Технические вопросы


[ На главную ] [ Последний список сообщений ] [ Вики ]

Сообщение Горелка Booster+1 BRS-8 vs Primus multifuel. Опыт практического применения на Памире от deshere было добавлено 31/08/2012 23:52:25 (изменено 01/09/2012 00:26:34)

Сразу скажу, что "тест-драйв" довольно условный, т.к. корейский "Бустер" (Booster+1 BRS-8) был новый, а Primus multifuel где-то пятилетнего возраста (говорят, сейчас под этим названием выпускается сильно другая конструкция). Но тем не менее, сравнение сильно в пользу Бустера, как ни странно... Хотя разумеется неизвестно, как поведет себя этот Бустер, достигнув столь же почтенного возраста...

Для начала поясню, почему мы пошли именно с этими марками. Мультитопливный "примус" мы взяли взаймы у Ильи Овчинникова (до этого горелка использовалась неоднократно, но преимущественно на газе, в крайнем случае на галоше), а вот Бустер удалось по случаю купить прямо в Пущино, и всего за 2тр, что для сезона 2012г достаточно дешево. Конечно, после чтения всяких форумов мы несколько сомневались, стоит ли покупать этот Бустер, или лучше переплатить и взять что-нибудь более фирменное. Однако, удобство "доставки" и весьма льготная цена взяли свое. А главное, обе горелки имеют почти одинаковую конструкцию и состоят из баллона, насоса, шланга и собственно горелки, причем ВСЕ эти детали (и даже более того) взаимозаменяемы между горелками. Эта взаимозаменяемость стала последней каплей, ведь в походе нас было пятеро, и для готовки одной исправной горелки, в общем, достаточно... Когда вторая горелка берется в качестве импровизированного ЗИП/ремнабора к первой, о фирменности и репутации "запасной" горелки можно особо не думать ;-)

В начале похода мы использовали горелки в "родной" комплектации. Однако, очень быстро выяснилось, что фильтр на трубке забора топлива (которая торчит из насоса в баллон с бензином) у "примуса" не то чтобы засорился, но капризничает - начинает пропускать бензин только после довольно мощной накачки баллона, и то не сразу, а требует, чтобы баллон сперва потрясли и т.д. Один раз мы вообще никакими способами не смогли добиться, чтобы бензин потек через этот фильтр. пришлось отвинчивать насос и стравливать немаленькое давление, просто разбрызгивая бензин по соседним районам Памира. Штатно этот фильтр неразборный, поэтому чистить в походных условиях мы его не стали, а в дальнейшем использовали обе горелки поочередно с насосом (и фильтром) от Бустера.

Дальше началось самое интересное. После 2-й или 3-й готовки "примус" начал ощутимо терять мощность. Симптомы примерно как в Киргизии в 2011г, даже возможно чуть хуже. Пришлось разбирать и чистить горелку, с вывинчиванием и прочисткой форсунки, выниманием и прокаливанием тросика на Бустере. (Бустеру некачественный среднеазиатский бензин был по барабану - горелка до конца похода работала, как новенькая). После чистки "примуса" одну еду (вечером) на нем сварили нормально, а вот утром мощность снова ощутимо начала падать и второй котелок с чаем едва закипел, хотя и был защищен от ветра ковриком и стенкой из велосипедов, закрытых тентом, и окружен камнями, экраном и накрыт стеклотканью. Пришлось чистить горелку снова. Впрочем, чистки снова хватило на один раз.
После этого мнения в группе разделились. Я считал, что хорошо работающую горелку (т.е. Бустер) надо держать в резерве, а для готовки использовать "примус", прочищая его перед каждой готовкой. Другие участники чистить горелку ленились, и пищу варили на бустере - по принципу, "от добра добра не ищут". Чего заморачиваться с "примусом", если вторая горелка отлично работает?

Окончательный вывод такой: конкретно в нашем походе новенький Booster+1 BRS-8 оказался намного терпимее к среднеазиатскому некачественному бензину, чем расхваленный Primus multifuel (правда, уже сильно не новый, но прекрасно работавший до сих пор много походов на газе/галоше). В чем причина таких различий, мне до конца не ясно, поскольку конструкция горелок практически одинаковая. Бензин мы за поход покупали четыре или пять раз - либо прямо на дороге сливали из баков А80, либо брали из банок на импровизированных высокогорных заправках. Во всех случаях качество бензина было понятно какое, хотя явных признаков мусора (песок, опилки, мелкие частицы в бутылке) визуально не наблюдалось.

И, чтобы сравнение было полным, пара слов о конструктивных особенностях горелок.
У Примуса ножки полукруглые, поэтому горелка в сложенном виде немного компактнее. У Бустера ножки прямые, чуть более длинные, из-за этого большие кастрюли (от 4л), а особенно плоский кан стоят на ней чуть устойчивее.
Трубка для прогрева топлива у Примуса сделана правильнее, чуть в стороне от центра горелки; у Бустера она почти прямая и немного мешает доступу к форсунке, когда надо ее отвинтить.
Тросик для чистки трубки у Примуса чуть длинее, чем трубка, и снаружи всегда остается не менее 1 см, что позволяет его захватить любым инструментом. У Бустера, если полностью затолкать тросик в трубку, снаружи остается не более 2мм, и чтобы его вытащить, требуются плоскогубцы с достаточно острыми губками. Зато вытаскивается он несколько легче (может, это свойство присуще только новой горелке)?
Крепление рассекателя, ключи и пр. у горелок несколько различаются, но в общем и та, и другая вполне себе разбираются штатным инструментом.
Насос снаружи чуть удобней у Бустера, т.к. имеет планку, фиксирующую положение баллона. Внутри чуть правильнее конструкция Примуса, т.к. трубка забора топлива сильнее отклонена от оси баллона и даже если баллон заполнен на 3/4, соответствующий переворот баллона позволяет прекратить подачу топлива и выключить горелку. У Бустера это проблематично: если баллон заполнен более, чем на 2/3, то вращение вдоль горизонтальной оси (при лежащем на земле баллоне) не позволяет остановить подачу бензина - приходится дополнительно наклонять баллон "вверх ногами". В остальном блоки насосов практически идентичны, но у Бустера ручка регулятора металлическая, а у примуса - пластиковая и (у нашего) уже оплавленная в результате неаккуратной эксплуатации. Первый вариант капельку тяжелей, но надежней - так что и это не плюс и не минус, а просто особенность конкретных девайсов.
Если при первичном прогеве использовать не бензин, а сухое горючее, то подсовывать его в Бустер немного удобнее (впрочем, мы прогревали горелки бензином, т.к. готовили только на улице).
В целом, качество конструкций я оцениваю как приблизительно равнозначное. На первый взгляд, в Бустере учтены и исправлены некоторые недостатки исходной конструкции (например, фильтров сразу два и сделаны они чуть-чуть правильнее). Однако, это не удивительно, т.к. горелка выпущена на несколько лет позже и при изготовлении уже можно было учесть опыт эксплуатации более ранних моделей от конкурентов. С другой стороны, у Примуса уже есть определенная репутация, а Бустер, все-таки, пока еще "no-name". Поэтому остается риск, что где-то в его конструкции имеются скрытые дефекты, которые нельзя выявить за один поход, даже при использовании некачественного бензина.




Обратная связь с админом - про глюки писать сюда   правила форума   FAQ по форумам