть-Кан. Центральная площадь. Много магазинов. Есть все, даже сухое молоко.
После Усть-Кана начался асфальт.
12:02 [ 40,4 км] Поселок Ябоган. В поселке несколько магазинов, пельменная (порция вкусных пельменей стоит 8 рублей).
14:20 [ 54,9 км] Перевал Ябоганский. Опять несложный.
После перевала опять начинается гравийная дорога.
16:30 [72,8 км] Заехали на ферму слева от дороги купить – как всегда – молока. А нам в нагрузку продали трехкилограммовую ногу косули за смешные деньги – 25 рублей.
16:50 [74,5 км] Немного отъехали от фермы и решили встать на стоянку на берегу реки Ело. Лес действительно еловый. На костре на вертеле жарили ногу и срезали с нее печеное мясо. Сказочно вкусно!
ИТОГО за день: 74.5 км. Средняя скорость- 19.0 км/ч Погода: хорошая. Солнечно, но не жарко.
6:00 Подъем. Каждое утро все холоднее и холоднее – сегодня было 8°.
8:40 Выезжаем.
[11,8 км] Поворот на село Ело.
[17,2 км] Кара-Кобе.
[21,9 км] Теньга.
10:45 [37,9 км] Поселок Туэкта. Опять купили молока.
11:20 [38,5 км] Выехали на Чуйский тракт. На тракте наконец-то начался асфальт.
12:45 [56,3 км] Проезжаем село Зайсанская елань.
13:05 [59,4 км] Когда мы были на мосту через реку Тургола, началась гроза. Чтобы не мокнуть зря, мы спрятались под мост и сидели там около часа, пока дождь не кончился.
15:00 [68,6 км] Перевал Семинский. Представляет собой длинный пологий тягунок. На подъеме везде лежит асфальт. Сфотографировались у памятника, поели шашлычка за 12 рублей и поехали вниз.
Спуск с перевала гравийный, но довольно крутой и без опасных поворотов. Скорость все девять километров была выше 50 км/ч.
Когда дорога выполаживается – снова начинается асфальт.
[97,5 км] Отворот на Шебалино. Новый Чуйский тракт обходит вокруг Шебалино. Мы сфотографировались у таблички и решили в поселок не заезжать.
[104 км] Дорога из Шебалино.
[109,5 км] Встаем на ночевку. После мостика через бурный грязный ручеек свернули налево на грунтовку. Проехали по раскисшему полю и встали рядом родником.
ИТОГО за день: 109,5 км. Средняя скорость- 21,2 км/ч Погода: в общем ясно, но в середине дня прошла гроза.
6:00 Подъем. Встали, приготовили завтрак, поели – и тут пошел дождь. Хорошо, что палатка была не собрана. Все забились в палатку, да так под дождик и уснули.
11:45 Выбрав перерыв в дожде, все-таки выезжаем. Но почти сразу дождь снова начинает моросить.
[6,7 км] Проезжаем поселок Мыюта.
13:00 [25,4 км] Приехали в Чергу. Дождь все идет.
15:30 [59,8 км] Перевал Комарский. Идет дождь, плохо видно в тумане. Осторожно начинаем спуск.
17:10 [78,0 км] Приехали в Комар. Дождь почти кончился. Накупили пирожков, спросили, где можно переночевать – и нас приютила местная жительница. Переночевали в отдельной избушке всего за 50 рублей (со всех).
ИТОГО за день: 78.0 км. Средняя скорость- 22.3 км/ч Погода: мерзкая. Весь день шел дождь, временами очень сильный. Только к вечеру он немного стих. Хорошо еще, что было тепло.
6:00 Подъем.
9:00 Выезжаем. Небо почти чистое.
10:15 [32,3 км] Остановились на рынке Алтайского.
11:00 [38,4 км] Пост ГАИ. Нас догнала гроза. Пережидаем под козырьком поста.
17:00 [126 км] Вокзал города Бийска.
В Бийске встали в гостинице ”Бия” (ул. Л.Н.Толстого, д.144). 4-х местный номер стоит 4х37=148 рублей. Попарились в баньке на улице Красноармейской, 85 (5 рублей с человека в час).
ИТОГО за день: 126 км. Средняя скорость- 23.0 км/ч Погода: переменная, временами шел дождь, временами было ясно.
