Подготовка отчета

Содержание отчета

Виды отчетов:

  • вольный стиль – заметка, статья, юмористические заметки и т.п. Требования – литературность, чувство юмора да и все. Основная цель такого отчета — сохранить для участников память о пережитых эмоциях. Пример; Еще пример
  • официальный отчет о походе — четкая структура, наличие определенных блоков информации. Цель отчета — поделиться с другими туристами полученными знаниями о стране, районе похода, дорогах, достопримечательностях и прочих полезностях. Примеры — почти все отчеты о наших походах.

Иногда эти виды удачно сочетаются, пример — отчет о байдарочном походе 96 года. Первая часть отчета — техническая, вторая — историко-приключенческая.

Требования к официальному отчету.

Звездочками (*) помечены обязательные разделы.

Титульный лист (*)

Отчёт о походе VIКС по Китаю группы велотуристов Велоклуба 3х9 совершенном в сентябре-октябре 2011 года.

Маршрут: Урумчи – Цзюйгуань – Дэлинхэ – ….

Руководитель: …

Маршрутная книжка: …

Оглавление (*)

Схема маршрута (*)

Рисунок/схема маршрута; очень хорошо указать на ней места ночевок. Очень желательно, чтобы это была именно мелкомасштабная карта, а не страничка на сервис треков. Если узловых пунктов маршрута нет на доступных картах — лучше не полениться, и нарисовать на карте точки и надписать названия (например, карта в этом отчете по норвегии). Почему не трек — можно сравнить карту из похода по тянь-шаню и тот же участок на гугле или на open street map.

Идея похода

«Идея похода состояла в том, чтобы за три недели максимально познакомиться с природой и историей северной части Киргизии», «Я уверен, что любой турист с самого детства мечтает побывать в таких краях, как Валдай и Селигер, вот и я давно об этом мечтаю..», «Изначально мы задумали пересечь весь Китай в самой широкой его части …», «Исходя из целей похода, маршрут был проложен …»

Сводка параметров похода (*)

  • Протяженность маршрута
  • Протяженность дорог с покрытием
  • Протяженность дорог без покрытия, грунтовых дорог
  • Протяженность троп
  • Количество перевалов
  • Продолжительность похода
  • Максимальная высота

 И т.п. Как правило, оформляется в виде таблички.

Команда (*)

Табличка участников похода; ФИО (в шуточных целях — могут быть прозвища), должность в команде, год рождения, велосипед, регалии («1 разряд по спортивному велотуризму;  Опыт: Руководство и участие в  походах 5 КС, призовые места  в 24-х часовых марафонах Боярка24…»). Крайне рекомендуется сопроводить табличку обветренными суровыми (или веселыми — если поход простой) лицами участников. Для командира — координаты для связи.

Сведения о районе похода

Физико-географическое описание района — рельеф (пустыни-степи-горы-леса-болота), населенность (каждые полкилометра поселки —  до людей пять дней на собаках, климат (средняя температура июля +10 градусов). Раньше копировали из бумажных энциклопедий, сейчас — имеет смысл дать ссылку на википедию и привести только самые важные данные, влияющие на поход. Довольно часто эти сведения вкрапливаются в раздел «Идея похода» («Конец апреля – начало мая является очень благоприятным временем для велопохода по Сербии и Черногории: погода уже тёплая, но не жаркая, дожди – редко (ну или это просто нам повезло с погодой), природные источники и родники ещё не иссякли от летнего зноя, ну и конечно – красивая природа, радующая почти наступившим летом после серого Подмосковья.»)

Организация похода, общая характеристика маршрута

Что планировали, почему именно такой маршрут интересен, что получилось, что нет, почему изменили маршрут, что порекомендовали бы следующим группам. Приводятся варианты экстренного схода с маршрута, если было изменение первоначального маршрута — рассказывается как, и почему.

Здесь же могут быть подпункты «Подъезд/ отъезд», «Визы», «Оформление», сведения о трансопрте и наличии продуктов/магазинов/общепита на маршруте.

