ВЕЛОКЛУБ 3Х9

 

 

 

 

 

 

 

ОТЧЕТ

 

о велосипедном походе

по Черногории по маршруту:

 

 

 

Мойковац – Быстрица – Жабляк – Шавник – Гвозд – Никшич – Грахово – Липцы – Рисан – Ораховац – Котор – Лепетани – Тиват – Лешевичи – Будва – Петровац – Сутоморе – Бар – Старый Бар – Владимир – Костаница – Вирпазар – Подгорица

 

 

 

 

 

 

 

 

Участник: Мальцев К.

 

 

2011г.

 

 

Оглавление

 

Параметры похода. 3

Подготовка к походу. 4

Коротко по дням похода. 5

Техническое описание прохождения маршрута. 6

День ноль, заброска, 27 апреля, 19:00-19:45, 11.3км. 6

День первый, полуднёвка, 28 апреля, 15.45 - 17.50, 23.5км. 7

День второй, 29 апреля, 9.50 - 19.10, 59км. 9

День третий, 30 апреля, 12.00 - 18.40, 76км. 13

День четвёртый, 1 мая, 11.15 - 16.45, 78.4км. 16

День пятый, 2 мая, днёвка, 65.7км. 18

День шестой, 3 мая, 12.50 – 18.15, 40.7км. 20

День седьмой, 4 мая, 12.30 - 17.00, 35.4км. 22

День восьмой, 5 мая, 10.50 - 18.25, 61.2км. 24

День девятый, 6 мая, 09.50 - 18.40, 90.8км. 26

День десятый, 7 мая, отъезд. 29

 

Приложение 1. Схемы маршрута. 30

Приложение 2. График движения. 33

Приложение 3. Карты.. 34

Приложение 4. Выводы и доп. информация. 37

Приложение 5. Контактная информация. 40

 


Параметры похода

 

Место и сроки проведения похода:

Поход был пройден велосипедистом велоклуба 3х9 по территории Республики Черногория с 27.04.2011 по 07.05.2011.

 

Маршрут похода:

Мойковац – Быстрица – Жабляк – Шавник – Гвозд – Никшич – Грахово – Липцы – Рисан – Ораховац – Котор – Лепетани – Тиват – Лешевичи – Будва – Петровац – Сутоморе – Бар – Старый Бар – Владимир – Костаница – Вирпазар – Подгорица

Латиницей:

Mojkovac  –  Bisrica  –  Zabljak  –  Savnik  –  Gvozd  –  Niksic  –  Grahovo  –  Lipci  –  Risan  –  Orahovac

 –  Kotor  –  Lepetani  –  Tivat  –  Lesevici  –  Budva  –  Petrovac  –  Sutumore  –  Bar  –  Stari Bar  –

Vladimir  –  Kostanica  –  Virpazar  –  Podgorica

 

Категория сложности похода (ориентировочно):                                                          II к.с.

Протяженность активной части маршрута:                                                                     542км.

Протяжённость похода по маршруту (без учёта днёвки, радиалок):                         465км.

Продолжительность похода:                                                                                             11 дней

Ходовых дней по маршруту:                                                                                              8 дней

 

Основные препятствия на маршруте:

Вид препятствия

Наименование

Высота

Характеристика

Перевал

пер. Жабляк

1 350м.

Набор около 700м. Асфальт.

Перевал

пер. Крновска-Глава

1 490м.

Набор около 720м. Асфальт.

Перевал

пер. Осжеценица

1 005м.

Набор около 360м. Асфальт.

Перевал

пер. Стевгаш

495м.

Набор около 460м. Асфальт.

 

 


 

Подготовка к походу

 

Поход получился соло, т.к. правильно (сильно заранее) всё организовать не получилось, билет был куплен меньше, чем за месяц до выезда, а знакомые уже запланировали другие, неинтересные мне, походы.

Целенаправленной подготовки маршрута похода практически не проводилось (что вообще, конечно, неправильно). За пару недель до похода была куплена автомобильная карта Черногории - двухкилометровка, прочитан подробный отчёт одной из групп о предыдущем весеннем походе и на всякий случай залит трек из их же похода. Ещё пару отчётов распечатал и читал уже в самолёте. :-) Но поскольку ехал я в "Европу" и ночёвки, в основном, предполагались в населёнке, то по поводу маршрута и его возможных изменений был совершенно спокоен.

Автомобильная карта оказалась вполне достаточной для того, чтобы спокойно ориентироваться на маршруте, но вот чего ей действительно не хватало, так это нормальной  отрисовки рельефа. 

С велосипедом всё вроде бы как было в порядке. Но после последней предпоходной поездки выяснилась необходимость менять цепь, а кассета тоже оказалась не в хорошем состоянии. В общем, цепь и кассета были заменены, а в остальном - ломаться-то нечему! :-) И действительно, с техникой в походе проблем не возникло.

Для перевозки в самолёте велосипед разбирался стандартно – снял и привязал-примотал к раме переднее колесо и руль, вилку развернул выносом внутрь, открутил педали, снял и примотал к перу задний переключатель. Под выпирающие части подложил пенку-плёнку и засунул разобранный вел в удобный, но тяжеловатый пиковский чехол.


Коротко по дням похода

Запаковав накануне вел и собрав рюкзак, вечером 27 апреля 2011г. я уже был в аэропорте Подгорицы. Погодка там вопреки ожиданиям была довольно серенькая (за весь поход 2 дня был почти полностью дождь, 3 - солнце, остальное - разная степень облачности). Проехав 11.3км. до города, остановился в гостинице. Дальше по дням похода:

1) Покатался по Подгорице, проехал в поезде (2 часа) до Мойковаца. От Мойковаца поехал вдоль речки Тара, заночевал в лесу в палатке.

2) По очень красивой дороге вдоль Тары, затем в занудный перевал и по плоскогорью с встречным ветром (ветер вообще был довольно часто) в горный городок Жабляк.

3) Посмотрев окрестности нац. парка Дурмитор, спустился по отличной новой дороге в Шавник. Оттуда – подъём на перевал, затем по плоскогорью (похоже на Караби-яйлу в Крыму) и спуск в Никшич.

4) Мимо Сланско озера по трассе на запад почти до Вилуси, затем на юг - к морю, через перевальчик перед дер. Грахово и скоростной спуск к морю, остановился в городе Рисан. В этот день была просто ужасная погода – холодно, дождь, встречный ветер, местами туман, да ещё и куртка стала промокать (больше 3 лет, похоже, мембрана Баск не живёт). Проехал около 75 км без обеда и почти без остановок  (мокро и холодно).

5) Замечательная погода, прокатился налегке вдоль побережья в Херцег-Нови.

6) Погода дождливо-пасмурная, но надо ехать. Фоткаю туманные красоты старых городков Которской бухты. Остановился в Тивате, критерием выбора гостиницы было наличие радиатора (обычно в номерах кроме кондиционера нет ничего тепло-сушильного).

7) Тиват – Будва с отклонением от трассы, чтобы вкрутить в очередную горку и посмотреть красивые виды.