ИТОГО за поход: |
|
Всего пройдено |
1055,7 км. |
В т. ч. асфальт |
473,4 км |
Гравийные дороги |
265,7 км |
Грунтовые дороги |
212,2 км |
Пешеходные и конные тропы |
104,4 |
Суммарный набор высоты |
8555 м |
Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:
· Один горный велосипед спортивного класса - GT Backwoods, система передач Alivio – STX, тормоза XT
· Остальные горные велосипеды туристического класса - Merida Dakar 690 SX (STX RX / Alivio, кассета MegaRange T34, амортизированная вилка), Merida Dakar 680 (монетки Altus/ втулки Acero / система Alivio), Trek 820; оборудование Altus – Alivio
Пройденный маршрут характеризовался условиями средней тяжести. Соответственно некоторое оборудование вышло из строя, а именно:
- была протерта одна покрышка (довольно старая покрышка не очень высокого качества);
- вылетела пара спиц на одном велосипеде (большой вес седока);
- порвалось одно звено цепи;
- несколько проколов.
Очень хорошо себя показал велосипед с амортизированной вилкой. На грунтово– каменистых спусках такая вилка существенно уменьшает нагрузку на руки, а так же уменьшает износ резины.
На одном из велосипедов использовались контактные односторонние педали. С одной стороны, они сильно пригодились на крутых подъемах; с другой стороны на грязной дороге замки забиваются грязью и перестают работать на отцепление, что может привести к падению.
В этом походе был проведен следующий эксперимент. Вместо обычного велорюкзака один участник вез небольшой наспинный рюкзак (специально изготовленный для велосипедистов). При этом он максимально уменьшил вес снаряжения (очень легкий спальник и коврик; минимум личных вещей, выполняющих много функций). Вес его рюкзака с полной общественной нагрузкой не превышал 12 кг. Использование такого рюкзака требует определенной тренировки; зато на тропах с большим количеством обносов, на крутых неровных спусках такой рюкзак дает значительные преимущества его владельцу.
В целом, техника прошла поход весьма успешно.
Спортивный поход по маршруту Артыбаш – Балыкча – р. Чулымшан – пер. Катуярык – Усть-Улаган – Акташ – Чуйский тракт – Иня – р.Катунь – Тюнгур (т/б “Высотник”) – р. Кучерла – пер. Кара-Тюрек – т/б “Высотник” – Усть-Кокса – пер Кырлыкский – Усть-Кан – пер. Ябоган – Шибе – пер Семинский – Шебалино – Чергу – пер Комарский – Алтайский – Бийск пройден группой велотуристов МГТУ им Баумана. Замечаний к участникам похода нет. Во время похода выполнены требования, предъявляемые к походам четвертой категории сложности. При протяженности маршрута в 1055 км, поход сочетал как достаточно большой набор высоты (8555 м), так и протяженные участки грунтовых дорог и троп (около 400 км). При этом основной набор высоты происходил именно по грунтовым дорогам и тропам. Высокий темп движения на маршруте обусловлен хорошей физической подготовкой участников и хорошей экипировкой.
.
Руководитель туристской группы
Хомкалов Сергей.
|
Телецкое |
Балыкча |
Башкаус |
Ко |
|
|
** |
пер Катуярык |
Балыктуюль |
Усть-Улаган |
|
пер Улаганский |
Акташ |
|
|
|
|
Белый Бом |
|
|
Инингель |
|
|
|
Казнахта |
|
р. Тургунда |
Тюнгур |
|
пер. Каратюрек |
|
Тюнгур |
|
|
|
Усть-Кокса |
пер Громотуха |
|
Сугаш |
пер. Кырлыкский |
р. Чарыш |
Усть-Кан |
|
пер. Ябоганский |
|
|
Туэкта |
|
пер. Семинский |
Шебалино |
|
Черга |
|
пер Комарский |
|
Алтайское |
|
Бийск |
|
|
|
|
Дата /день пути |
Участок маршрута |
Место ночлега |
Протя- жен- ность |
