Турклуб МГТУ им. Н.Э.Баумана
ОТЧЕТ
группы велосипедистов турклуба МГТУ им. Н. Э. Баумана
о походе в районе Байкала по маршруту:
Новый Уоян – Кумора – Улюнхан – Хонхино – Баргузин – Усть Баргузин – м.Крестовский – Хаим – Турунтаево – Татаурово – Слюдянка (поезд) – порт Байкал (поезд) – Листвянка – бухта Песчаное – Булунчук – Куртун – Косая Степь – Еланцы – МРС – Хужир (остров Ольхон)
2000 г.
Краткая характеристика похода........................................................................................................................ 3
Состав группы..................................................................................................................................................................... 3
Общая характеристика маршрута..................................................................................................................... 3
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ МАРШРУТА ................................................................................................................... 4
25 июля (вторник)............................................................................................................................................................ 4
26 июля (среда).................................................................................................................................................................. 4
27 июля (четверг)............................................................................................................................................................. 5
28 июля (пятница).......................................................................................................................................................... 6
29 июля (суббота)........................................................................................................................................................... 7
30 июля (воскресенье)................................................................................................................................................ 9
31 июля (понедельник)............................................................................................................................................... 9
1 августа (вторник)..................................................................................................................................................... 10
2 августа (среда)........................................................................................................................................................... 11
3 августа (четверг)....................................................................................................................................................... 11
4 августа (пятница).................................................................................................................................................... 12
5 августа (суббота)..................................................................................................................................................... 13
6 августа (воскресенье).......................................................................................................................................... 13
7 августа (понедельник)......................................................................................................................................... 13
8 августа (вторник)..................................................................................................................................................... 14
9 августа (среда)........................................................................................................................................................... 15
10 августа (четверг)................................................................................................................................................... 15
11 августа (пятница)................................................................................................................................................. 16
12 августа (суббота).................................................................................................................................................. 16
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОСНАЩЕНИЕ ГРУППЫ.................................................................................................................... 17
Приложение 1. схема маршрута........................................................................................................................ 19
Приложение 2. График движения...................................................................................................................... 20
Приложение 3. Продукты.......................................................................................................................................... 21
Приложение 4. Расчет категории сложности по баллам.......................................................... 22
1 Локальные препятствия:............................................................................................................................. 22
2 Протяженные препятствия:....................................................................................................................... 22
2.1 Горные препятствия:............................................................................................... 22
2.2 Равнинные препятствия:........................................................................................ 23
3 Сумма баллов за препятствия:.............................................................................................................. 23
4 Автономность:.................................................................................................................................................... 23
5 Категория сложности:.................................................................................................................................. 23
Приложение 5. Список индивидуального снаряжения............................................................... 24
Приложение 6. Список группового снаряжения................................................................................ 24
Приложение 7. Список ремнабора.................................................................................................................... 25
Приложение 8. Список аптечки.......................................................................................................................... 25
Отчет составлен группой велосипедистов турклуба МГТУ им. Баумана о совершенном в июле-августе 2000 г велосипедном походе в районе прибайкалья по маршруту Новый Уоян – Кумора – Улюнхан – Хонхино – Баргузин – Усть Баргузин – м.Крестовский – Хаим – Турунтаево – Татаурово – Слюдянка (поезд) – порт Байкал (поезд) – Листвянка – бухта Песчаное – Булунчук – Куртун – Косая Степь – Еланцы – МРС – Хужир (остров Ольхон).
Протяженность маршрута |
1094 км |
Протяженность дорог с покрытием |
201 км |
Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог и троп |
893 км |
Продолжительность похода |
18 дней |
|
|
Участник |
Роль в группе |
Г.р. |
Место работы, учебы |
|
Дещеревский Илья |
командир |
1971 |
«Прикладная Логистика» |
|
Владимирович |
|
|
ведущий программист |
|
|
|
|
|
|
Фефелов Александр |
Завхоз |
1974 |
АО «Станкоагрегат» |
|
Викторович |
|
|
Ведущий инженер |
|
|
|
|
|
|
Исаков Леонид |
Фотограф |
1980 |
МГТУ им Баумана |
|
Викторович |
|
|
студент |
|
|
|
|
|
|
Бреславский Олег |
Механик |
1980 |
МГТУ им Баумана |
|
Игоревич |
|
|
студент |
|
|
|
|
|
|
Бондаренко Олег |
медик |
1971 |
ЦДЮТ, методист |
|
Олегович |
|
|
|
|
Маршрут похода почти полностью охватил Байкал и позволил просмотреть главные достопримечательности прибайкалья. В этом походе можно выделить несколько этапов.
Первая часть – охватывает северо-восточное прибайкалье. За Баргузинским хребтом находятся самые глухие районы тайги. От Куморы до Улюнхана жилья практически нет. От Нового Уояна до Улюнхана идет дорога- автозимник. Используется она не очень активно – летом проходит машина в 2-3 дня, зимой – 1-2 в день. По этой дороге могут пройти только машины повышенной проходимости (впрочем, мы видели застрявший трехосный КАМАЗ). Для велосипедов же дорога вполне проходима, хотя довольно много участков приходится идти пешком. В тайге прилично дикого зверья, прямо на дороге встречались следы волков и медведей, но никого крупней лося мы не видели. Впрочем недостатки дороги, погоды (один день пришлось идти под дождем) с лихвой компенсировались красотой окрестных мест. Окончание этапа символизировала ночевка около горячих серных источников Умхей.
От Улюнхана до Усть-Баргузина дорога идет по долине реки Баргузин. Здесь дорога становится грунтовой шоссейной, иногда даже встречаются участки асфальта. Населенные пункты, в которых можно пополнить запасы, встречаются каждый день не по одному разу. За Баргузином – Усть-Баргузином движение становится довольно интенсивным, что при грунтовой дороге не очень приятно. На участке от Усть-Баргузина до поселка Гремячинск дорога идет по берегу Байкала, в районе Турки характер берега очень напоминает черное море – песчаные дюны, сосны и горы вокруг. При жаркой погоде вода в заливах хорошо прогревается, вполне можно купаться.
Участок от Татаурово (куда мы попали, на пароме переправившись через реку Селенга) до порта Байкал мы проехали на поезде – из за дефицита времени и нежелания ехать по промышленному южному берегу Байкала. Очень запомнился участок Слюдянка – порт Байкал – кругобайкальская железная дорога с огромным количеством туннелей и мостов.
Последняя часть похода – от бухты Песчаной до поселка МРС (на картах обозначен Сахюрта) и остров Ольхон. – включали пеший переход через горный хребет в районе Песчаной, неплохие грунтовые дороги в живописных долинах рек Колесма Морская, Голоустная, Хогот и Бугульдейка. Участок от Косой Степи до МРС – опять грунтовое пыльное шоссе с приличным движением – представляет собой длинные тягуны и весьма неровные спуски. Это шоссе не очень приятно для прохождения на велосипеде, зато позволяет в полной мере насладиться красотами острова Ольхон.
Поезд Москва – Тында прибывает в Новый Уоян поздно ночью 23:30. На вокзале быстро собрались, выяснили режим работы местного телеграфа (открывается в 8:00) и решили встать на берегу озера Баканы. В кромешной темноте поехали в сторону озера. Дорога песчаная, песок довольно рыхлый, в темноте ехать особенно неудобно.
До озера 8,3 км. При свете звезд и одного велосипедного фонаря путь занял около часа – в темноте мы несколько раз принимали крупные отвороты на поля за нужный нам поворот на Кумору. До нашего поворота от вокзала около 8 км.
Берег озера песчаный, окружен сосновым лесом – встали без проблем. Слегка затуманенное озеро в свете луны просто прекрасно. Быстро приготовили еду и спать.
Подъем в 7:00.
Ночью было очень тепло. После подъема командир с механиком отправились на почту в Новый Уоян давать телеграммы, а остальные занялись приготовлением завтрака и сборкой лагеря. К девяти часам стало очень тепло, и командир даже искупался в озере. Выехали в 9:50.
На берегу озера на дороге сориентировали GPS – координаты
10:54 [17,4 км] (километраж от развилки БАМ – Кумора). Мост через р. Сикели. Дорога - утоптанный грунт, местами очень даже неплохой. Пока идет глобальное понижение, хотя есть небольшие локальные пологие подъемы, а на некоторых спусках скорость превышает 60 км/ч.