8) От Будвы по отличному шоссе вдоль-над морем, перевальчик после Петроваца, спуск к Сутуморе, привал на берегу моря. Морские пейзажи великолепны! Дальше до Бара, а затем - в сторону гор, к крепости Старый Бар. Оттуда – по второстепенному шоссе в сторону Владимира. На относительно безлюдном участке залезаю в перелесок между полей-пастбищ, ставлю палатку.

9) После Владимира начинается довольно непростой перевал, сам перевал проходит чыть ли не через границу с Албанией. Очень красивые виды на море вдали и Скадарское озеро с другой стороны. Спуск с перевала представляет собой не длинную пологую дорогу, а череду крутых спусков и подъёмов. Доезжаю до Вирпазара, а оттуда уже по трассе - в Подгорицу. Остановился в той же гостинице, что и в начале похода. Работники явно не ожидали, что почти всю их страну можно объехать на "бицикле". :-) Погулял по городу, завтра 7 мая – в Москву.  

 

Техническое описание прохождения маршрута

 

День ноль, заброска, 27 апреля, 19:00-19:45, 11.3км.

Самолёт начинает снижаться и из-под плотных облаков вдалеке появляются холмы и горы. Пасмурно – разительный контраст с великолепной погодой в Москве! Чёрные горы становятся ближе и в 16:30 (18:30 по московскому времени) приземляемся в аэропорту Подгорицы – Golubovci.

Пассажиры довольно быстро проходят паспортный контроль, разбирают свои вещи. Я же, взяв рюкзак и свой пиковский чехол с велосипедом, располагаюсь в сторонке (фото 1). Распаковываю и собираю велосипед прямо в здании. Трачу довольно много времени, т.к. запаковал я его дома на совесть! Наконец вел готов к дороге, а все многочисленные вещи упакованы в рюкзак.

19:00 фотографируюсь на фоне новенького стеклянного здания «аэродрома» (фото 2) и отправляюсь в путь. Сегодня мне всего лишь нужно доехать до Подгорицы. После выезда с территории аэропорта дорога пересекает железную дорогу (рядом и ж.д. станция, которая правда больше похожа на подмосковную автобусную остановку), затем проходит над речкой Cijevna. Вдоль дороги растут редкие пальмы и кипарисы, в вечернем тумане вдали теряются горы (фото 3). Ехать по Европе мне сразу нравится: неширокое, хорошее шоссе, машин немного, чистые обочины, красиво!

Затем дорога полого поворачивает на север. Вскоре справа от шоссе начинается негустой лес, в случае необходимости, наверное, тут можно было бы поставить палатку. На одной из автозаправок останавливаюсь залить бензин в свою литровую флягу для горелки.

В Подгорицу (Podgorica) въезжаю уже в темноте, многочисленные указатели и навигатор помогают сориентироваться. 19:45, 11.3км., приезжаю на ж.д. вокзал, смотрю расписание. Планирую купить билет на завтрашний поезд, но мне объясняют, что билеты продаются только в день отправления.  Перекусываю местными хачапури с сыром («z sirom»). Буквально с перрона замечаю совсем рядом надпись «Hotel Evropa» (GPS координаты для этой и последующих точек приведены в Приложении3). Захожу в гостиницу, цена чуть ли не в 50евро за номер меня неприятно удивляет, но ездить по городу в поисках другого варианта уже лень, да и всё равно завтра надо будет возвращаться на вокзал.

В итоге решаю остановиться здесь, разбираю вещи, располагаюсь в красивом номере. Совсем вечером ещё иду в ближайший магазин, покупаю хлеб, сок, минералку, сыр, паштет, колбасу. 

1. В аэропорту.

2. «Aerodrom».

3. Горы ещё далеко.

 

День первый, полуднёвка, 28 апреля, 15.45 - 17.50, 23.5км.

Завтракаю в гостинице, набираю себе несколько упаковочек мёда и варенья «на дорожку». Еду налегке на велике покататься по городу. Город очень симпатичный, зелёный, много фотографирую (фото 4-6).

Прочитав в Москве, что приезжающие в Черногория должны зарегистрироваться, чтобы получить так называемый «белый картон», еду в информационный отдел по туризму. Ориентироваться сначала сложновато, т.к. названия улиц указаны далеко не всегда. Всё-таки нахожу Tourist org. Podgorica (фото 7), улица Slobode сразу после площади Республики (Trg.Republike). (2) Мне объясняют, что даже самостоятельный путешественник может зарегистрироваться только в гостинице/ кэмпинге/ частном доме, т.е. в случае полевой ночёвки справку эту никто не даст. Забегая вперёд скажу, что на обратном пути пограничники про этот «картон» никого не спрашивали, так что можно было и не тратить время зря. Спросил ещё про туристические карты, но ничего лучше автомобильно-безрельефной 2.5 километровки у них не было, а такая же карта у меня и так была взята и из Москвы. Как потом выяснилось, карты в большем выборе можно было купить в здании аэропорта. Да, бесполезная какая-то организация подумал я и поехал дальше кататься.

Быстренько объехав большинство достопримечательностей, накатав 22км., возвращаюсь в гостиницу.  Собираю рюкзак, ненужный в походе чехол и ещё пару мелочей оставляю в гостинице, договорившись сюда ещё вернуться. Проезжаю буквально 50м. до вокзала, покупаю билет до Мойковаца на сегодняшний поезд (4.40 плюс 4 евро потом доплачиваю за велосипед). Название станции и время отправления на всякий случай написал на бумажке, чтоб меня точно поняли.

На платформе народа довольно много (фото 8). 13:40 приезжает поезд Бар – Белград, с трудом залезаю в узкий тамбур одного из вагончиков (мест в билете не указано). Мест для велов в этом поезде нет, поэтому, несмотря на явное неудовольствие кондуктора, приходится загромождать проход (фото 9). Сам вагон похож на наш купейный, только поуже и со стеклянными дверьми. В других типах поездов (вроде электиричек) места для велосипедов вроде бы есть, но такой поезд идёт ближе к вечеру, что мне неудобно.

Поезд взбирается по холмам-горам, идёт вдоль обрывистых склонов, пересекает ущелья (фото 10-12). Много тоннелей и потрясающие виды из окна! С набором высоты лес из почти летнего превращается в ранневесенний (фото 13).

15:25, вылезаю на станции Мойковац (Mojkovac) (фото 14-15). Погода тут уже пасмурная, довольно прохладно. 15:45, выезжаю, вот теперь это уже первые километры настоящего похода! Дорога проходит под ж.д. путями, делает небольшой крюк и выходит к трассе. Проезжаю немного назад, на юг и сразу после моста через реку Тара (фото 16) поворачиваю направо.

16:40, 10км., узкое шоссе идёт по долине вверх вдоль реки, полого спускаясь и поднимаясь по холмам. Вдоль дороги стоят домики, сарайчики и стога сена. Похоже на Карпаты (фото 17-18).

17:00, 16км., небольшой спуск и заметный изгиб шоссе влево, мимо дер. Быстрица (Bistrica). Дорога пересекает долину ручья, полого идёт вверх и опять выходит к реке, судя по навигатору – высота 950м.