Кол-во ходовых часов |
Способ передвижения |
24/07/99 первый |
Артыбаш - озеро Телецкое - Балыкча |
Балыкча |
29,4 |
1:42 |
катер, велосипед |
25/07/99 второй |
Балыкча - пер. Катуярык |
пер. Катуярык |
78 |
5:15 |
велосипед |
26/07/99 третий |
пер. Катуярык - Усть-Улаган |
река Кубадру |
63,5 |
4:48 |
велосипед |
27/07/99 четвертый |
Усть-Улаган – Акташ – Белый Бом |
п. Белый Бом |
102,3 |
6:12 |
велосипед |
28/07/99 пятый |
Белый Бом – Инингель – р. Казнахта |
р. Казнахта |
89.2 |
4:52 |
велосипед |
29/07/99 шестой |
р. Казнахта - Тюнгур – т/б "Высотник" |
т/б "Высотник" |
45 |
3:35 |
велосипед, пешком |
30/07/99 седьмой |
т/б "Высотник" – р. Кучерла |
р. Кучерла |
31,2 |
3:05 |
велосипед, пешком |
31/07/99 восьмой |
р. Кучерла – пер. Каратюрек – т/б Высотник |
т/б "Высотник" |
57,2 |
2:15 |
велосипед, пешком |
1/08/99 девятый |
т/б "Высотник" – Усть-Кокса |
Усть-Кокса |
66.3 |
3:35 |
велосипед |
2/08/99 десятый |
Усть-Кокса – пер. Кырылыкский – р. Чарыш |
р. Чарыш |
105.6 |
5:55 |
велосипед |
3/08/99 одиннадцатый |
р. Чарыш – Усть-Кан – пер. Ябоганский |
пер. Ябоганский |
74.5 |
3:54 |
велосипед |
4/08/99 двенадцатый |
пер. Ябоганский – Туэкта – пер. Семинский – Шебалино |
п. Шебалино |
109.5 |
5:07 |
велосипед |
5/08/99 тринадцатый |
Шебалино – Черга – пер Комарский – дер. Комар |
дер. Комар |
78.0 |
3:44 |
велосипед |
6/08/99 четырнадцатый |
дкр. Комар – Алтайское – Бийск |
Бийск |
126 |
5:08 |
велосипед |
№ |
Дата |
Название |
Высота (м) |
Категория |
Покрытие |
Способ прохождения |
1 |
26.07.99 |
Катуярык |
1975 |
н/к |
грунт |
пеше- вело |
2 |
27.07.99 |
Улаганский |
2090 |
н/к |
асф/грунт |
вело |
3 |
31.07.99 |
Каратюрек |
3060 |
1а |
грунт |
пеше |
4 |
02.08.99 |
Громотуха |
1450 |
н/к |
гравий |
вело |
5 |
02.08.99 |
Кырлыкский |
1500 |
н/к |
гравий |
вело |
6 |
03.08.99 |
Ябоганский (Аялу) |
1550 |
н/к |
асфальт |
вело |
7 |
04.08.99 |
Семинский |
1600 |
н/к |
асфальт |
вело |
8 |
05.08.99 |
Комарский |
1400 |
н/к |
асфальт |
вело |
|
|
|
|
|
|
|
Билет на автобус из Барнаула в:
Новосибирск – 75 руб. (маршрутка – 100 руб);
Бийск – 42 руб;
Горно-Алтайск – 60 руб.
Машина из Барнаула в:
Бийск – 300 руб.
Артыбаш – 1500 руб.
Тюнгур – 4000 руб.
Усть-Каменогорск (Казахстан) – 180-200 $
Билет на поезд Барнаул – Бийск – 27 руб.
Билет на автобус из Горно-Алтайска в:
Артыбаш – 48 руб.
Кош-Агач – 104 руб.
Усть-Улаган – 94 руб.
Тюнгур – 108 руб.
(для сравнения цена доллара во время похода 22-23 рубля)
- кроссовки с жесткой подошвой |
|
- коврик длиной в рост |
|
- велосипед |
|
- запасные стельки (войлок) |
|
- спальник |
|
- чехол для велосипеда |
|
- носки простые (³ 3 пар) |
|
- хобба (сидушка) |
|
- велорюкзак |
|
- носки шерстяные (³ 2 пар) |
|
- КЛМН |
|
- крепеж рюкзака (эспандеры) |
|
- нижнее белье – 2 комплекта |
|
- спички (личный н.з.) |
|
- индивидуальный ремнабор |
|
- купальный костюм |
|
- носовые платки (2-3) |
|
- тряпочка для протирки вело |
|
- футболка х/б (1-2) |
|
- мыло туалетное |
|
- насос + шланг своего формата |
|
- олимпийка (водолазка) шерсть |
|
- паста зубная |
|
- запасная камера |
|
- свитер шерстяной толстый |
|
- щетка зубная |
|
- спицы с ниппелями (8+8) |
|
- куртка (штормовка) |
|
- расческа |
|
- фляга + держатель |
|
- накидка от дождя |
|
- белый друг |
|
|
|
- штаны (трико) х/б |
|
- индивид. аптечка |
|
|
|
- штаны (трико) шерстяные |
|
- личный фотоаппарат |
|
|
|
-штаны непродуваемые (болонья, капрон) |
|
|