11:28 [31.14 км] р. Котера (координаты моста ). Набираем воды, любуемся видом.
14:00 [74,2 км] Поворот на Кумору. Слева лежит очень красивое озеро Иркана. Дорога сразу стала из «улучшенной грунтовой» обычной грязноватой грунтовкой с глубокими колеями. Хорошо что сухо – грязь почти высохла. Дорога идет пока горизонтально вдоль горы Илакон.
14:25 [78,4 км] Второй отворот дороги на Кумору. Тщетно пытаемся обнаружить радоновые источники, разрекламированные в отчетах предыдущих групп – видимо, они были где-то у первого поворота. Жалко, хотелось вымыться после поезда. Через некоторое время дорога начинает лезть вверх. Внизу заболоченные участки – решаем ехать дальше.
Дальше скорость передвижения снизилась – дорога понемногу ползет вверх, дает знать первый день пути. На 83 км на 100 метрах ручеек бежит прямо по дороге – прошли кое-как.
На 85 км (на карте обозначено зимовье, хотя сам домик мы не видели; координаты 110º 07’ – 55º 48,6’) начался участок дороги из крупных камней. Ехать в принципе невозможно, рюкзак тоже лучше нести отдельно от велосипеда. Почти сразу дорога пересекает речку Срамную – воды в ней мало, переходим по бульникам не замочив ног. На ночевку встали сразу за бродом – слева от дороги на небольшом островке с трудом разместили две наших палатки.
Здесь заметно много комаров, пришлось даже использовать репелленты.
ИТОГО за день: 85,2 км. Средняя скорость -17.35 км/ч Погода: солнечно, жарко – днем 25-28. Под вечер со стороны Байкала натянуло тучи, стал накрапывать дождик.
6:00 Ночью было жарко и душно. Комары не дали сильно рассиживаться, поэтому выехали (верней, вышли пешком) в 7:45. Идем пешком, рюкзаки несем на плечах. Велосипеды тоже лучше нести – катить совсем неудобно.
Участок с бульниками длиной около километра (мы его шли 45 минут). Почти везде под камнями шумит вода, в нескольких местах она течет и сверху – а дождей по словам местных не было больше недели.
Дальше начинается нормально утоптанная грунтовая дорога, по которой очень неплохо ехать. Некоторые лужи приходится обходить по берегу, но самые глубокие – примерно по ось колеса, так что можно ехать. Начинается мелкий дождик. Комары так и лезут в глаза.
8:30 [90,7 км] Река делает петлю – переходим двойной брод. Глубина сантиметров 15, но вода холодновата.
10:40 [96,3 км] Перевал Срамной (координаты ). В целом дорога неплохая и не очень крутая (въехали без проблем), хотя встретилось еще несколько участков небольшой длины с крупными камнями. На перевале много комаров – видимо из-за обилия болот вокруг.
Спуск очень эффектен, хотя из-за обилия среднего размера камней может быть опасен. Вообще на спусках вдоль этой дороги очень неплохо иметь амортизированную вилку.
[112 км] Дорога несколько раз пересекает ручей и понемногу выходит к реке Светлой. На участке 108 – 114 км грунт довольно мягкий и встречаются места, где вездеходы прилично развезли дорогу – приходится обходить по лесу. Как издевательство воспринимаются автодорожные знаки «Прочие опасности» и «Ремонт дороги». В то же время есть несколько удобных мест для стоянки. Далее дорога выходит совсем близко к реке Светлой и идет по склону с приличным уклоном, местами встречаются участки больших валунов. Дождь все моросит, комары уже замучили.
[124,2 км] Подъем на мини-перевал около 2 км. По обоим колеям течет приличный ручей. Дождь все моросит.
15:24 [128,6 км] Очередной брод через приток Светлой – р Даван. Сам приток неглубокий (ниже колена), но течение очень сильное, а камни в русле очень большие – до полуметра в диаметре. Механик с фотографом переносят свои велосипеды по двое. За бродом небольшой крутой подъем (а с той стороны висит знак «неровная дорога», ха-ха) и мы едем уже вдоль реки Намама.
17:10 [140,5 км] Встаем на ночлег на берегу реки Намама. Для этого мы сошли с дороги вправо в лес, и пройдя примерно 100 метров пересекли небольшой ручеек, текущий вдоль главной реки. Есть пришлось в палатке – дождь и комары отбили всякую охоту торчать на улице.
ИТОГО за день: 55 км. Средняя скорость- 7.3 км/ч Погода: пасмурно, почти все время шел дождь. Много комаров – в общем, самый комариный день похода.
Основное впечатление дня – огромные деревянные полуразвалившиеся мосты и эстакады. По некоторым мостам вполне можно было перейти речки, другие (в основном эстакады) нелепо возвышаются среди тайги как памятники всенародному строительству БАМа.
6:00 Подъем. Всю ночь лил дождь. Река вспухла и изрядно помутнела. Разлился и ручей, отделявший нас от дороги – если с вечера мы его прошли по камушкам, то утром пришлось переходить по колено в воде.
С утра пришлось починять колесо, помятое вчера в последнем броде (крупный валун не удержался и сильно стукнул по ободу, посадив приличную восьмерку). Выехали поздно – в 10:05 под накрапывающим дождиком. Утренний брод оказался полезен – нам теперь не страшны мелкие лужи и ручейки, в изобилии встречающиеся на дороге.
10:40 [143,2 км] Дорога заметно улучшилась – она почти без колей, довольно приятная. Погода тоже улучшилась – временами выглядывает солнце, а ветерок отгоняет комаров. Вторая серьезная поломка после обода – у механика рассыпалась каретка, как он говорит XT 97. Несмотря на то что это картридж, внутри оказалась обычная резьба, которую с помощью плоскогубцев и какой-то матери неплохо затянуть. В таком виде каретка прошла весь поход. На починку ушло 50 минут. Параллельно подправили переключатель завхоза – он чуть не потерял одну из осей параллелограмма.
[147 км] Проехали зимовье (сарайчик справа от дороги). За ним метров 300 дорога идет по крупным бульникам – велосипеды тащили на себе.
12:10-12:30 [149,5-150,5 км] Несколько крутых подъемов и спусков среди озер. Какой-то из них – перевал Озерный. Далее идет очень приятный почти прямой спуск. Правда, в конце спуска встречаются крупные бульники и мешают хорошо разогнаться.
Погода нормальная – облака и ветерок, нежарко и сухо. Комаров на перевале и за ним почти нет. Встречаются почти целые мосты.
[154 – 157,5 км] Дорога становится все грязней, как и было обещано в отчетах предыдущих групп. Но с грязью на Кавказе конечно никакого сравнения – колеса спокойно вертятся, можно ехать. Местами дорога вброд пересекает ручью, но дно у таких бродов почему-то песчаное, можно ехать.
[160 км] Встретили трехосный КАМАЗ, напрочь застрявший в грязи – задние колеса почти целиком скрылись в выкопанной ими самими яме. Порадовались хорошей проходимости наших велосипедов.
[164 км] Дорога оставила справа зимник Рухловского (с дороги не виден) и полезла влево на небольшой склон. Грунт изменился – теперь под колесами глинисто-песчаная очень влажная смесь, в которой временами колеса начинают вязнуть. Бедные цепи наших велосипедов.
[168 км] Дорога выполаживается и несколько километров идет почти горизонтально. Далее следует довольно крутой гладкий спуск, в конце которого (как тут принято) россыпью лежат камни. Опять приходится тормозить.
15:39 [172,5 км] Река Аккумту. Рядом с дорогой – остатки огромного деревянного моста. От реки начинается не очень крутой подъем длиной около километра, который сменяется резким спуском длиной 300 метров. А вот дальше начинается очень крутой (градусов 20) подъем, на который не смог въехать никто из нашей группы. Крутого подъема метров 600-700, далее подъем выполаживается и можно ехать.
17:00 [177,1 км] Большой камень с прекрасным видом на долину реки Баргузин и междуречье между ним и р. Сининда, вдоль которой мы ехали половину дня. Погода очень располагает посидеть посмотреть вокруг – на небе легкое облака, дует приятный теплый ветерок.