17:40, 23км., останавливаюсь у знака о въезде в Национальный парк Дурмитор (Durmitor). Понимаю, что описанный в одном из отчётов кэмпинг я проехал, совершенно не заметив. Возвращаться и искать его, конечно, совершенно не хочется.

Еду чуть дальше, крутой холм и скалы слева от дороги резко сменяются высоким лесом. (3) Решаю в нём в заночевать, отхожу с дороги подальше и ставлю палатку под огромной сосной. Развожу костёр, старых сухих веток так много, что пила совсем и не нужна. Вообще-то жечь костры в нац. парках запрещено, но надеюсь, что с дороги моя стоянка совершенно незаметна. Пока ужинаю, темнеет. Ночью довольно прохладно. 

4. «Краль Никола I»

5. Бульвар.

6. Река Морача (Moraca).

7. Карта у офиса по туризму.

8. Перрон вокзала Подгорицы.

9. Еле влез. :-)

10. Впереди – мост.

11. Внизу – р.Морача.

12. Один из многочисленных тоннелей.

13. Сюда лето ещё не пришло.

14. Оранжевый составчик. :-)

15. Мойковац – начало маршрута.

16. Мост над. р. Тара.

17. Карпатский пейзаж.

18. Долина р. Тара.

 

День второй, 29 апреля, 9.50 - 19.10, 59км.

Утром солнце освещает верхушки деревьев, очень красиво. Готовлю завтрак на костре,  собираюсь (фото 19-20). 9:50 выбираюсь на шоссе, на обочине пасётся корова – вот чей колокольчик был слышен вечером (фото 21)!  Почти сразу начинается пологий извилистый спуск (фото 22). Дорога выходит из леса и отрываются потрясающие виды на теперь уже на долину, а каньон р.Тара (фото 23-24).

10:20, 5км., делаю небольшой крюк, чтобы сфотографировать старую церковь у дер. Добриловина (G. Dobrilovina) (фото 25). Солнце иногда скрывается за облаками, начинает моросить дождик.

10:55, 12км., останавливаюсь у небольшого водопадика. (4) Дорога периодически проходит через маленькие тоннели, изгибы каньона всё время меняются, только цвет реки остаётся всё время ярко-бирюзовым. Очень красиво, всё время останавливаюсь фотографировать (фото 26-29). На одном из участков, останавливаюсь у подвесного пешеходного моста. После места отдыха с длинными лавками на берегу реки, дорога начинает полого подниматься вверх и до воды будет уже не добраться.

12:20, 24.3км., дорога делает небольшой отворот влево над речкой Ljutice и проходит через тоннель, в этой же скале есть проход и через старый тоннель.

12:45, 25.7км., подъезжаю к шедевру строительного искусства – красивому арочному мосту через Тару. Мост Джурджевича (Djurdjevica) был построен ещё в 1940г. и до сих пор является мостом с чуть ли не самым высоким пролётом в Европе (фото 30).  Около моста есть несколько сувенирных лотков, кафе и небольшой мотель «Tara». Прокатившись по узкому мосту, устраиваю обед на противоположной стороне.

13:30, 26.7км., вернувшись обратно начинаю подниматься по дороге, уходящей от моста в горы, к городу Жабляк. Судя по указателю, до него всего 22км., но уходящая вверх дорого и начинающийся дождь дают понять, что путь будет непростым. Дорога постепенно забирается выше, и после нескольких поворотов серпантина река скрывается за перегибом холма (фото 31-32). 14:20, 31.4км., дорога постепенно выходит из леса. Между холмов и в деревьях прячутся облачка тумана (фото 33).

15:20, 36.5км., 1 350м., наконец-то забираюсь на пер. Жабляк, дождь заканчивается. (5) Почти на перевале стоит несколько симпатичных старых деревянных домиков. Открывается вид на просторное плоскогорье (фото 34-35).

16:05, 45км., идёт по пологим спускам/ подъёмам, иногда входит в редкий лес, который спускается с холмов слева. Всё чаше попадаются дома, коттеджные посёлки и небольшие гостиницы.

16:30, 48.7км., 1 475м., въезжаю в Жабляк (Zabljak). Видно, что это зимний курорт – даже сейчас вдоль дороги местами ещё лежит снег. На центральном перекрёстке сворачиваю направо и вскоре подкатываюсь к входу в нац. парк горного массива Дурмитор (Durmitor) (фото 36). Плачу 2евро за билет, проезжаю шлагбаум и вскоре по узкой извилистой дорожке приезжаю к берегу Чёрного озера (Crno jezero) (фото 37). Озеро красивое, к берегам спускается лес, сзади высятся горы. Вспоминается  абхазское оз. Рица и небольшое карпатское оз. Синевир.

По лесу рядом с берегом идёт хорошая тропа, и решаю объехать всё озеро вокруг.  Вскоре тропа портится (фото 38-39), а после выхода ко второй, дальней части озера (фото 40) с велосипеда уже приходится слезать и перетаскивать его через снег, камни и вырубленные в скале лесенки небольших подъёмов. Да…, даже в Черногории я умудрился привычно потаскать на себе гружёный велосипед, а проще было просто оставить рюкзак у кассы!

18:40, 56км., выезжаю из парка (фото 41). Поднимаюсь обратно к центральному перекрёстку (фото 42) и останавливаюсь в гостинице Gorske Oci, 19:10, 59км. Большой просторный номер с ужином и завтраком около 30евро. Вечером немного гуляю по маленькому городку-посёлку.    

19. Палатка под огромными соснами.

20. Прохладное утро.

21. Парнокопытный конь.

22. Пологий спуск.

23. Бирюзовая вода.

24. Река Тара.

25. Монастырь в дер. Добриловина.

26. Ради таких дорог стоит жить!

27. Догоняет редкая машина.

28. Шесть пейзажей.

29. Весна, листва и бирюза.

30. Виды на и с моста Джурджевича.

31. Река остаётся позади.

32. Мокрый и долгий подъём.

33. Туман над долиной.

34. На перевале.

35. Дорога с ветром.

36. Альпийская полянка.

37. Чёрное озеро.

38. Дорожки сначала хорошие…

39. …, а потом не очень.

40. Дальняя часть озера.

41. Наконец-то видно горы.

42. Жабляк.

 

День третий, 30 апреля, 12.00 - 18.40, 76км.

Утром наконец-то замечательная погода, светит солнце. Решаю ещё раз посмотреть парк, а не сразу трогаться в путь. 9:00 на пустом веле еду от гостиницы, проезжаю мимо кассы (так рано там ещё никого нет). Еду по левому берегу озера. Фотографирую красивые пейзажи  (фото 43) и замечательно дружные крокусы, которые пробиваются к солнцу прямо через снег (фото 44)! 11:00 возвращаюсь в гостиницу.

