Таджикистан в последнее время не только становится небезопасным (а где сейчас полностью безопасно?), но и все более дорожает. Несмотря на строительство автомагистрали Худжанд-Душанбе, которая практически закончена (за исключением тоннеля на Шахристанском перевале, который обещают сдать в этом, 2012 году), цены на проезд в джипе между столицами только растут. За 6-местный джип с вас попросят $100 или больше, а в высокий сезон пиковых перевозок и $200 (торгуйтесь!). Маршрутки и более простой транспорт по этой дороге не ездят.
Заброска на Памир на 7-местном джипе в обычное время обойдется порядка $300, а если не повезет и вы попадете в один поток со студентами, едущими на каникулы или с каникул, то и того выше. На 10-местной УАЗ-ке ("буханке") в полтора раза дешевле, но там гораздо теснее и сложно найти место для объемного багажа. Скорее всего, под багаж придется занять часть пасажирских сидений, за которые тоже придется платить. В итоге это выльется в сопоставимую с джипом сумму.
Для пребывания на Памире (в Таджикистане) российским гражданам все еще требуется пропуск в ГБАО и регистрация (включая регистрацию в ОВИРе и местную). Официальная плата за эти документы невелика (менее $15), однако их получение требует времени, обычно не менее 3 суток. Процедура самостоятельного оформления этих документов подробно описана в путеводителях АВП. Важно, что зарегистрироваться "в палатке" нельзя - место жительства и все причитающиеся документы (выписка из домовой книги, техпаспорт домовладельца, ксерокопии паспортов и т.д.) должен предоставить гражданин Таджикистана, регистрирующий у себя иностранца. Оформленные группы (с маршруткой)вроде бы можно зарегистрировать непосредственно через ОВИР, однако это тоже занимает не менее трех рабочих дней.
Замечу, что пару лет назад правительство Таджикистана приняло постановление, освобождающее от регистрации иностранцев, прибывающих с целью туризма. Однако на практике оно распространяется только на "визовых" иностранцев. Что же касается росиян, то у пограничников "на местах" существуют разные мнения о необходимости такой регистрации. На автомобильном переходе Ойбек таджикские погранцы очень удивлялись, зачем мы ее оформляем (и вообще нас там очень приветливо встретили), в худжандском поезде про регистрацию не спросили, а вот в аэропорту Душанбе, говорят, очень даже интересуются. А поскольку штраф за отсутствие регистрации порядка $300, до полного прояснения ситуации в законодательстве приходится ее делать...
Для ускорения процедуры приходится оформлять регистрацию через турфирмы.
Мы связались для этой цели с Рано Собировой, но больше никому не советуем с ней иметь дело! Лучше ищите другие турфирмы, благо выбор имеется!
Во-первых, получаемая от Рано информация, особенно по ситуации в ГБАО, была, мягко говоря, не вполне адекватной. В большинстве случаев она просто нас успокаивала, - мол, везде все нормально, даже когда в городе еще шли бои. Видимо, опасалась потерять клиентов и деньги? На третий день после закрытия дороги в Хорог, когда скрывать этот факт стало уже невозможно, Рано стала нас уверять, что завтра-послезавтра дорогу откроют, хотя никаких оснований для таких заключений тогда еще не было. (Мне вообще показалось, что про закрытие дороги Душанбе-Хорог Рано узнала из нашего с ней разговора. Кстати, когда дорогу открыли, об этом она тоже узнала с опозданием на день).
Почти на все вопросы, которые мы ей задавали, конкретных ответов мы так и не получили. Она не смогла ни ответить на вопрос о погранпереходах с Узбекистаном, ни найти для нас информацию о границах нацпарка и заповедника (въезд на эти территории ограничен), а также как и где оформляется пребывание на этих территориях. Первоначальная нитка маршрута заходила на территорию, уже переданную де-факто Китаю, однако по словам Рано, "душанбинские пограничники" никаких замечаний и возражений насчет маршрута не высказали. Вообще, складывается впечатление, что Рано даже не глянула на нитку маршрута, хотя соответствующее письмо я отправил ей за месяц до выезда. Уже в Душанбе Рано предложила нам для оформления проезда через Зоркуль зайти в офис дружественной турфирмы в Хороге, когда мы будем там проезжать. Хотя наш маршрут вообще не проходит через Хорог по пути на Зоркуль. Не говоря уж о том, что эти пропуска правильнее оформлять не в турфирме, а в дирекции заповедника (реквизиты которой Рано также не знала и найти для нас не смогла).
Неверной оказалась и ее информация относительно транспорта. Вопреки заверениям Рано, рейсовых маршруток Душанбе-Худжанд пока еще не существует в природе! (Возможно, они появятся после открытия второго тоннеля). Стоимость проезда Худжанд-Душанбе оказалась вдвое выше, чем названная ей сумма.
Для проезда в Рушан Рано "нашла" и долго расхваливала нам "очень дешевый" джип за $600, хотя стандартная цена там $300.