17:35 [177,7 км] За камнем еще 600 метров дорога поднимается, а потом начинается головокружительный спуск длиной 6 километров. На спуске серпантин, участки ровной дороги чередуются с участками засыпанными гравием. В общем, готовая трасса для даунхилла.
17:50 [184,5 км] Река Валуканец. Набираем воду, ждем отставших. Дальше дорога влезает на небольшой подъем и идет почти ровно с глобальным спуском почти до самого Баргузина.
18:10 [189,1 км] Река Баргузин. Ширина реки метров 50. Хорошо вода не очень холодная – градусов 12-14. После разведки 200 метров выше и ниже по течению перешли прямо по автомобильному броду. Если идти по оптимальному пути, то глубина чуть выше середины бедра Желательно наличие вспомогательного шеста, хотя при некоторой сноровке можно идти и без него. С разведкой переправа заняла около полутора часов.
Встали на ночевку метрах в 100 от остатков моста справа от дороги. Там среди кустов приятная лощина, правда, при высокой воде она может быть залита водой.
ИТОГО за день: 51 км. Средняя скорость- 8.0 км/ч Погода: переменная, легкие облака, тепло но не жарко. С утра и днем шел дождь по 20-30 минут, временами было ясно. Комаров почти нет.
6:00 Подъем. Ночью было тепло, а с утра небо оказалось затянуто облаками, которые несло со стороны БАМа. Выехали в 9:30.
Сразу после стоянки пересекли речку Ловактон – не слезая с велосипедов. Дорога – песко-грунто-каменистая, плотная, но много луж. После небольшого подъема у Баргузина дорога идет почти горизонтально, пересекая множество маленьких овражков и канав. Местами мосты через канавы и овражки есть, местами переходим лужи и ручейки вброд. В 300-400 метрах от переправы слева в долине Ловактона видны какие-то домики – бытовки, снятые с машин.
После одной из канав обнаружили поломку велосипеда командира – от рамы оторвались ушки крепления багажника (верхнее крепление). Пришлось стянуть трубы багажника веревкой, а вырванные ушки использовать в качестве шпильки.
Чуть позднее нас от переправы отъехали два Урала, и весь день то мы их догоняли и обгоняли, то они нас.
[204,3 км] начинается тягунок – подъем на перевал Лавактон. В общем, ехать можно.
12:05 [206,5 км] Подъем выполаживается. Перевал Лавактон. Спуск довольно длинный и приятной. Дорога на спуске можно хорошая. Отличной ее не позволяют назвать многочисленные канавки-промоины глубиной сантиметров 5-10, пересекающие дорогу.
12:40 [219,5 км] Пересекли ручей – приток реки Ковыли. Спуск понемногу выполаживается.
12:59 [221,7 км] Река Ковыли. Перед ней слева – удобное место для стоянки, окруженное кустиками спелой красной смородины.
Вода холодновата – 8-10 градусов. Для брода есть два пути – первый метров на 50 выше автомобильного брода, глубина чуть ниже пояса, одна протока шириной метров 10 шириной. Второй – около 100 метров выше автомобильного, чуть выше колена но 3 протоки 4-8 метров шириной. Брод занял чуть больше часа, из которого мы минут пятнадцать ели смородину..
Перебродив съели по бутерброду, размяли косточки и дальше в путь.
Дорога – хорошая плотная грунтовка, идет по широкой ровной долине. На дороге в больших количествах валяется навоз. А вскоре мы увидели и его источник – большой лошадиный табун, пасущийся в широкой долине Ковылей.
14:38 [233,2 км] Река Биранкур. Переходим вброд – ниже колена и гораздо теплей чем Ковыли. После нее на дороге начали встречаться локальные спуски и подъемы – и самое обидное, что внизу оврагов большие лужи, которые не дают проскочить овраг накатом. Сама дорога более-менее плотная.
15:20 [244,6 км] Повернули в долину речки Шергикон и сразу услышали сзади громкий хлопок. Это механик в очередной раз порвал покрышку, при этом лопнула камера. Хорошо, что нас в очередной раз догнали Уралы. Договорились, что они довезут механика с велосипедом до второго брода через Баргузин, подождут там нас и переправят через него.
Дорога вдоль Шергикона – хорошая плотная грунтовка, правда, мешают частые небольшие промоины. Первые 10 километров подъема почти нет, нам удавалось держаться в непосредственной близости от Уралов.
[254,8 км] Начало более-менее крутого подъема. Ехать вполне можно.
[255,8 км] Первый горб перевала Умхейский. Спуск местами завален крупными камнями и сильно размыт ручьем, так что разгоняться опасно.
[258,5 км] Снова подъем. Ехать тоже можно, хотя передача почти что самая мощная.
[260,3 км] Второй горб перевала Умхейский. Спуск крутой и довольно опасен – ровные участки чередуются участками заваленными камнями и размытыми ручьями.
[263,0 км] Кордон заповедника «Джергинский». С нас взяли по 38 рублей с человека и выдали квитанцию с надписью «плата за ущерб, нанесенный заповеднику…». Потом местные жители нам рассказали, что кордон можно обойти, но было уже поздно, денежки тю-тю. Там же мы нашли Уралы с нашим механиком – они приехали чуть-чуть раньше нас – на спуске по размытой дороге они еле ползли..
[264,0 км] Второй брод через Баргузин рядом с опорами недостроенного моста. Ширина метров 200-250 и довольно глубоко – больше метра. Хорошо, что мы заранее договорились о переправе с Уралами. Через баргузин в этом районе есть еще один брод – в 1,3 км выше остатков моста, но он еще глубже первого и используется редко.
После брода основная дорога пошла влево на Улюнхан – Баргузин – Улан-Уде. А мы повернули вправо на серный источник Умхейский. Источник находится на острове, соответственно есть два брода. Ближний – в 2-х километрах от остатков моста – более глубокий, и при большой воде (а при нас вода была большая) там выше пояса. Второй брод мельче (до середины бедра) и находится в 3,3 км от остатков моста, правда пришлось по острову еще вернуться около километра назад к источнику.
Около источника что-то типа турбазы, домики по 4 места, 10 рублей с человека в сутки. Источник обалденный, вода выше 50º, оборудованная купальня с горячей и холодной водой. Остались очень довольны.
ИТОГО за день: 80,9 км. Средняя скорость- 14.8 км/ч Погода: переменная облачность, тепло но не жарко, в общем, самая велосипедная.
7:00 После купания подъем устроили на час позже. С утра чинились, шили покрышки и рюкзаки, мыли велосипеды. Через брод обратно нас перебросил местный товарищ на УАЗе – он отдыхал на источнике и как раз возвращался.
От брода с острова с грехом пополам выехали в 12:30.
12:47. [3,8 км от стоянки] Выезжаем от остатков моста. Дальнейший километраж от основного брода через Баргузин.
[15,7 км] Мост через речку Улюнхан. Мост порадовал – новый, крепкий, ровный.
Дорога – грунтовая «улучшенная» - довольно приличная хорошо укатанная гравийная дорога. Правда, много пыли от проезжающих машин, и местами встречается «стиральная доска», но что поделать.
[21,8 км] Дорога слева от села Улюнхан. В само село мы заезжать не стали.
[29,7 км] Развилка. Влево через мост идет дорога на Майский.
[45,7 км] Развилка. Влево уходит дорога на село Алла. Само село находится несколько в стороне от дороги. Есть несколько магазинов (в том числе работающий без выходных); почта (воскресенье выходной).
В самом поселке наткнулись на кусок неплохого асфальта, а после опять пошла неплохая грунтово-гравийная дорога. Дорога довольно часто пересекает ручьи (иногда высохшие). Некоторые мосты находятся в состоянии перманентного ремонта, объезжаем вброд. Вообще, приличные места для стоянки попадаются каждые 5-10 км. Дорога практически ровная, может, есть плавное понижение.
[74,7 км] На берегу очередного ручья решили вставать на ночлег. Остановились слева от дороги в сосновом лесу метрах в 50 от дороги. Ручей чистый, правда, еле живой. На ужин набрали массу грибов. Единственное неудобство – в лесу есть комары, пришлось даже мазаться реппелентами.
ИТОГО за день: 78 км. Средняя скорость- 20.0 км/ч Погода: в долине (по которой мы ехал) солнечно, а над хребтом постоянно клубились облака. Изредка облака дотягивались до дороги, и пару раз что-то моросило.