12:00, выезжаю из города (фото 45). 12:40, 7км., 1 540м., хорошее шоссе идёт по плоскогорью, слева – просторы, справа и впереди – заснеженные горы (фото 46-47). Радость от пейзажей портит только сильный встречный ветер и набегающие облачка. Через некоторое время замечаю, что судя по навигатору, съехав с шоссе, я сейчас еду по чистому полю. Это меня несколько удивляет, т.к. никаких перекрёстков я не замечал. Но поскольку указатель на моей дороге точно был на Шавник, решаю всё-таки ехать дальше. С несколькими поворотами шоссе полого спускается и я подъезжаю к стоянке строительной техники. Теперь понятно – дорога совсем новая и на картах ещё не отмечена. На новой карте купленной в аэропорту на обратном пути, это дорога всё-таки нашлась, но ещё как строящаяся. А перекрёсток, который я не заметил, был в дер. Javorje.

   13:10, 12.6км., останавливаюсь у въезда в тоннель (6), включаю фару и задний габарит. Ехать довольно необычно, тоннель длинный, обочины нет, освещение слабое. Хорошо, что машин почти нет. Через 15 минут и 2км наконец-то выезжаю из тоннеля. Фотографирую ещё не убранных строительных динозавров (фото 48). Дальше почти лечу вниз по новенькому шоссе (фото 49), вокруг потрясающие виды на долину какой-то речки и снежные горы вдалеке. Дорога проход над и мимо крыш деревеньки Grabovica (фото 50).  

 13:55, 26км., 860м., спускаюсь в совсем маленький городок Шавник (Savnik). Здесь уже заметно теплее и нет пронизывающего ветра, как наверху. Немного отдохнув еду дальше. Дорога пересекает маленькую речку Bijela (фото 51), затем начинается подъём с серпантином. На спуск проезжают непонятно как здесь оказавшиеся две фуры, удивляюсь мастерству водителей вписывать грузовик в узкие повороты. Светит солнце, тепло, на деревьях вдоль дороги чуть ли не на глазах распускаются листья. Дежавю весеннего Крыма.

15:00, 32км., 1 090м., заезжаю на перевал у нескольких домиков села Градац (Gradac). Дорога немного спускается, но потом опять подъём, хотя и довольно пологий. Дорога идёт вдоль склона холма, потом выходит на открытое место у дер. Krusevice, 15:40, 38.5км. 

Шоссе входит в лес, делает пару витков серпантина (фото 52). 16:15, 41км., 1 375м., на развилке поворачиваю с шоссе налево, по указателю на Krnovo. Здесь уже вообще нет ни одной машины, валяются прошлогодние листья, обочина местами обвалилась (фото 53).

16:35, 43.3км., 1 490м., заезжаю на пер. Крновска Глава. Тут ветрено, прохладно и пасмурно. Извилистый плохонький асфальт полого спускается и поднимается по плоскогорью (фото 54). Вдалеке видны одинокие домики (видимо это дер. Гвозд), но всё равно ощущение полной бескрайности и безлюдности. Вдоль дороги местами попадаются яркие полянки первоцветов, а местами – ещё не растаявшие снеговые завалы (фото 55).

17:30, 54км., начинается сначала пологий, а потом и более крутой спуск. 17:50, 64км., после серпантинистого спуска останавливаюсь перекусить. Зелени и населёнки становится всё больше.

18:25, 72км., 644м., въезжаю в г. Никшич (Niksic). По окраине тянется какой-то завод и скучные дома. 18:40, 76км., поплутав по городу, останавливаюсь в чуть ли не единственной гостинице Onogost. (7) Даже сейчас гостиница впечатляет архитектурой и остатками былого качества в интерьере. Хотя, конечно, годы упадка оставляют свой след…

Вечером немного гуляю по городу, ужинаю в расположенном буквально на соседней улице, сзади от гостиницы, кафе Leskovachki Rostilj. (8) Mesano meso (тарелка с разным мясом и картошкой) стоит 6 евро, но даже после тяжёлого дня доесть её всю у меня не получается. :-)

43. Чёрное озеро.

44. Крокусы!

45. Жабляк остаётся позади.

46. Едем в горы!

47. Горные коровки.

48. Тоннель и его строители.

49. Скоростной спуск.

50. Игрушечные домики.

51. Речка Биела.

52. Серпантин.

53. Провал.

54. Пустынно и ветрено.

55. Цветы, снег и ещё больше снега!

 

День четвёртый, 1 мая, 11.15 - 16.45, 78.4км.

Утром пасмурно, идёт дождь, гостиничный завтрак, мягко говоря, не очень объёмный и вкусный. Да, первомай начинается как-то не очень позитивно…

11.15, выезжаю из гостиницы (фото 56), делаю небольшой крюк через старую площадь с памятником «Кралю Никола» (фото 57). Выезжаю из города по оживлённой улице, свернув на шоссе на запад (Hercegovacki put). Дорога пересекает речку Zeta, рядом с новым – старый, арочный мост (фото 58).

Дорога постепенно поднимается выше и скоро открывается вид на лежащее слева внизу оз. Сланско (Slansko jezero).  Жаль, что идёт дождь и озеро теряется в сером тумане (фото 59). Справа от дороги всё время какие-то низкорослые деревья-кусты. Вскоре дорога мимо чёрных скал уходит от озера (фото 60), сворачивает чуть правее и идёт дальше по холмам, машин почти нет.  12:45, 13.7км., после подъёма начинается небольшой спуск, потом – опять пологий подъём. Проезжаю отворот дороги на дер. Podbozur, но грунтовка, круто уходящая вверх не вызывает желания «срезать по грунтам».

14:00, 34.2км., не доезжая до дер. Vilusi, сворачиваю на юг, на Рисан. Дождь не прекращается, а никаких кафе или хотя бы крытых остановок не встречается. Старая мембранная куртка долгого дождя не выдерживает, начинает промокать. Теперь уже с ног до головы мокро и холодно. Ехать можно только на мысли, что сегодня надо добраться до моря, а там сухо, тепло и пальмы…

Отличное, новое ее шоссе идёт в подъем, преодолевая отметку в 1 000м. (пер. Осжеценица), потом – довольно длинный спуск. 14:55, 47.7км., проезжаю несколько хуторов дер. Грахово (Grahovo). Шоссе извилисто идёт дальше, то выходя на простор, то зажимаясь холмами. Вокруг – туманные виды на горы и скалы. После дер. Dragalj дорога идёт вверх, проходит через тоннель. Наконец подъём на пер. Грковац (700м.) завершён. Жаль, что из-за плохой погоды не удаётся сверху посмотреть панораму Которской бухты.

Проезжаю мимо старого спуска к Рисану, но не сворачиваю, т.к. по более плохой и крутой дороге ехать в дождь совершенно не хочется. Начинается отличный длинный скоростной спуск, проезжаю несколько тоннелей, финальный поворот, и вот я уже стою на берегу моря! На берегу моря заметно теплее, но всё равно думается только о том, чтобы поскорее высохнуть и согреться (фото 61). Поворачиваю налево, выезжаю из дер. Липцы (Lipci) и еду дальше по извилистому шоссе вдоль моря.