Технический отчет (*)

Описание каждого дня похода. Описание должно включать дату (и порядковый день похода), а так же:

  • дневной маршрут (очень желательно с километражем и временем прохождения точек; для горных участков —  высота перевалов);время выезда на маршрут и постановку на ночлег;
  • для сложных участков — описание ориентиров (типа «развилка из пяти дорог — мы едем по южной») или характеристик препятствий («брод по пояс, но ХХ сходу проскочил его на велосипеде»);
  • покрытие и характеристики дороги (чтобы потом посчитать, сколько километров в походе по каким дорогам — для обоснования сложности); желательно указывать погоду (тепло/холодно, дождь/ясно, ветер — силу и направление); для безводных участков — колодцы;
  • описание места своих стоянок (двести метров слева от дороги болото, там мы и встали) и описание приличные мест для будущих стоянок (типа «проехали два километра от ночевки и поняли, что зря мы не проехали их вчера» :-));
  • для населенных пунктов (особенно в глуши) — наличие/режим работы магазинов, почты/ телеграфа и т.п.
  • описание проезжаемых достопримечательностей.

По результатам сводка за день: сколько километров, средняя скорость, время в пути, погода в целом за день. Если есть — дневной трек и высотный график.

Табличка маршрута по дням (*)

Для каждого дня: дата, номер дня в походе, дневной маршрут (2-5 основных пунктов), препятствия (перевалы, броды), километраж, покрытие. Пример такой таблички.

Высотный график похода (для горных походов — *)

По горизонтальной оси — километры, по вертикальной — высота на этом участке. Графиг гораздо нагляднее, если на нем подписаны основные точки (реки, перевалы).  Пример такого графика

Расчет сложности по действующей методике

Для спортивных походов, претендующих на высокую категорию (выше двойки) — обязательный раздел.

Разное

Так же можно включить в отчет: табличку стоимости билетов, координаты использованных турфирм и полезных людей описание аптечки и ремнабора, описание велосипедов участников и их поведения, и т.п.

Для горных походов, включающих категорийные и околокатегорийные перевалы — сканы записок из туров

Сканы документов на визы в забугорные страны

Оформление отчета

Форматы файлов отчета

Подготовка на своем компьютере для последующей публикации где-либо.

Плюсы — всегда есть исходный вариант отчета. При умирании хостера — всегда можно выложить отчет на другой хостинг. Минусы — нужен сайт для выкладывания отчетов.

Два основных вида — pdf и html

Достоинства Недостатки
pdf Верстка не поплывет, в каком виде автор подготовил документ — так его и увидит читатель. Один монолитный файл. Если включать в отчет фотографии и карты в хорошем качестве — размер файла быстро и неконтролируемо растет. Не поддается повторному сжатию и декомпозиции. Неудобно смотреть одновременно разные части отчета, например — читать текст и сверять его с картой
html  Небольшой начальный размер — небольшие картинки со ссылками на полный вариант карты, превьюшки фотографий со ссылками на полный вариант каждой фотографии. Пользователь сам выбирает, что смотреть/скачивать. Удобная работа со ссылками, вставка фреймов с сервисов треков типа gpsies. Возможность дать прямую ссылку на конкретный раздел отчета. При верстке надо соблюдать аккуратность, чтобы при растягивании отчета в браузере картинки не налезали друг на друга. Необходимы базовые познания в html

Подготовка отчета в онлайне

Плюсы — меньше возни с подготовкой. Минусы — меньшая наглядность; трудность создания резервной копии; при умирании сервиса или при смене сервисом движка — отчет зачастую теряется, уплывают ссылки на картинки и т.п.