Ночью шел дождь. Утром он почти стих, хотя во время завтрака нам пару раз пришлось прятаться в палатки. Выехали в 8:50. Дорога стала менее утоптанной, видно недавно ее гребли бульдозером. Множество мелких неровностей типа «стиральная доска» не позволяют ехать быстро.
[86,2 км] Река Шаманка. После нее начинается плавный спуск. Часто встречаются неплохие места для стоянок.
[91,2 км] Село Шамановка. Проезжаем мимо. За селом дорога стала пориличнее, и скорость сразу подпрыгнула до 35-37 км/ч. И тут же как назло у Олега Бреславского в очередной раз лопнула камера и открылась новая язва на покрышке. Пришлось зашивать покрышку. Время ремонта – 50 минут.
[97,7 км] Налево ушла асфальтовая дорога на левый берег Баргузина в Майский. Наша дорога тоже стала асфальтовой. Перестроились и едем плотной группой.
[111,2 км] Възд в Курумкан. Почта, телеграф, телефон, кафе, куча магазинов, есть круглосуточный магазин. На почте и в хозяйственном магазине перерыв с 13 до 14, у продуктовых магазинов и кафе перерыва нет. Есть автостанция, с которой идут автобусы (ПАЗики) на Баргузин. Напротив почты встретили водителя, с котором общались в горах.
13:10 Выехали из Курумкана, и опять лопнула камера. И опять у Олегна Бреславского. Хорошо что он механик – сам ломает – сам чинит.
Не снижая скорости проезжаем села Хонхино [124,6 км], Барагхан [136 км] и несколько более мелких. В Барагхане есть несколько магазинов. Часто встречаются мосты. Мосты деревянные, так что каждый 4-5 разобран или смыт, приходится объезжать вброд. Хорошо что речки мелкие. Дорога асфальтовая, ехать одно удовольствие.
15:15 Рядом с речкой Хаха [148,3 км] Прекрасная дорога расслабляет, и вот результат – столкновение. На скорости 24-26 км/ч Леня зацепился передним колесом за едущего перед ним, упал сам и уронил едущего за ним Олега Бреславского. Результат – несколько приличных ссади, порванные на коленке велоштаны и погнутая амортизированная вилка у Лени. Отдыхали 45 минут, после чего сильно снизили темп движения.
[161,2 км] Взъехали в Баргузинский район и асфальт сразу кончился. Опять грунтово-гравийная дорога.
[169,9 км] Встали на ночлег немного не доезжая до поселка Ярикта. Здесь дорогу пересекает небольшой но о шустрый ручей, текущий по прекрасному сосновому лесу. Место просто замечательное, много грибов и совсем нет комаров. Следует отметить, что дальше дорога выходит в степную зону, и до следующего хорошее место для стоянки 40 км.
ИТОГО за день: 99 км. Средняя скорость- 20.9 км/ч Погода: ясная, солнечная, весь день шпарило солнце.
Выехали около девяти. Дорога идет по степи, проходит через несколько поселков. В поселках встречается асфальт, густо удобренный домашней живностью, а в остальном – привычная грунтовая дорога.
[209,9 км] Река Нестериха. Вдоль реки густой кустарник, вода довольно чистая.
[214,8 км] Въезд в Баргузин. Опять начался асфальт. Центральная часть находится слева в стороне от дороги. Крупный населенный пункт, почта, магазины, автостанция, кафе и прочие блага цивилизации. Встретили велосипедистов – француза и сопровождающую его русскую девушку.
12:15 [219,4 км] Выезжаем из Баргузина. Асфальт продолжается 6 км, потом опять начинается смесь грунта, гравия и песка. Местами песок почти неутоптан и ехать тяжело. Жаль, при общем спуске здесь можно было бы неплохо разогнаться.
За Баргузином дорога идет по густому сосновому лесу; есть несколько чистых ручьев, около которых можно остановиться на стоянку. Местами дорога подходит к самой реке Баргузин, в некоторых местах встречаются прижимы – дорога залезает на маленькие перевальчики.
[269,9 км] 14:50 Паромная переправа через Баргузин в Усть-баргузине. Время работы 8:00-20:00, перерывы 12:00-13:00 и 17:30-18:00. Далее километраж считаем от парома.
Усть-баргузин гораздо меньше Баргузина, есть почта, ряд магазинов. Попытались остановиться в частном секторе – очень хотелось помыться в бане. Но цены – 350 рублей с человека – повергли нас в шок, и мы решили ехать дальше. Закупили еду на перекус и поехали дальше.
[5,2 км] 16:00 Выезжаем из Усть-баргузина. Сразу кончился асфальт, глотаем пыль от проезжающих мимо машин. Большое количество средних подъемов и спусков.
[16,9 км] Внезапно начался асфальт
[17,8 км] Пост ГАИ. Сразу за постом дорога полезла вверх на безымянный перевал к озеру Духовому.
[20,9 км] Перевал с крутым подъемом. Около километра на вершине перевала идет грунт, потом опять начинается асфальт. На перевале стоят интересные знаки – «Уклон 60%» Странно, как это мы сюда заехали.
Спуск длиной 4 км очень приятен и довольно крут (но все же не 60%), можно без проблем разогнаться выше 60 км/ч; заканчивается спуск небольшим участком «стиральной доски». Далее дорога идет вдоль озера Духового, уклона почти что нет, ровный асфальт.
[29,3 км] Дорога резко уходит вправо, и между двух холмов спускается к Байкалу. Уклон приличный, носильный встречный ветер не дает ехать быстрее 30 км/ч.
[30,1 км] Турбаза Максимиха, расположенная на берегу Байкала. Решаем устроить здесь дневку и отпраздновать день рождения завхоза – Сани Фефелова. Цены вполне приемлемые – 60 рублей в сутки с человека проживание без питания и еще 100 рублей – питание. Питание – 3 раза в день, очень даже неплохо. Проживание в деревянных домиках с верандами. Есть баня, но к нашему приезду она была в нерабочем состоянии; бар с дискотекой.
ИТОГО за день: 126,2 км. Средняя скорость- 23.0 км/ч Погода: с утра солнечно, жарко. После 15 часов (ближе к берегу Байкала) пасмурно, временами шел дождь.
День рождения завхоза. Дневка. Отсыпались, стирали вещи, купались в Байкале. Вода оказалась не очень холодной – около 15-16 градусов. На территории турбазы полно грибов, которые умело приготовил именинник. Вечером пошли в бар и весело отметили день рождения завхоза.
Ночью прошла сильная гроза, мы порадовались, что ночуем не в палатке – ведь даже в деревянном домике протекла крыша. С утра перекусили на скорую руку, и в 9:30 выехали.
[38,4 км] Проехали село Максимиха. Оно стоит в стороне от дороги справа за деревьями. Как раз в этом месте небольшой овраг, и на скорости можно село и не заметить. В селе есть пара магазинов, в которых мы докупили продуктов, часть из которых тут же и съели.
Далее дорога выходит на берег Байкала. После ночной грозы очень низкая облачность – буквально пятьдесят метров, и вершины окрестных сопок словно срезаны. Очень красиво.
Участки с асфальтовым покрытием понемногу начинают перемежаться участками пескогрунтовой дороги. Грунтовые участки все учащаются, и на 46,4 км асфальт вовсе заканчивается. Далее идет грунтовая дорога с большим содержанием песка. Радуемся вчерашнему дождю – в сухую погоду там наверно можно задохнуться пылью. Дорога тем временем уходит от Байкала вглубь леса. Ехать по раскисшему песку тоже трудновато.
[96,4 км] 13:37 ручей Безымянный.
[99,9 км] После ручья Налимиха начался однополосный асфальт.
[108,1 км] Поворот направо на курорт Горячинск. Асфальт становится двух полосным, но с частыми ямами. Дорога опять выходит на берег Байкала. Места очень красивые, останавливаемся фотографироваться, тем паче что облака начинает относить в сторону. Проглядывает солнце.
[114,5 км] 14:45 Въезжаем в поселок Турка. Есть масса магазинов, почта, телеграф-телефон. А вот пообедать нам не удалось – нет там кафе. Перекусили купленной в магазине колбасой и поехали дальше.