16:45, 78.4км., въезжаю в г.Рисан (Risan) и останавливаюсь в гостинице Teuta. В номере (25 евро) из отопительных приборов только кондиционер, что для меня совсем не вариант. Беру на ресепшен нормальный обогреватель и сушу у него себя и вещи. Затем немного доплатив, иду на ужин, вот теперь уже можно считать день удачно завершённым!   

56. Архитектурный ананас.

57. Центр г.Никшич.

58. Древний мост.

59. Озеро Сланско.

60. Холодно и мокро.

61. На море тоже холодно и мокро.

 

День пятый, 2 мая, днёвка, 65.7км.

Утро радует прекрасной погодой. После завтрака прогуливаюсь по гостиничной набережной. Капли вчерашнего дождя блестят на ветках, а солнце играет в бирюзовой прозрачной воде залива (фото 62). Наконец-то можно надеть майку с коротким рукавом – сегодня уже почти лето!

10:15, налегке выезжаю в сторону Херцег-Нови.  Недалеко от гостиницы останавливаюсь на мосту через небольшой о чрезвычайно бурный ручей Сопот (Sopot). Проезжаю мимо уже знакомой дер. Lipci. В дер. Morinj дорога пересекает небольшой ручей-запруду.

Синее море, солнце и чистое море прямо вдоль которого идёт шоссе создают хорошее настроение. Ехать, в отличие от вчерашнего дня, легко, приятно и красиво. Часто фотографирую виды на бухту и старые, каменные дома у кромки моря (фото 63).

11:25, 11км., у дер. Каменари (Kamenari) проезжаю мимо паромной переправы (9) на другую сторону пролива. Для пешеходов паром бесплатный, с машин берут 4 евро, хотят почти постоянно по мере заполнения (фото 64). Но мне туда не надо и еду дальше вдоль залива. Перед не очень симпатичным портовым городком Биела (Bijela) проезжаю мимо кэмпинга.  В деревне Зеленика (Zelenika), шоссе отходит от моря и идёт в тоннель, поэтому я сворачиваю на набережную и дальше еду ближе к морю (фото 65). После дер. Meljine уезжаю от моря, поднимаясь посмотреть одну из старых церквей – монастырь Savina (фото 66).

13:20, 26км., приезжаю к старой крепости города Херцег-Нови (Herceg-Novi) (фото 67). Спускаюсь к морю, проезжаю по отличной набережной почти до соседнего посёлка Игало (Igalo) (фото 68). Катаюсь по городу, осматриваю старый город (фото 69).

16:15, 37.7км., сделав ещё один крюк по набережной выезжаю в обратную дорогу. 18:40, 65.7км., возвращаюсь в гостиницу. 

62. Солнечное утро в Которской бухте.

63. Типичный пейзаж.

64. Паром.

65. За холмом – г.Херцег-Нови.

66. Монастырь Savina.

67. Старая крепость.

68. Набережная.

69. Старый город.

 

 

 

 

День шестой, 3 мая, 12.50 – 18.15, 40.7км.

После завтрака немного гуляю по паре улочек старого Рисана, осматриваю древнеримскую мозаику (фото 70-71). Пальмы, пасмурное небо и впечатление некоторой заброшенности почему-то напоминают Гагры (фото 72).

12:50, выезжаю, узкая, живописная дорога изгибается вдоль моря. Начинается мелкий дождик. Город Пераст (Perast) проезжаю по набережной, смотрю на старые дома, а также два маленьких острова-церкви посередине залива. Симпатичные старые посёлки идут почти непрерывно (фото 73).

13:45, 10.3км., после дер. Ораховац (Orahovac), останавливаюсь у моста через маленькую, бурную речку. Так же как и речка с другой стороны Рисана, здесь поток выходит из какой-то пещеры или щели в скале.  

В дер. Доброта (Dobrota) съезжаю с шоссе на узкую набережную и дальше еду всё время в нескольких метрах от моря вдоль старых каменных домов и игрушечных пристаней. Вскоре въезжаю в г.Котор (Kotor). Первое впечатление это огромный круизный лайнер, как будто случайно вставший рядом с крошечными домиками старой набережной (фото 74-76). Прячусь от дождя под зонтом уличной кафешки, перекусываю соком и вкусным хлебом, купленным утром в Рисане. Поев и немного согревшись иду фотогравировать запутанные улочки и старые церкви крепости города Котор (фото 77).

16:05, 19.5км., продолжаю огибать залив. Большинство машин едут напрямую в сторону Будвы, поэтому после перекрёстка на выезде из города на узеньком шоссе вдоль берега машин уже  практически нет. Фотографирую пасмурные средиземноморские пейзажи (фото 78).

17:00, 29.7км., проезжаю мимо кэмпинга у дер. D.Stoliv. (10) Затем устраиваю привал на краю мыса, буквально в 100м. отсюда я был вчера – на другой стороне залива.

В дер. Lepetani проезжаю мимо паромной переправы. Дальше, буквально в 500м. – ещё один кэмпинг. Еще немного по симпатичной дороге и вот уже г.Тиват (Tivat).

18:15, 40.7км., останавливаюсь в гостинице Palma прямо на набережной. Горячий радиатор и великолепный вид из окна очень радуют после мокрого дня. Вечером гуляю по городу.

70. г.Рисан.

71. Мозайка.

72. Набережная.

73. Старые посёлки-города.

74. Белая громадина.

75. Крепостная стена.

76. Пристань.

77. г. Котор.

78. Туманные пейзажи Которской бухты.

 

 

 

 

 

День седьмой, 4 мая, 12.30 - 17.00, 35.4км.

Утром отличная погода, позавтракав в гостинице, выезжаю и делаю небольшой крюк по городу (фото 79-81). 12:30, покидаю Тиват, дальше шоссе проходит мимо аэропорта. Машин довольно много, дует встречный ветер, а ехать сегодня недалеко. Поэтому решаю поехать по более интересным второстепенным дорожкам.

13:05, 8.7км., сворачиваю направо, по указателю на дер. Bigovo. 13:35, 13.2км., 205м., преодолев затяжной подъёмчик приезжаю в дер. Lesevici (фото 82). К морю решаю не спускаться и сворачиваю левее. Асфальтовая дорожка идёт вдоль склона, потом извилисто поднимается выше.

14:10, 17км., 340м., проезжаю небольшой перевальчик. Проезжаю дер. Kovaci. Затем идёт спуск, потом дорога поднимается на другой холм. Вскоре дорога выходит на возвышенность, открывается вид на теперь уже не залив, а настоящее открытое море.  Светит солнце, жарко. А сзади, над горами тёмное небо и явно идёт дождь. Очень радуюсь, что сейчас я не там.

Проезжаю мимо коттеджного посёлка у дер. Krimovica, дорога резко поворачивает налево, и по крутому спуску быстро оказываюсь у маленького ярко голубого залива (фото 83). Дальше дорога поднимается вдоль мыса, пересекает его и спускается к трассе.

15:25, 29.8км., после выезда на трассу сразу начинается довольно крутой подъём. Затем дорога полого идёт вдоль склона. Машин довольно много поэтому еду по тротуару. 15:50, 33км., сразу после тоннеля, сворачиваю направо и останавливаюсь у развалин крепости Mogren. (11) Устраиваю перекус и фотографирую потрясающие виды (фото 84-85).