|
|
|
- велотрусы (шорты) |
|
-паспорт |
|
|
|
- шапочка шерстяная д/сна |
|
- студак |
|
|
|
- кепка для езды |
|
-деньги |
|
|
|
- перчатки кожа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- перчатки хлопок |
|
|
|
|
|
- очки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- палатка + каркас + колья |
|
- фонари – по 1 шт. на палатку |
|
- примус, стеклоткань |
|
- тент для палатки |
|
- запасные батареи, лампочки |
|
- ЗИП примуса |
|
- полиэтилен д/велосипедов, |
|
- свечи |
|
- емкость, шланг для бензина |
|
- замок и трос д/велосипедов |
|
|
|
- таганок или тросик + крючки |
|
-топор средний, чехол, клин |
|
- ручки + блокнот |
|
- спички, гермоспички |
|
- пила – тросик |
|
- компас |
|
- растопка (сух. спирт, оргстекло) |
|
|
|
- часы – будильник |
|
- рукавица костровая |
|
- маршрутная книжка |
|
- фотоаппаратура, фотопленка |
|
- каны с крышками |
|
- карты, описания маршрута |
|
|
|
- щетка для мытья канов |
|
- расписания |
|
- ремнабор (см. отдельно) |
|
- скатерка |
|
- билеты |
|
- швейнабор (см. отдельно) |
|
- половник |
|
|
|
- аптечка (см. отдельно) |
|
- консервный нож |
|
- гитара |
|
|
|
|
|
- игральные карты |
|
- мыло хозяйственное для |
|
- безмен |
|
|
|
|
|
|
|
- пассатижи |
|
- велокамеры (2 шт.) |
|
- полотно ножовки |
|
- отвертки (крест, шлиц) |
|
- часть велопокрышки (2 шт.) |
|
- металлические пластинки |
|
- пинцет |
|
- часть обода (4 –5 отверстий) |
|
- смазка густая, жидкая |
|
- напильник трехгранный |
|
- спицы передние 10-20 шт. |
|
- клей «момент» |
|
- переключатель в сборе + тросик |
|
- спицы задние 20-30 шт. |
|
- кипперная лента |
|
- гайки, болты, шайбы на все узлы |
|
- ось передняя в сборе + конус |
|
- изолента |
|
- клинья шатуна и гайками ( 2 компл.) |
|
- ось задняя в сборе + конус |
|
- тонкая и мягкая проволока |
|
- велоаптечка (комплект) |
|
- педаль левая и правая |
|
- комплект ключей |
|
- ниппельная резинка (15 см) |
|
- комплект тросиков |
|
- ниппельный ключ |
|
- качественный насос |
|
- тормозные колодки (3 шт.) |
|
- собачки + пружинки |
|
- шланги к насосам ( оба типа) |
|
- замок седла и ось седла |
|
- выжимка цепи |
|
- шарикоподшипники (2-3-5 мм) |
|
- правый шатун (трехлапка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перевязочный материал |
Бинт |
Стерильный |
|
|
|
|
Нестерильный |
Широкий (14x5 см) |
|
|
|
|
Средний (7x5 см) |
|
|
|
Эластичный |
|
|
|
Лейкопластырь |
Бактерицидный |
|
|
|
|
Мозольный |
|
|
Обеззараживающие |
Настойка йода 3-5% |
|
|
|
средства |
Зеленка |
|
|
|
|
Спирт этиловый 300 мл |
|
|
|
|
Марганцовка в порошке |
(обработка ран 0.1- 0.5% |
|
|
|
|
полоскание при ангине 0.01- 0.1 % ) |
|
|
|
Перекись водорода в таблетках 12-25 шт |
|
||
Сердечно- сосудистые |
Валидол |
|
|
|
средства |
Кофеин |
|
|
|
|
Нитроглицерин |
|
|
|
Обезболивающие и |
Аспирин |
|
|
|
жаропонижающие |
Анальгин |
|
|
|
|
Димедрол |
|
|
|
Желудочно - кишечные |
Бисептол |
|
|
|
|
Левомицетин |
|
|
|
|
Активированный уголь |
|
|
|
Противовоспалительные |
Сульфодиметоксин |
|
|
|
|
Эритромецин |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства для кожи |
Детский крем |
|
|
|
|
Кремы против обветривания |
|
|
|
Витамины |
Аэровит |
|
|
|
|
Пентавит |
|
|
|
|
Витамин С |
|
|
|
Другое |
Нашатырь |
|
|
|
|
Випросал |
|
|
|
|
Анизатрон (от мышечной боли) |
|
|
|
|
Пантенол (от ожогов) |
|
|
|
|
Звездочка (от насморков, головной боли) |
|
||
|
Термометр |
|
|