[115,4 км] 16:00 Выезжаем. За мостом через реку Турка опять начинается грунт.
[125,9 км] И опять асфальт.
Дорога очень живописна. Справа сквозь деревья виден песчаный берег Байкала. К нему ведет много автомобильных подъездов. На перекусе мы подъехали к берегу; самые смелые искупались – вода около берега очень даже приятная.
[143,9 км] Въехали в Гремячинск. Поужинали в местной столовой (30 рублей – борщ, пельмени, чай). Возвращаться обратно на берег не хотелось, а стоять около Гремячинска негде, поэтому в 18:40 поехали дальше в сторону Улан-Уде. Опять грунтовая дорога.
[154,4 км] На первом большом съезде свернули к озеру Котокель. Проехав около 3 км встали на ночлег на берегу озера. Место не очень удачное, дров маловато, вода в озере мутноватая – поэтому воду брали на ближайшей турбазе Гесер.
ИТОГО за день: 128 км. Средняя скорость- 18.5 км/ч Погода: с утра сыро и пасмурно, после обеда солнце, но не жарко.
Выехали в 8:30 Над озером и окрестностями стоит густой туман, видимость около 200 м.
[170,4 км] 9:10 Дорога понемногу начинает лезть вверх. Туман же наоборот рассеивается.
[177,4 км] Река Хаим. Распогодилось, светит солнце.
[184,4 км] Река Манжеровка. Снова мы едем по асфальту.
[192,9 км] Поворот на село Кика.
[193,4 км] Река Кика.
[213,9 км] Село Нестерово. Есть магазин, но очень бедный – сникерсы, прянеики и водка. Даже сока нет.
[244,5 км] 13:55 Город Турунтаево. Крупный населенный пункт; районный центр. Пообедали в местном кафе и в 14:50 выехали в сторону Татаурово. Асфальт неплохой, но встречный ветер сильно тормозит движение.
[264,8 км] 15:40 Пристань парома через реку Селенга. У парома с 15:30 до 16:30 обед – пришлось ждать.
[267,4 км] Станция Татаурово. Далее наш путь лежит по железной дороге – промышленные районы южного Байкала мы посмотреть не успеваем, увы – отпуск не резиновый.
Ехать на электричках нам не удобно – чтобы добраться до Слюдянки электричками, надо сделать три пересадки. Решаем ехать на поезде. На станции Татаурово останавливаются два поезда – 263 Наушки – Иркутск (18:57 по московскому времени) и 101 Улан-уде – Москва (16-38 по москве) (Обратно они проходят: 264 - 23:30 Иркутск – Наушки и 102 - 22:47 Москва – Улан-уде). Покупаем билеты на 264 поезд (стоимость билета до Слюдянки 56 рублей). Сдвиг времени – 5 часов, так что перекусив в местном кафе устраиваемся ждать поезда около станции. Время коротали с разговорами с местной молодежью. Вопреки нашим опасениям ребята оказались очень спокойными и Саня Фефелов даже прочитал им лекцию о пользе всяческого велотуризма.
В Слюдянку приехали в 5:00 утра уже 5 августа. Отъехали от станции 300 метров на берег Байкала (там что-то вроде парка, где обычно ночуют туристы), поставили палатки и завалились спать.
ИТОГО за день: 114 км. Средняя скорость- 21.3 км/ч Погода: с утра туманно, потом целый день шпарило солнце.
Проснулись около 11. Слюдянка – крупный город. Мы купили недостающую кассету к видеокамере, позвонили домой, помылись в бане (сауне) (150 рублей в час со всех). Взяли билеты на поезд Слюдянка – Порт-Байкал (18 руб/чел). Этот поезд обычно отправляется в 20:00 по местному, но иногда время его отправления переносят. Нам повезло - мы отправлялись в 16:00 и смогли посмотреть и оценить красоты Кругобайкальской железной дороги. На дороге действительно куча мостов, тоннелей, виадуков, скалы подступают к самой дороге, а с другой стороны – обрыв к Байкалу.
Пока мы ехали, погода ухудшилась, и зарядил мелкий дождик. В Порт-Байкал приехали в 21:30. Ракеты в это время уже не ходят, но почти всегда дежурит какой-нибудь частный катер. Под ставшим уже проливным дождем переправились через Ангару на сторону Листвянки (25 рублей с человека). Пристань находится на границе Листвянки и поселка Никола. Недалеко от пристани расположен Музей Байкала, а далее дома, в которых живут сотрудники музея. Остановились в одном из этих домов. Нас пустили в пустующую двухкомнатную квартиру, причем отказались брать с нас деньги. В расположенных неподалеку гостиницах цены около 150-200 рублей с человека в сутки.
С утра небо было чистым, но на горизонте со стороны Слюдянки висела плотная полоса туч. Сходили в музей Байкала (10 руб/чел). Проводили Леню Исакова и Олега Бондаренко в Иркутск, и поехали к пристани Листвянка. От музея до пристани 3,5 км. На пристани (11:30) спешно закупились продуктами и как раз успели на теплоход на воздушной подушке «Баргузин», идущий до бухты Песчаная (проезд – 100 руб/чел, за 3 велосипеда и 3 рюкзака взяли еще 50 руб). Ехать 2 часа. Как нам сказал капитан, в это время (конец июля – начало августа) теплоходы ходят от Иркутска только до бухты Песчаная, где много отдыхающих, а на Ольхон и в Усть-Баргузин не ходят.
В Песчаной перекусили в кафе (цены в 2 раза выше московских – снабжение только по Байкалу) и полезли влево вверх на пешеходный перевал к речке Колесма Морская. Почти от самой турбазы тропа идет круто вверх. Почти все время идем пешком, последний километр делаем 2 ходки – отдельно рюкзаки и велосипеды. Иногда приходится ползти на карачках. От пристани до перевала примерно 3,5 – 4 км. Подъем занял 3 часа.
На перевале отдохнули с полчаса и пошли по тропе вниз. Ехать очень трудно – выпирающие корни (в бухте Песчаной находятся знаменитые шагающие деревья), большие валуны, крутые спуски и т.п. Примерно через полкилометра наткнулись на старую грунтовую дорогу, которая шла перпендикулярно тропе. Поехали по ней влево – там дорога заворачивала все дальше вниз.
Через 3,5 км езды по грунтовке мы вышли к зимовью, где и решили заночевать. Место чудесное, течет чистый свежий ручеек, полно дров.
ИТОГО за день: 8 км. Средняя скорость- 5.0 км/ч Погода: ясно, солнечно.
Ночью было ясно и холодно, выпала обильная роса, но инея нет. После тяжелого вчерашнего дня встали на час позже – в 7:00. Выехали в 9.
Проехали 1,3 км – и Саня сломал суппорт. Причину поломки мы так и не выяснили – дорога представляет собой обычную лесную грунтовую дорогу, правда, густо заросшую травой. Видимо, трава запуталась в рамке переключателя и рывком выдернула суппорт назад и вбок. Время починки 1,5 часа.
[8 км] (Километраж от ночевки). После очередного брода (вообще дорога чудесная, не очень грязная, только луж многовато) выехали на гравийную дорогу с очень мелким гравием – почти что гаревая дорожка.
[9,7 –10,6 км] Справа в нашу дорогу влились еще 2 аналогичных дороги.
[21 км] Большая развилка. Хорошие гравийные дороги идут прямо, влево и вправо. Едем по правой, решив, что это дорога нужная нам.
[24,4 км] Деревня Булунчук. Перед деревней дорога поднялась на отрог хребта с которого был обалденный спуск. Сразу после деревни выехали на старую дорогу, идущую вдоль берега Байкала. Дорога – хорошая утоптанная грунтово-гравийная.
Дорога плавно лезет вверх. Незаметно мы перевалили перевал, разделяющий речки Колесма и Хогот. Спуск с перевала сначала пологий, а потом укрутяется. Покрытие дороги неплохое, но иногда встречаются разрушенные настилы через водостоки, и на их месте – глубокие канавы поперек дороги.
[66 км] Деревня Куртун. Купили молока у местных жителей.
[68 км] Развилка. Прямо-направо идет дорога в сторону Бугульдейки, а налево идет дорога в Косую Степь. Едем налево. Дорога лезет понемногу вверх, все больше отдаляясь от воды.