16:45, отъезжаю от крепости и по отличному спуску быстро попадаю в г.Будва (Budva) (фото 86-87). Единственный раз за весь поход вижу группу велотуристов (вроде бы из Питера). 17:00, 35.4км., останавливаюсь у шоссе в небольшой гостинице почти в центре города – VilaLux, 26 евро.

Вечером гуляю по Будве и закоулкам старого города (фото 88). Несколько неожиданно смотрятся православные иконы в средневековых стенах. Снимаю небольшие церкви на фоне пальм. Начинается дождь и в гостинице в очередной раз приходится сушить кроссовки. 

79. Погожее утро.

80. Парусник.

81. Церковь в г.Тиват.

82. Часовня перед дер. Lesevici.

83. Райский залив.

84. У крепости Mogren.

85. Вид с крепости Mogren.

86. Вид на г.Будва.

87. Пляж в г.Будва.

88. Пейзажи Будвы.

 

 

 

 

 

 

День восьмой, 5 мая, 10.50 - 18.25, 61.2км.

   Выезжаю в 10:50, отличная погода. Еду вдоль набережной, пляж приводят в порядок к летнему сезону. Дорога проходит по маленькому пешеходному тоннелю, потом еду вдоль какого-то отеля и выезжаю на шоссе. Проезжаю курортный посёлок Бечичи (Becici), шоссе немного поднимается над бухтой и огибает мыс.

10:30, 8.3км., у дер. Пржно (Przno) сворачиваю с шоссе правее и дальше еду по тихой дорожке. Дорога входит в лес, а затем выходит к перекрёстку. Еду вниз, фотографирую визитную карточку побережья – остров-отель Св. Стефан (Sv. Stefan) (фото 89).

12:10, 12.4км., сделав крюк по крутым улочкам и небольшой подъём по лестнице, возвращаюсь на шоссе. Примерно через 500м. проезжаю поворот на кэмпинг Crvena Glavica. Еду по отличному шоссе, небольшие спуски/ подъёмы, светит солнце, смотрю на морские пейзажи (фото 90). Пейзаж немного напоминает шоссе к востоку от Алушты.

12:50, 24.4км., свернув с шоссе проезжаю через г. Петровац (Petrovac). 13:25, 27.8км., с набором около 200м. заезжаю на длинный тягун, начавшийся после дер. Buljarica. Пока отдыхаю, замечаю, что спустило заднее колесо. Меняю камеру и тут ломается хвалёный насос Crank Brothers. Треснула и развалилась верхняя часть пластиковой крышечки, в которую должен упираться резиновый уплотнитель при защёлкивании насоса на ниппеле. Хорошо, что таких крышечек здесь две и с помощью напильничка преобразую вторую – велосипедную в автомобильную. Колесо успешно накачиваю, но у насоса проблемы не заканчиваются – явно стало  заедать уплотнительное кольцо в ручке. Да, теперь надо стараться не прокалываться…

14:25, наконец стартую вниз с перевальчика, отличный спуск! Потом несколько коротких подъёмов. 14:50, 35км., въезжаю в г.Сутоморе (Sutomore). Возле одной из гостиниц сворачиваю к морю, оказывается, на набережную можно было свернуть и гораздо раньше. Море, солнце, отличный пляж и ж.д. станция рядом буквально заставляют меня остаться и провести здесь завтрашний, последний день похода (фото 91). Но всё-таки опять в седло и еду дальше.

Дорога идёт вдоль моря периодически ныряя в сосновый лес, очень красиво. Останавливаюсь в одном из симпатичных мест, спускаюсь к морю, устраиваю обед (фото 92).

16:00, 38.7км., с неохотой выезжаю с привала. Проезжаю по набережной г.Бар (Bar) (фото 93), по пальмовой аллее, мимо порта и парома в итальянский Bari. Путь вдоль моря к сожалению, окончен, дальше – в горы, фотографирую море вдоль которого сегодня так замечательно ехалось (фото 94).

17:00, 47.5км., 144м., поднимаюсь в г.Старый Бар. Здесь уже видно мусульманское влияние, мечети. Быстренько осматриваю очень красивые остатки старой крепости (фото 95). Здесь, конечно, надо задержаться подольше, но выезжаю уже через полчаса. Небольшая пустынная улица-шоссе сначала спускается, а потом поднимается, петляя по холму.

18:10, 57км., дорога делает последний подъём и дальше идёт вдоль холма. Справа открываются виды на море (фото 96). Вдоль дороги то ли частные, то ли заброшенные оливковые рощи и маленькие пастбища (фото 97). Ищу место для стоянки.

18:25, 61.2км., не доезжая до поворота не дер. Velje Selo, останавливаюсь, сворачиваю с шоссе направо. (12) Прохожу по тропинке мимо огороженных ветками/ проволокой полянок и выхожу к лесочку. Лес правда какой-то мелкий и неудобный, сплошные кусты и колючки. Поэтому немного возвращаюсь назад и ставлю палатку на свободной и ничейной площадке (фото 98).

Готовлю на горелке (впервые за поход). Пока ужинаю, темнеет. Ночью возле палатки ходил какой-то зверь, надеюсь, что это какой-нибудь ёж, а не дикий кабан! :-)

           

89.Вид на о. Св. Стефан.

90. Вид с шоссе.

91. Пляж г. Сутоморе.

92. Привал на берегу.

93. Пляж г.Бар.

94. Синее море и горы.

95. Крепость г.Старый Бар.

96. Вид на море.

97. Оливковые деревья.

98. Ничейная полянка.

 

День девятый, 6 мая, 09.50 - 18.40, 90.8км.

Вылезаю из палатки, первые лучи солнца уже освещают мою замечательную полянку. Вчера на какой-то колючке проколол колесо. Поэтому, поменяв камеру и накачав колесо своим еле работающим насосом, чтобы не рисковать велосипед и рюкзак до асфальта я несу по отдельности на руках. Поставив рюкзак на багажник замечаю стадо коров, переходящих дорогу и направляемых пастухом как раз на «мою» тропинку. Хорошо, что я вовремя собрал вещи и уже вышел на шоссе.

9:50, выезжаю и останавливаюсь буквально в 100м., у родника, слева от дороги. Умываюсь, набираю во флягу холодную воду – день сегодня предстоит жаркий и длинный. Завтра утром уже самолёт, а сам я ещё вообще в какой-то глуши!

Дорога постепенно спускается к дер. Владимир (Vladimir), 10:20, 8.9км. Поворачиваю налево, проезжаю дер. Брайша (Brajsa). Дорога уходит в перелесок, идёт довольно круто вверх, делает несколько поворотов.

11:20, 15.8км., 290м., проезжаю мимо ресторанчика Panorama. Хозяин говорит, что здесь  можно и переночевать. Дорога поднимается дальше вдоль склона под палящим солнцем. Открываются виды на оставшиеся внизу долины, холмы и отдельную гору Suma.