  • Специализированные сервисы для публикации отчетов (http://www.marshruty.ru). Плюсы — сразу есть некий шаблон, интеграция с gpsies, альбомы фотографий. Минусы — авторы сайта жестко задают сценарий создания отчета; отступить от него довольно трудно. Пример — отчет по турции, которым пользоваться довольно неудобно — нельзя открыть карту в полном окне, постоянно какие-то ненужные разделы, реклама.
  • Публикация отчета в блогах (жж и т.п.). Особенность — можно публиковать описание каждого дня в отдельном посте, а отдельно — сделать заглавный пост с описание похода, картой и ссылками на отдельные дни. Минусы — жж становится политической площадкой с рисками атак и недоступности сервиса. Сложности с оформлением. Пример отчета в ЖЖ
  • Публикация отчетов в форумах. Не рекомендую использовать — формат форума включает кучу лишних полей, картинок, свистелок и перделок, которые в отчете только мешают. При смене движка форума — отчет может быть потерян, может смениться ссылка на отчет, поплыть оформление и т.п. Очень трудно сделать резервную копию отчета. Пример отчета в форуме
  • Соцсети (вконтакте и т.п.). Самый неудобный вид отчета — посты в обратном порядке; невозможно дать ссылку на отдельный день; куча места занята ненужными для отчета полями. Невозможно сделать резервную копию. Пример дневника такого путешествия

Жж, форумы и прочие соцсети больше подходят для отчетов-впечатлений.

Пожелания к оформлению

  • Карта маршрута должна быть рядом с ниткой маршрута. Гораздо удобнее прочитать нитку — и тут же посмотреть ее на карте. Названия населенных пунктов и перевалов — должны присутствовать на карте! Трек  не может полностью заменить карту
  • Фотографии с маршрута должны располагаться в отчете рядом с описанием места съемки. Т.е. в отчтете читаем — подошли к страшному броду — и тут же рядом на картинке видим бредущего по колено в воде участника группы. Самый тяжелый случай — pdf, в котором карта находится в самом начале,  текст технического отчета расположен в середине после километровой копипасты из википедии, а фотографии — в конце файла по 6-8 на странице. Листать туда-обратно — практически нереально, в результате читатель при чтении описания маршрута не может толком следить за картой и фотографиями, и не получает полного впечатления о походе. Надо изживать это наследие бумажных отчетов с вклеенными фотографиями.
  • Не забывайте про оглавление. Современные редакторы — MS Word, Open offis — позволяют строить оглавление в полуавтоматическом режиме — по заголовкам разделов.
  • Если в походе писались треки — лучше выложить отдельно исходные файлы треков и дать в отчете ссылку. Дело в том, что при выкладывании на gpsies и прочие сервисы теряется информация о времени создания точек, иногда корежится информация о высоте точек.

Подготовка отчета

На маршруте

Летописец (хороший летописец :)) должен везде ходить с блокнотиком и ручкой. При каждой остановке — надо вести записи, можно в сжатом виде (проехали хороший ручей, развилку дорог, магазин с недорогим хорошим местным вином). Обязательно фиксировать время и километраж узловых точек (крупных населенных пунктов, перевалов, бродов). Очень желательно записывать места, подходящие для отдыха, ночевок.

Вечером после ужина- надо обязательно записывать краткую статистику за день (даже если пишется трек — навигаторы, бывает, тоже умирают) и, при необходимости, расшифровывать дневные записи и дополнять впечатлениями за день. Цель этих записей — чтобы дома, сидя через три месяца за компом и готовя отчет — не вымучивать из себя название того или иного населенного пункта и не описать разбитую грунтовую дорогу как хайвей.

После похода

Оформлять поход рекомендую в обычном офисном редакторе типа Word. При верстке — активнее используйте стили, заголовки 2-3 видов — по ним можно полуавтоматически построить и обновлять при правках оглавление.

При добавлении в текст картинок — рекомендую добавлять картинки большого формата, и уже в тексте масштабировать их под нужный размер (Это облегчит конвертацию такого отчета в html). При размещении фотографий не ставьте обтекание картинок текстом — иначе при увеличении ширины окна карти нки становятся лесенкой.

Ответить Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*