[74 км] 18:00 Дорогу пересекает небольшой ручеек. Решаем встать на ночевку около него на лугу в 100 метрах от дороги. Движение по дороге не очень интенсивное – машина в час.
ИТОГО за день: 75 км. Средняя скорость- 16.0 км/ч Погода: целый день палило солнце.
Встали в семь – спешить некуда. Выехали в 10:20. Ночью было ясно и холодно. Выпала обильная роса.
Едем по чудесной лесной – полевой грунтовой дороге. Дорога утоптанная, плотная. Вокруг красотища. Дорогу перебегают куропатки, в траве по обочинам встречаются глухари (нескольких мы спугнули, а потом долго бегали за ними с видеокамерой).
11:30 [16 км] Река Богульдейка.
[16,6 км] Выехали на шоссейную дорогу (такая же гравийная дорога) Богульдейка – Косая Степь. Отличная улучшенная грунтовка, ровная и почти гладкая. Дорога пересекает несколько оврагов, а потом начинает лезть на перевал.
[24,2 км] Перевал. Здесь дорога залезает высоко, чтобы обойти узкое место на речке.
[29,3 км] Поселок Аллаген. Есть магазин, проезжаем без остановки.
[41,3 км] Приехали в Косую Степь. В поселке один небольшой магазинчик. Перекусили консервами и газировкой. Дальше наш путь лежит по дороге Ольхон – Баяндай. На всех картах дорога показана красным, но на самом деле асфальтом там и не пахнет. Дорога грунтовая, очень пыльная, с довольно интенсивным движением. Едем глотая пыль.
[58,5 км] Перевал. Жара, жуткая пыль. Олег Бреславский начал прилично отставать.
[63,2 км] Деревня Петрово. На спуске с перевала, перед въездом в деревню, наконец, начинается асфальт. На выезде из деревни кафе-магазин. Там мы, наконец, увидели настоящую кока-колу, о которой мы мечтаем уже который день.
[73,9 км] Поселок Еланцы. Здесь тоже есть кафе, но только одно. В честь нашего приезда оно было закрыто, но нас покормили в прилегающем магазине, находящемся с кафе в одном здании. Поселок крупный, есть почта, куча магазинов (в том числе круглосуточный), клуб и автостанция, с которой ходят автобусы на Иркутск (ежедневно 7:30, и в 9:30 по вторникам, пятницам и воскресеньям).
[84 км] Речка Анга. Рядом с мостом через речку стоит кафе. Встали на ночевку на берегу реки примерно в 300 метрах ниже дороги в густых кустах. Вечером нам опять напомнили о себе комары.
ИТОГО за день: 86 км. Средняя скорость- 15,6 км/ч Погода: солнечно, жарко.
Встали в 8:00 . Позавтракали в кафе, и в около девяти выехали. После моста асфальт закончился, и около километра от речки мы ехали по раздолбанной грунтовке. Хорошо рано – машин почти нет.
[3 км] (Километраж от моста) Дорога лезет в крутую горку. На подъеме снова начался свежий асфальт, уложенный в два слоя. Лучше бы они всю дорогу заасфальтировали, хотя бы одним слоем!
За подъемом начинается холмистая степь (или плоскогорье) с длинными пологими тягунками и спусками. К сожалению, сильный встречный ветер не дает разогнаться на спусках.
[13,5 км] Подъехали к Соленым озерам. Саня попробовал воду – и долго плевался – очень сильно горчит.
После первого озера асфальт снова кончается и до самого Ольхона идет грунт, местами прилично разбитый, но везде очень пыльный.
[46,2 км] Поселок МРС (а на картах он везде назван Сахюрт).
[48,1 км] Выехали на пристань и ждем паром. Расписание рейсов с материка – 8:30, 10:30, 12:30, 15:30, 18:30 и 20:30. Людей (и велосипедистов) везут бесплатно, за машины берут сколько-то денег. При большом скоплении машин паром вроде как может ходить и чаще.
Переправились на Ольхон, записали на камеру обращение к недоехавшим участникам похода и едем дальше. Дороги на Ольхоне – длинные крутые подъемы и спуски. Везде пыльные каменистые грунтовки. Встречные машины окатывают облаками пыли.
[68,2 км] Около поселка Хадай сворачиваем с дороги налево - в поисках знаменитой Байкальской стены. Увы, найти стену нам не удалось, зато нашли чудесное место для стоянки. Примерно в трех километрах от дороги по незаметному отвороту вправо спустились на берег Малого Моря в очень красивую лагуну с галечным пляжем. Лагуна обрамлена очень красивыми скалами, а с одной стороны в скале даже имеется пещера, до которой можно без труда доплыть. Единственный минус – дров мы смогли набрать всего на одну готовку. Пришлось на ужин есть консервы, запивая их чистейшей Байкальской водой. После ужина мы устроили купание – вода в Малом Море довольно теплая, правда, только в поверхностном слое.
ИТОГО за день: 76 км. Средняя скорость- 14.7 км/ч Погода: солнечно, жарко.
Увы, осмотреть весь Ольхон мы не успеваем, поэтому нам надо добраться только до Хужира. Поэтому объявили полудневку. Встали в восемь. Постирались, высушили все сырые вещи, помыли велосипеды, еще раз искупались. Вода чудесная, хотя немного прохладная. Просто курорт. Ночью было очень тепло, кровососов нет в принципе.
Выехали в 13:00.
К 14:30 доехали до Хужира. До него от переправы оказалось 36 км, как и показывали километровые столбы вдоль дороги.
В поселке поели в позной, сходили в краеведческий музей, где наибольшим успехом пользовался экспонат «вобла сушеная», подаренная музею каким-то знаменитым местным жителем. Вообще-то поселок крупный, есть несколько магазинов и что-то вроде гостиницы. Почты нет по причине отсутствия электрической связи с большой землей. Электричество бывает только несколько часов в сутки – когда запускают дизель.
Автобус на Иркутск отправляется от частной гостиницы «Светлана» около девяти часов ежедневно, билеты продают там же. На 11 августа билетов не было (с острова возвращалась какая-то крупная детская группа), но мы договорились напрямую с водителем.
На ночевку встали на берегу Байкала, чуть проехав за Хужир и свернув влево. Берег песчаный, дюны, сосны, чувствуешь себя как на море. Отдыхающих тоже много как на море, в основном на машинах из Иркутской области и Бурятии. Вечером сидели допоздна у костра с соседями, пели песни и заодно сторожили вещи – говорят, сто местная молодежь по ночам частенько наведывается к отдыхающим и тащит все что можно. У нас ничего вроде не пропало.
ИТОГО за день: 24 км. Погода: жарко, солнечно.
Встали в 6, наскоро перекусили, к гостинице «Светлана» подъехали в полвосьмого. Быстро зачехлили велосипеды, погрузились в автобус. Автобус оказался крайне неудобным - ПАЗик с креслами от мягких икарусов. День оказался неудачным – на 26 мест набилось 32 человека, причем мы с велосипедами и рюкзаками, детская группа из Самары тоже с кучей рюкзаков и коробок. В общем, весь проход был завален рюкзаками, а дверца багажника не выдержала и сломалась.
В Иркутск приехали около 16 часов. Около автовокзала три гостиницы, но с местами некоторый напряг (самый пик отдыхающих). В результате мы заняли два номера – одноместный (160 руб/чел) и двухместный (120 рублей с двух человек). Вымылись в душевых в своих номерах и до вечера дрыхли.
Из гостиницы уехали около часа дня. Ездили по городу, осматривали достопримечательности, закупались продуктами на дорогу. Кроме прочего на рынке купили бочонок омуля – на гусятник. В Иркутске есть несколько веломагазинов, в том числе филиал Триал-Спорта. Потом до поезда сидели на набережной, пили чудесное иркутское пиво «Адмирал Колчак», пели под караоке – в общем, отдыхали. Остаток ночи в ожидании поезда мы просидели на вокзале.