Затем дорога чуть спускается. Захожу в одинокий магазинчик, от которого вниз к ближайшей деревушке идёт грунтовка. Ну а моя дорога продолжает то более полого, то более круто идти вверх (фото 99).

12:25, 21км., 495м., перевал Стевгаш взят! Отдыхаю, фотографирую открывшиеся панорамные виды на горы, море и озеро (фото 100). Совсем рядом отсюда – граница с Албанией, но попасть туда никакого желания не возникает.

12:55, выезжаю, на перевале дорога круто разворачивается и круто идёт вниз параллельно Скадарскому озеру (Skadarsko jezero). 13:10, 27км., проезжаю довольно большую деревню Ostros. Вскоре озеро скрывается из вида, дорога сворачивает левее и уходит в лес. Вот здесь наверное поставить палатку было бы проще.

13:25, 29.8км., 250м., дер. Kostanjica. Дальше дорога уже идёт вверх почти до дер. Tejani, 14:05, 33.5км., 440м. Ехать жарко (фото 101). Наконец начинается пологий спуск, дорога проходит через старый лес (фото 102), и вскоре опять открывается вид на озеро, 14:30, 39км. (фото 103).

Потом узенькая дорога всё время идёт со спусками (до 240м.) и подъёмами вдоль холма с видом на озеро и горы вдалеке (фото 104). Спуститься до озера нельзя – слишком далеко. 15:20, 45.9км., 400м., проезжаю дер. Duravci. Затем ещё пара километров подъёма и начинается награда за все горки – потрясающий спуск по извилистой дорожке. Ради таких спусков и таких пейзажей сюда стоило ехать!

16:05, 53.3км., дер. Seoca, у маленьких домиков продают домашнее вино. Жаль, мне ещё слишком далеко  крутить, чтобы везти его с собой. После дер. Godinija последний подъёмчик и дорога спускается к г.Вирпазар (Virpazar), 16:45, 61.6км. (фото 105).

Переезжаю ж.д. пути, поворачиваю направо, дальше ехать уже по трассе (фото 106). Машин довольно много, дорога красиво идёт по насыпи, переходя на другой берег озера (фото 107). Красивый вид на озеро и заболоченную пойму реки Moraca (фото 108). Останавливаюсь перекусить у магазинчика в дер. Vranijna (фото 109). 17:30, 67.8км., выезжаю. Дальше дорога идёт уже довольно скучно по населёнке (фото 110), проезжаю поворот на аэропорт.

18:40, 90.8км., по уже знакомой дороге въезжаю в Подгорицу. Останавливаюсь в  своей гостинице, рассказываю нескольким удивлённым служащим о том, что за 9 дней проехал почти всю их страну. Говорю, что обязательно приеду ещё раз.  Вечером гуляю по уже знакомому, красивому городу (фото 111).

 

99. Подъём на перевал.

100. Виды с перевала.

101. Тут очень жарко, …

102. …, а тут прохладно.

103. Вид на Скадарское озеро.

104. Пейзажи Скадарского озера.

105. г.Вирпазар.

106. Две дороги идут рядом.

107. Вид на озеро с насыпи.

108. Болотный заповедник.

109. Вид на дер. Vranijna.

110. Автопортрет.

111. Подгорица.

 

День десятый, 7 мая, отъезд

Еле проснувшись утром от полуночной упаковки вела, иду завтракать. А потом, как белый человек сажусь в такси-мерседес, который к сожалению очень быстро привозит в аэропорт.

Ну вот и всё – поход завершён, до свидания Черногория! 

 


 

Приложение 1. Схемы маршрута

 

1. Общая схема маршрута.

 

Более подробная схема маршрута размещена по ссылке:

http://maps.google.com/maps/ms?msid=211432030649781395283.0004a353d97f2fcb53e08&msa=0&ll=42.595555,20.044556&spn=1.215136,2.705383


 

2. Схема участка Мойковац – Никшич.

 


 

3. Схема участка Рисан – Подгорица.

 


 

Приложение 2. График движения

 

Дата

День пути

Участок маршрута

Место ночлега

Пробег, км.

Способ

передвижения/ покрытие

27 апреля

0

Аэропорт Голубовцы – Подгорица 

Подгорица

11.3

Вело/ асфальт

28 апреля

1

Подгорица – Мойковац

-

-

ж.д.

Мойковац – место ночёвки  после дер. Быстрица

Лес, слева от дороги после знака «Нац. парк»

23.5

Вело/ асфальт

29 апреля

2

м.н. – Жабляк

Жабляк

59

Вело/ асфальт, грунт

30 апреля

3

Жабляк – Шавник – Гвозд – Никшич

Никшич

76

Вело/ асфальт

1 мая

4

Никшич – Грахово – Липцы - Рисан

Рисан

78.4

Вело/ асфальт

2 мая

5

Днёвка.

Радиалка в Херцег-Нови

Рисан

65.7

Вело/ асфальт

3 мая

6

Рисан – Ораховац – Котор – Лепетани – Тиват

Тиват

40.7

Вело/ асфальт

4 мая

7

Тиват – Лешевичи – Будва

Будва

35.4

Вело/ асфальт

5 мая

8

Будва – Петровац – Сутоморе – Бар – Старый Бар – место ночёвки перед дер. Велие Село

Полянка, справа от дороги перед поворотом на дер. Велие Село

61.2

Вело/ асфальт, грунт

6 мая

9

м.н. – Владимир – Костаница – Вирпазар – Подгорица

Подгорица

90.8

Вело/ асфальт

7 мая

10

Подгорица – Аэропорт Голубовцы

-

-

авто

Итого:

542

Без учёта дней 0 и 5:

465

 

 


 

Приложение 3. Карты

Использованные картографические материалы:

1.    Карта неизвестного происхождения для навигатора Garmin.

2.    Crna Gora  Mapa (красная обложка с гербом), 1:200 000, Цетинье, год издания не указан.

 

В походе арсенал картографических средств был скуден, но кроме отсутствия информации о рельефе, других неудобств не возникало. 

 

Рис. 1. Карта, которая использовалась в походе – слева. А вот вторая, купленная правда уже на обратном пути, по части рельефа оказалась отрисована лучше. 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.2. На правой карте уже отмечена (хотя ещё и пунктиром) новая дорога Жабляк – Шавник.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.3. Но идеальной карты всё равно нет. У новой карты (справа) грунтовки отсутствуют как класс. Например, вот так отличается сеть дорог на участке оз. Сланско – Которская бухта.

 

GPS координаты некоторых точек

№ точки

Координаты

Комментарий

001

N42 25.937  E19 16.176

Отель Европа, очень высокая цена, но зато рядом с вокзалом.

002

N42 26.507  E19 15.837

Туристическая организация Подгорицы.

003

N43 00.398  E19 25.902

Отворот с дороги к месту ночёвки.

004

N43 04.399  E19 23.074

Небольшой водопадик.

005

N43 09.036  E19 15.118

Пер. Жабляк

006

N43 03.317  E19 06.109

Въезд в тоннель

007

N42 46.609  E18 57.064

Гостиница Оногошт.

008

N42 46.518  E18 57.040

Неплохое кафе.