Параллельно с нами на Памир собиралась группа из Казахстана. В одном из писем к Рано я проговорился, что мы заочно с ними знакомы. В последний момент казахстанцы ехать на Памир передумали, однако Рано потребовала, чтобы мы оплатили не только свои, но и их документы, либо мы вообще ничего от нее не получим. На будущее я очень советую при получении пропусков общаться с турфирмами каждому участнику по отдельности, как будто все едут независимо друг от друга. В пропуска ГБАО состав группы и нитка маршрута не вписываются, они абсолютно одинаковые для всех! В противном случае вам обязательно придется заплатить не только за себя, но и за тех, кто по каким-то причинам не смог поехать.
Еще один маленький обман был связан с ценой услуг. В первом письме Рано написала:
Если за 10 дней до приезда в Душанбе Вы пришлете мне ксерокопии своих
паспортов, то к приезду своему Вы пропуска получите, регистрацию делаем за 1-2 дня, все это будет стоить 55 долларов с человека (25+30 долларов).
. Вплоть до момента приезда в Душанбе мы были уверены, что общие затраты на 1 человека составят именно $55. Однако, уже в Душанбе неожиданно выяснилось, что 25+30 долларов - это стоимость двух видов регистрации (в ОВИРе и местной), а за пропуска в ГБАО надо дополнительно заплатить еще по $45. Поскольку у нас был с собой некоторый резерв денег, мы смогли расплатиться и получить свои документы, не оставаться же в Душанбе на три дня! Мы понимаем, что из-за событий в Хороге Рано, вероятно, лишилась в этом году многих клиентов и понесла большие убытки, однако такое поведение (фактически просто обман), по-моему, плохо вписывается в рамки нормальных деловых отношений.
Последний штрих в картину Рано добавила уже вечером, когда согласно нашей договоренности она должна была привезти наши документы на базу СЮТУРа, где мы ночевали. Сразу после обеда Рано позвонила нам из ОВИРа и пообещала, что привезет их в 17ч. Мы договорились с машиной о выезде на Памир и стали ждать документы. Однако в начале шестого Рано пришла к нам без документов, сказав, что руководитель группы должен лично явиться за ними в ОВИР. Чтобы успеть до закрытия, мы с Рано пешком пробежали два квартала от зеленого базара до главной улицы и сели в маршрутку, на которой доехали до ОВИРа, где я действительно получил документы. (На два часа позже, чем ожидалось, но все-таки в тот же день). Что интересно, ехать в ОВИР на такси Рано отказалась, поскольку это "чересчур дорого". Я и не подозревал, что выбирая маршрутку, Рано заботится не о своем, а о нашем материальном благополучии! Поскольку платить за наш проезд до ОВИРа, как выяснилось, должен был я, а вовсе не Рано, нарушившая свое первоначальное обещание.
В общем, я никому не советую иметь с этой женщиной дело. Лучше обратиться в чуть более дорогую, но честную и ответственную турфирму, либо заняться документами самому. В конце концов, три дня в Душанбе - не такое уж и плохое времяпровождение, тем более, что один день наверняка уйдет на закупку продуктов, еще один можно с пользой провести в городе, осмотрев музеи, базары и прочие интересности, а на третий день съездить для акклиматизации в Варзоб или Гиссар, где сохранилась интересная крепость и до сих пор видны следы катастрофического обвала и многокилометрового оползня, сошедшего при землетрясени 1989г.
Впрочем, общение с Рано было единственной неприятностью состоявшегося похода.
Все остальные люди в Таджикистане, с которыми мы общались, начиная от простого народа и кончая милиционерами, пограничниками и даже таможенниками, оставили у нас только самые теплые воспоминания. За все время у нас ни разу не проверили документы, кроме нескольких стационарных постов на дороге Хорог-Душанбе, где это обязательная процедура. Егерь на Зоркуле, который проверяет наличие пропусков в заповедник, сначала не хотел нас пускать, т.к. этих самых пропусков у нас не было. Однако когда мы сказали, что мы из России и едем в спортивный поход (мы показали ему письмо, подписанное президентом ТССР), а в Хорог не смогли заехать за пропусками из-за последних событий, он не только не стал нам препятствовать, но даже не попросил обычную небольшую плату за пребывание в заповднике. Только посоветовал вести себя там наиболее аккуратно и не уехать случайно в Афганистан, свернув на развилке на неправильную дорогу. Даже таможенник на пограничном пункте Ойбек сначала с искренней радостью поприветствовал нас: "Добро пожаловать в Таджикистан, дорогие гости, мы очень рады вас видеть!", и только потом помог выполнить все формальности. Это произвело на нас впечатление, особенно по контрасту с только что пройденной границей Узбекистана.
В общем, добро пожаловать в Таджикистан!
Очень хочется верить, что бюрократические формальности со временем упростятся, обстановка стабилизируется и велосипедные походы по этому замечательному уникальному региону снова станут обычным делом, как в прежние лучшие времена.