ИТОГО за поход: |
|
Всего пройдено |
1094 км. |
В т. ч. асфальт |
201 км |
Гравийные дороги и грунтовые дороги |
893 км |
Наша группа передвигалась на следующих велосипедах:
Участник |
Велосипед |
уровень оборудования |
Дещеревский Илья |
TREK 820 |
Altus-Acera |
|
|
|
Фефелов Александр |
Merida Dakar 690SX |
STX-RC – Nexave |
|
|
|
Исаков Леонид |
Merida Dakar 680 |
Altus-Acera, вилка Suntour 1870 |
|
|
|
Бреславский Олег |
GT Arrowhead |
Altus-Acera … |
|
|
|
Бондаренко Олег |
Сборный велосипед |
Титановая ижевская рама |
|
|
XT, аммортизир. подседельный штырь |
Пройденный маршрут характеризовался условиями средней тяжести. Соответственно некоторое оборудование вышло из строя, а именно:
- было протерто по корду несколько покрышек (две старых покрышки, стоявших на велосипеде у Олега Бреславского); пришлось весь поход добавлять новые заплатки из прорезиненной ткани.
- развалился картридж каретки у Олега Бреславского. Под картриджем оказалась вполне приличная гайка на резьбе. Гайку удалось намертво закрутить используя плоскогубцы;
- по непонятной причине был вывернут суппорт на велосипеде Сани Фефелова (возможно, в ролики попал густой куст травы, и он рывком вывернул переключатель). Пришлось править ухо, и вставлять новые оси в суппорт.
- Был погнут задний обод велосипеда Ильи Дещеревского – на автозимнике при переходе в брод очередной речки крупный бульник вывалился из под ног и сильно ударил по ободу.
- Вырвались ухи крепления багажника у велосипеда Ильи Дещеревского – причина – чересчур быстрая езда на заваленных камнями спусках.
- несколько проколов камер, вызванных в том числе протертой покрышкой.
В целом, техника прошла поход весьма успешно.
Дата /день пути |
Участок маршрута |
Место ночлега |
Протя- жен- ность |
Кол-во ходовых часов |
Способ передвижения |
25/07/99 первый |
Новый Уоян - озеро Баканы |
озеро Баканы |
8,3 |
1:00 |
велосипед |
26/07/99 второй |
озеро Баканы - озеро Иркана – р. Срамная |
речка Срамная |
85,2 |
4:55 |
велосипед |
27/07/99 третий |
р. Срамная – пер. Срамной – р. Светлая – р. Намама |
река Намама |
55 |
7:30 |
велосипед |
28/07/99 четвертый |
р. Намама – пер. Озерный – р. Баргузин |
р. Баргузин |
51 |
6:22 |
велосипед |
29/07/99 пятый |
р. Баргузин – пер. Лавактон – р. Ковыли – р. Биранкур - пер. Умхейский – источник Умхейский |
источник Умхейский |
80.9 |
5:32 |
велосипед |
30/07/99 шестой |
источник Умхейский – с. Улюнхан – с. Алла – р. Шаманка |
р. Шаманка |
78 |
3:55 |
велосипед |
31/07/99 восьмой |
р. Шаманка – с. Курумкан – с. Хонхино – пос. Ярикта |
пос. Ярикта |
99 |
4:44 |
велосипед |
1/08/99 девятый |
пос. Ярикта – г. Баргузин – г. Усть-Баргузин – т/б Максимиха |
т/б Максимиха |
126.2 |
5:35 |
велосипед |
2/08/99 десятый |
дневка |
т/б Максимиха |
0 |
0 |
|
3/08/99 одиннадцатый |
т/б Максимиха – Горячинск – Турка – оз. Котокель |
оз. Котокель |
128 |
6:22 |
велосипед |
4/08/99 двенадцатый |
оз. Котокель – г. Турунтаево – пос. Татаурово – г. Слюдянка |
г. Слюдянка |
114 |
5:32 |
велосипед, поезд |
5/08/99 тринадцатый |
г. Слюдянка - Порт-Байкал - Листвянка |
Листвянка |
|
|
поезд, паром |
6/08/99 четырнадцатый |
Листвянка – бухта Песчаная – пер. … - р. Булунчук |
р. Булунчук |
8 |
2:00 |
катер, пешком |
7/08/99 пятнадцатый |
р. Булунчук – пос. Булунчук – пос. Куртун |
пос. Куртун |
75 |
4:37 |
велосипед |
8/08/99 шестнадцатый |
пос. Куртун – р. Богульдейка – Косая Степь – пос. Еланцы – р. Анга |
р. Анга |
86 |
5:24 |
велосипед |
9/08/99 семнадцатый |
р. Анга - МРС (Сахюрт) – Хадай – Малое Море |
Малое Море |
76 |
5:05 |
велосипед, паром |
10/08/99 восемнадцатый |
Малое Море – Хадай – Хужир |
Хужир |
24 |
1:20 |
велосипед |
Набор продуктов при выходе на маршрут:
|
Количество |
Вес |
Тушенка |
5 банок |
3 кг |
Сгущенка |
5 банок |
2,5 кг |
Гречка |
|
1,5 кг |
Макароны |
|
1,5 кг |
Рис |
|
1,5 кг |
Пшено |
|
1,5 кг |
Сахар |
|
2 кг |
Соль |
|
0.5 кг |
Сыр |
|
1 кг |
Колбаса |
|
1 кг |
Сало |
|
1 кг |
Кетчуп |
1 банка |
1 кг |
Чай |
|
0,5 кг |
Сухофрукты |
|
5 кг |
Конфеты |
|
1 кг |
Сладости |
|
1 кг |
Шоколад |
5 плиток |
0,5 кг |
Хлеб |
|
3,5 кг |
Всего |
30 кг |
|
Всего на человека |
6 кг |
Закупки производились в следующих населенных пунктах:
Алла
Баргузин
Усть-баргузин
Турка
Листвянка
В вышеуказанных населенных пунктах проблем с продуктами не было, можно было купить все что нужно.
Тип |
Местонахождение |
Длина (км) |
Эквивалентный километраж |
Новый Уоян - Турка |
|||
Каменный завал (простейший) |
р. Срамная (75 км) |
1 |
2 |
Каменный завал (простейший) |
р. Светлая (101 км) |
0.3 |
2 |
Переправа (простейшая) |
р. Даван (113 км) |
0.01 |
2 |
Каменный завал (простейший) |
р. Даван (113 км) |
0.01 |
2 |
Переправа (брод) |
р. Аккумту (146 км) |
0.005 |
0.5 |
Переправа (средняя) |
р. Баргузин (161 км) |
0.09 |
20 |
Переправа (брод) |
р. Ловактон (163 км) |
0.01 |
0.5 |
Переправа (простая) |
р. Ковыли (188 км) |
0.02 |
10 |
Переправа (брод) |
р. Биранкур (198 км) |
0.05 |
0.5 |
Переправа (простая) |
р. Баргузин (229 км) |
0.04 |
10 |
|
|
Итого |
49.5 |
Турка – о. Ольхон |
|||
отсутствуют |
Новый Уоян – Турка I=((580.4+49.5)*12)/(8.5*600)=1.48
Турка – о. Ольхон I=((513.6+0)*12)/(7.5*600)=1.37
Новый Уоян – о. Ольхон I= ((1094+49.5)*19.2)/(16*1000)=1.37
Наименование |
Кнв |
Кв |
Кпк |
Ккр |
Баллы |
КС |
Новый Уоян - Турка |
||||||
пер. Срамной |
1.05 |
1.3 |
1.4 |
1 |
1.90 |
2 |
пер. Рухловский |
1.2 |
1.3 |
1.8 |
1.6 |
4.49 |
4 |
пер. Ловактон |
1.1 |
1.2 |
1.2 |
1.2 |
1.90 |
2 |
пер. Умхейский |
1.1 |
1.2 |
1.8 |
1.8 |
4.28 |
4 |
пер. у турбазы "Максимиха" |
1.05 |
1.1 |
1.0 |
1.5 |
1.73 |
2 |
Турка – о. Ольхон |
||||||
пер. у бухты "Песчанная" |
1.15 |
1.2 |
2.4 |
2 |
6.62 |
5 |
пер. р. Колесма - р. Хогот |
1.05 |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.80 |