009

N42 27.988  E18 40.453

Паромная переправа.

010

N42 28.305  E18 42.406

Кэмпинг.

011

N42 16.538  E18 49.598

Развалины крепости.

012

N42 01.439  E19 11.924

Место ночёвки.

 

 

Приложение 4. Выводы и доп. информация

Выводы:

За 8 «маршрутных» дней похода пройдено 465м. 2 ночёвки в палатке, остальное - в гостиницах. Практически 100% маршрута - асфальт, очень большие перепады высот - всё время спуски и подъёмы. В целом дороги не настолько простые, как ожидалось от «цивильного похода по Европе», и это главным образом как раз из-за большого числа небольших перевальчиков (например, как в Крыму на участке Коктебель - Судак - Приветное). Вообще Черногория действительно в общем-то похожа на Крым, особенно если к нему добавить карпатские горы и добавить «контрастности» побережью.

Черногория страна хорошая, интересная и красивая. Замечательные, открытые люди –  братья-славяне! Вернуться ещё раз (и даже пройти тот же маршрут) однозначно хочется. А уж поехать по новым местам было бы вообще замечательно!

Конечно, надо учитывать, что погода может быть переменчивой, а дороги - трудны для привыкших к равнине. Трудны, правда не в том смысле, что тяжело проехать, а том, что дневной маршрут  быстро не всегда проедешь, а хороший темп обязателен, чтобы успеть осмотреть-пофотографировать все красивые пейзажи и интересные места в течение дня и при этом не поздно приехать на ночёвку. В 20:00 – уже совершенно темно, а поскольку ночёвки часто могут быть в населёнке, нужно ещё оставить время вечером – посмотреть очередной симпатичный город. Т.е. маршрут надо планировать исходя из того, что безостановочная езда от рассвета до заката это совсем не лучший вариант. Особенно учитывая, что в такой режим может превратиться даже грамотно спланированный маршрут из-за недостаточной подготовленности участников (некоторые из которых могут подумать, что если поход «в Европу», то всё будет легко и непринуждённо).

 

Затраты:

Страна сейчас не особо дешёвая, затраты на еду (магазины + кафе) получились около 150 евро, на гостиницы - 230. Затраты на жильё правда можно радикально уменьшить ночуя в палатках и в кемпингах. Вдоль моря также широко распространена сдача комнат в аренду. Летел рейсом Москва-Подгорица компании Montenegro airlines и, конечно, для нормальной цены билет надо было покупать месяцев за пять. Возможно также лететь с пересадкой, что будет дешевле. Либо лететь в Сербию, а там сесть в поезд Белград – Бар. 

 

Дороги:

Дороги в походе были почти всё время малозагруженными асфальтовыми шоссе, на 95% в очень хорошем состоянии, а местами вообще абсолютно новые. Некоторая сложность в том, что дороги довольно узкие и с практически отсутствующей обочиной. Т.е. всё время приходится стараться ехать ровно вдоль белой полосы края дороги. Весьма вероятно, что в сезон машины могут доставлять реальное неудобство (как в прочем и велосипедисты - им).

Грунтовки вообще хорошие, каменистые. Но предложение "срезать по грунтам" очень вероятно приведёт в долгому заезду на 1-1 в очередной крутой холм. Судя по картам сеть грунтовок очень даже хорошая, но в реальности, иногда обозначенные дороги выглядели просто как две тропинки, уходящие через поле в какую-нибудь гору. Т.е. при планировании грунтового маршрута надо очень внимательно отслеживать рельеф – даже "жалкие" 300м. подъёма отнимают довольно много времени. Например, в завершающий день похода при одном «официальном» перевале 495м., общий набор высоты из-за нескольких 200-300 метровых горок получился более 900м. 

 

Населёнка - особенности:

1) Дома, хутора, сараи с сарайчики вдоль дорог чуть ли не повсюду, в т.ч. на перевалах (зачастую перевал - это выезд на ровное плоскогорье, где удобно поставить дом). Место под палатку не всегда легко найти, т.к. вдоль обочины часто растут какие-то кусты в т.ч. и колючие, поэтому через них особо не пролезешь, а ровные участки бывают огорожены проволочкой или камнями. Т.е. забора нет, но земля всё-таки чья-то.

2) Населёнка довольно странная - рассредоточенная, т.е. если в Подмосковье местность такая: поле – лес – поле – деревня с магазином – лес – ещё одна деревня, то там обозначенной на карте деревней может быть и пара разбросанных по полю или перелеску домов и одна такая "деревня" будет сменяться другой. При этом ни в одной из таких "деревень" вполне вероятно не будет магазина.

 

Возможные изменения маршрута.

Упростить горную часть (Мойковац - Жабляк - Шавник - Никшич), наверное, не получится, а вот дальше вариантов упрощения много: уехать из Никшича на поезде в Подгорицу или, выехав к морю и доехав например до Котора, сесть на автобус до Будвы. От Будвы до Бара вообще ходят регулярно. В Баре можно сесть на поезд в Подгорицу (ж/д выходит к морю даже немного раньше - в пос. Сутоморе).

Возможные усложнения маршрута: Подгорица - Мойковац ехать своим ходом, либо поездом до Колашина, а там - в Мойковац через нац. парк Биоградская гора. После Жабляка можно ехать через Трсу на север, а потом обратно - вдоль водохранилища через Плужине и оттуда - в Шавник. От Никшича можно попробовать выехать к которской бухте по грунтовкам или проехать через нац. парк  Ловчен. После Вирпазара можно сделать крюк через верховья Скадарского озера и пос. Риека Черновица. Да и вообще, любой съезд с асфальта наверняка будет значительным усложнением маршрута.


Разговорник

 

Добрый день! – Добар дан!

Добрый вечер! – Добра вэчэр!

Хорошо – Добро

Спасибо! – Хвала!

Не за что! – Приятно!

Церковь – Црква

Где гостиница? – Где хотэл?

Закрыто, открыто – Затворэно, отворэно

Да, нет – Да, нэ

Вход, выход – Улаз, излаз

С сыром – З сиром

Мясо - Meso

Кофе – Кава

Чай – Чай

Мороженное – Сладолэд

Всё было вкусно – Свэ е било укусно

И после этого кто-то скажет, что он чего-то «нэ разумэет»? :-)

 

Наиболее интересные объекты на маршруте:

К интересным культурно-историческим объектам можно отнести большинство городов на маршруте. Конечно, приморские городки и посёлки более интересны (Херцег-Нови – Пераст – Котор – Будва – Старый Бар). Также в Черногории просто огромное количество старых церквей. Вдоль дорог постоянно встречаются большие коричневые указатели с ближайшими достопримечательностями и расстоянием до них. 

К интересным природным объектам можно отнести: каньон р. Тара, окрестности Чёрного озера в Нац. парке Дурмитор, Которская бухта, дорога вдоль Скадарского озера.

 


 

Приложение 5. Контактная информация

 

Адрес велоклуба 3х9 в сети Интернет: http://www.3x9.ru

Электронная почта, К. Мальцев: kmaltsev(собака)list.ru