2 |
бом у поселка Аллаген |
1.05 |
1.1 |
1.2 |
1.3 |
1.80 |
2 |
Наименование |
Кпк |
Кпр |
Кпер |
Кв |
Баллы |
КС |
Новый Уоян - Турка |
||||||
оз. Баканы - Кумора |
1.2 |
1.65 |
1 |
1.1 |
2.18 |
2 |
пер. Срамной - пер. Рухловский |
1.8 |
1.5 |
1.4 |
1.3 |
4.90 |
4 |
р. Ковыли - пер. Умхейский |
1.2 |
1.3 |
1 |
1.2 |
1.87 |
2 |
г. Баргузин - с. Шаманка |
1.2 |
1.8 |
1 |
1.1 |
2.38 |
2 |
с. Ярикша - п. Усть-Баргузин |
1.2 |
1..8 |
1.2 |
1.4 |
2.85 |
3 |
Турка – о. Ольхон |
||||||
пер. у бухты "Песчанная" - д. Булунчук |
2.4 |
1.25 |
1.2 |
1.1 |
3.96 |
3 |
Куртун - бом у поселка Аллаген |
1 |
1.5 |
1.2 |
1.1 |
1.98 |
2 |
оз. Соленое - о. Ольхон |
1.2 |
1.2 |
1.2 |
1.1 |
2.06 |
2 |
ререправа на о. Ольхон - Хужир |
1.2 |
1.3 |
1.4 |
1.1 |
2.06 |
2 |
Новый Уоян – Турка: |
Турка – о. Ольхон:
|
Новый Уоян – о. Ольхон:
|
|||
КС |
Баллы |
КС |
Баллы |
КС |
Баллы |
1 |
0 |
1 |
0 |
1 |
0 |
2 |
11.96 |
2 |
9.7 |
2 |
21.66 |
3 |
2.85 |
3 |
3.96 |
3 |
6.81 |
4 |
13.67 |
4 |
0 |
4 |
13.67 |
5 |
0 |
5 |
6.62 |
5 |
6.62 |
Новый Уоян – Турка:
A=1.4*(4/8.5)+1*(4.5/8.5)=1.19
Турка – о. Ольхон:
A=1
Новый Уоян – о. Ольхон:
A=1.4*(4/16)+1*(12/16)=1.1
Новый Уоян – Турка:
КС=21.52*1.48*1.19=37.9; Категория сложности 3
Турка – о. Ольхон:
КС=15.58*1.37*1=21.4; Категория сложности 3
Новый Уоян – о. Ольхон:
КС=30.29*1.37*1.1=45.6; Категория сложности 5
- кроссовки с жесткой подошвой |
|
- коврик длиной в рост |
|
- велосипед |
|
- запасные стельки (войлок) |
|
- спальник |
|
- чехол для велосипеда |
|
- носки простые (³ 3 пар) |
|
- хобба (сидушка) |
|
- велорюкзак |
|
- носки шерстяные (³ 2 пар) |
|
- КЛМН |
|
- крепеж рюкзака (эспандеры) |
|
- нижнее белье – 2 комплекта |
|
- спички (личный н.з.) |
|
- индивидуальный ремнабор |
|
- купальный костюм |
|
- носовые платки (2-3) |
|
- тряпочка для протирки вело |
|
- футболка х/б (1-2) |
|
- мыло туалетное |
|
- насос + шланг своего формата |
|
- олимпийка (водолазка) шерсть |
|
- паста зубная |
|
- запасная камера |
|
- свитер шерстяной толстый |
|
- щетка зубная |
|
- спицы с ниппелями (8+8) |
|
- куртка (штормовка) |
|
- расческа |
|
- фляга + держатель |
|
- накидка от дождя |
|
- белый друг |
|
|
|
- штаны (трико) х/б |
|
- индивид. аптечка |
|
|
|
- штаны (трико) шерстяные |
|
- личный фотоаппарат |
|
|
|
-штаны непродуваемые (болонья, капрон) |
|
|
|
|
|
- велотрусы (шорты) |
|
-паспорт |
|
|
|
- шапочка шерстяная д/сна |
|
- студак |
|
|
|
- кепка для езды |
|
-деньги |
|
|
|
- перчатки кожа |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- перчатки хлопок |
|
|
|
|
|
- очки |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
- палатка + каркас + колья |
|
- фонари – по 1 шт. на палатку |
|
- примус, стеклоткань |
|
- тент для палатки |
|
- запасные батареи, лампочки |
|
- ЗИП примуса |
|
- полиэтилен д/велосипедов, |
|
- свечи |
|
- емкость, шланг для бензина |
|
- замок и трос д/велосипедов |
|
|
|
- таганок или тросик + крючки |
|
-топор средний, чехол, клин |
|
- ручки + блокнот |
|
- спички, гермоспички |
|
- пила – тросик |
|
- компас |
|
- растопка (сух. спирт, оргстекло) |
|
|
|
- часы – будильник |
|
- рукавица костровая |
|
- маршрутная книжка |
|
- фотоаппаратура, фотопленка |
|
- каны с крышками |
|
- карты, описания маршрута |
|
|
|
- щетка для мытья канов |
|
- расписания |
|
- ремнабор (см. отдельно) |
|
- скатерка |
|
- билеты |
|
- швейнабор (см. отдельно) |
|
- половник |
|
|
|
- аптечка (см. отдельно) |
|
- консервный нож |
|
- гитара |
|
|
|
|
|
- игральные карты |
|
- мыло хозяйственное для |
|
- безмен |
|
|
|
|
|
|
|
- пассатижи |
|
- велокамеры (2 шт.) |
|
- полотно ножовки |
|
- отвертки (крест, шлиц) |
|
- часть велопокрышки (2 шт.) |
|
- металлические пластинки |
|
- пинцет |
|
- часть обода (4 –5 отверстий) |
|
- смазка густая, жидкая |
|
- напильник трехгранный |
|
- спицы передние 10-20 шт. |
|
- клей «момент» |
|
- переключатель в сборе + тросик |
|
- спицы задние 20-30 шт. |
|
- кипперная лента |
|
- гайки, болты, шайбы на все узлы |
|
- ось передняя в сборе + конус |
|
- изолента |
|
- клинья шатуна и гайками ( 2 компл.) |
|
- ось задняя в сборе + конус |
|
- тонкая и мягкая проволока |
|
- велоаптечка (комплект) |
|
- педаль левая и правая |
|
- комплект ключей |
|
- ниппельная резинка (15 см) |
|
- комплект тросиков |
|
- ниппельный ключ |
|
- качественный насос |
|
- тормозные колодки (3 шт.) |
|
- собачки + пружинки |
|
- шланги к насосам ( оба типа) |
|
- замок седла и ось седла |
|
- выжимка цепи |
|
- шарикоподшипники (2-3-5 мм) |
|
- правый шатун (трехлапка) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перевязочный материал |
Бинт |
Стерильный |
|
|
|
|
Нестерильный |
Широкий (14x5 см) |
|
|
|
|
Средний (7x5 см) |
|
|
|
Эластичный |
|
|
|
Лейкопластырь |
Бактерицидный |
|
|
|
|
Мозольный |
|
|
Обеззараживающие |
Настойка йода 3-5% |
|
|
|
средства |
Зеленка |
|
|
|
|
Спирт этиловый 300 мл |
|
|
|
|
Марганцовка в порошке |
(обработка ран 0.1- 0.5% |
|
|
|
|
полоскание при ангине 0.01- 0.1 % ) |
|
|
|
Перекись водорода в таблетках 12-25 шт |
|
||
Сердечно- сосудистые |
Валидол |
|
|
|
средства |
Кофеин |
|
|
|
|
Нитроглицерин |
|
|
|
Обезболивающие и |
Аспирин |
|
|
|
жаропонижающие |
Анальгин |
|
|
|
|
Димедрол |
|
|
|
Желудочно - кишечные |
Бисептол |
|
|
|
|
Левомицетин |
|
|
|
|
Активированный уголь |
|
|
|
Противовоспалительные |
Сульфодиметоксин |
|
|
|
|
Эритромецин |
|
|
|
|
|
|
|
|
Средства для кожи |
Детский крем |
|
|
|
|
Кремы против обветривания |
|
|
|
Витамины |
Аэровит |
|
|
|
|
Пентавит |
|
|
|
|
Витамин С |
|
|
|
Другое |
Нашатырь |
|
|
|
|
Випросал |
|
|
|
|
Анизатрон (от мышечной боли) |
|
|
|
|
Пантенол (от ожогов) |
|
|
|
|
Звездочка (от насморков, головной боли) |
|
||
|
Термометр |
|
|