Пафосный видос про примус -
https://www.youtube.com/watch?v=7cMX0Hc-AUgНапишу по шагам:
- бензин заливаю на 90% ёмкости баллона. По моим ощущениям, горелка не заработает, если бензина в баллоне осталось совсем мало. И стабильней она работает как раз когда бензина много и нормальное давление.
- использовал 92, 95, "галошу". Разницы как-то особо не заметил.
- насос вкручен в баллон всегда во время похода.
- качаю раз 20-ть примерно, не меньше.
- ставим горелку на "готовочное" место. В смысле, чтоб под весом кана горелка продолжила бы стоять ровно.
- кладём баллон, как уже тут писали стороной "ON" вверх (для Ковеи просто опираем баллон на спец. ножку-опору).
- я сразу ставлю экран, чтоб ветер не мешал поджигать.
- открываем на полный оборот чёрный пластиковый вентиль на насосе (и оставляем его открытым).
- открываем немного вентиль-скрепку на горелке. Из форсунки выливается примерно чайная ложка бензина, сразу же закрываем вентиль. (почему "истрепалась прокладка" я не понял - она ж в самом низу горелки, до неё и специально-то непросто добраться, но думаю, что и без неё можно обойтись, просто чуть больше бензина выливать сначала).
- поджигаем испаряющийся бензин. Над горелкой при этом наклоняться не надо! :-) Очень удобно использовать зажигалки с длинным "носом", такие иногда в сигаретных палатках или в хозяйственных продаются.
- ждём пока горит бензиновый костерок.
- и когда пламя уже почти угасает потихоньку открываем вентиль-скрепку. Пламя должно измениться с "костра" на "газовую плиту".
- если пламя всё-таки потухло, то заново поджигать надо очень осторожно, т.к. горелка уже горячая и бензин из форсунки пойдёт "газом", а не жидкостью. Например - надо сначала поднести горящую зажигалку к форсунке, а потом открывать вентиль. Ну или же подождать пока горелка остынет.
- некоторое время может работать чуть неравномерно. Ставим кан.
- немного наблюдаем пациента, добавляем/ убавляем подачу бензина.
- если горелка работает долго, я обычно ещё в процессе готовки немного подкачиваю (без фанатизма только).
- на ужине я выключаю горелку сразу. Сначала вентиль у баллона, потом - у горелки.
- на ночь шланг горелки от баллона не откручиваю.
- утром всё аналогично, но стараюсь выключить горелку "по науке", как тут уже писали - перевернуть баллон стороной "OFF" и дождаться пока горелка сама потухнет. Не забыв потом закрыть оба вентиля.
- соотв. в этом случае в баллоне уже не будет большого давления и при откручивании шланга много бензина пролиться не должно. (хотя немного всё равно наверняка будет)
- в любом случае совсем убрать давление в баллоне можно только откручиванием самого насоса (например если надо долить бензин).
Важно иметь с собой в походе:
- мультитул для своей горелки (у примуса и ковеи разные), у них кстати и резьба на флягах-баллонах разная.
- силиконовую смазку (для резиновых уплотнителей и кожаного кольца на поршне насоса),
- запасную форсунку для бензина (а не для газа/ керосина, которые всё равно вряд ли потребуются),
- запасной рассекатель пламени (железный трилистник).
Поломки/ неисправности.
- "усохшее" кожаное кольцо на поршне насоса примуса. Собственно оно усохло и насос перестал создавать давление. Вылечилось лёгким "раздербаниванием" кольца пальцами и его смазкой. До сих пор считаю это очень спорным конструктивным решением примуса... Хотя там вроде тема в том, что кожа всё-таки надёжнее пластика, в т.ч. при отрицательной температуре.
- "пластиковый" насос ковеи при этом работал как часы. Хотя и с ним произошла проблема - трубочка забора бензина взяла да и отклеилась от "пробки" насоса. Вылечилось клеем момент.
- потеря рассекателя, вылечилось наличием запасного.
- травивший шланг примуса. К большой радости выяснилось в Москве при обслуживании горелки в Ледниковом периоде (я тогда ещё очковал сам разбирать). Вылечилось новым шлангом. Уважуха в примусу упала ниже плинтуса...
- загрязнённый в хлам примус. Вылечилось полной разборкой. Выкрутить, почистить проволочкой форсунку. Открутить шланг от горелки, заменить какие-то пластиковые ошмётки на ватный шарик (от работает как второй фильтр, на выходе бензина из шланга в "трубочку" горелки). Открутить и вынуть, почистить "палку"-регулятор из "трубочки" горелки. Конец этой палки был к копоти, поскрёб ножичком.
- засорившееся сопло ковеи. Долго я радовался отличной работе ковеи, да и вообще никогда не приходилось в походе разбирать ни примус, ни ковею (может бензин просто хороший был). Но вот сейчас в Грузии ковея как-то стала слабовато гореть. Почистил проволочкой форсунку. Нет эффекта. Открутил насос, поставил запасной, нет эффекта. Отсоединил шланг от горелки, подёргал за трос, который внутри змеевика (у примуса такого нет - там "палка-крутилка" внутри "трубки"), нет эффекта. Поставил запасную форсунку - заработало! :-)
Как оказалось, у ковеи очень извращённая конструкция форсунки. Если у примуса это как-бы полый болтик с дыркой в шляпке, то у ковеи этот болтик не пустой, а заполненный металлическими микрошариками. Соотв. сверху шляпки проволочку просунуть можно и всё вроде как ок, но закоксованность-то получается как раз внутри "болта" между этих микрошариков и там уж никакой проволочкой ходы для бензина не пробьёшь...
- ну и самая часто встречающаяся "неисправность" - в суете баллон просто положили не той стороной вверх. :-)
Ещё по готовке:
- в соло-походах я готовил на ковее, т.к. на минимальных оборотах она жарит чуть слабее примуса. Литра бензина хватало на неделю примерно.
- в Грузии использовали две горелки. Ставили кан на обе, он закипал, продолжали варить на одной, а на вторую ставили кан с чаем. Если первая освобождалась, то ею "добивали" чай.
Даже на минимальных оборотах горелки сильно жарят, поэтому даже на одной горелке и без экрана приходилось постоянно (!) мешать, чтоб каша не пригорала. На две недели на 13чел. потратили примерно 7л. бензина.
P.S. Очень советую дома разобрать/ собрать горелку. Не надо только откручивать винт снизу горелки, которым ножки к чашке крепятся.
P.P.S. Минус бензина - сложнее, чем с газом. Плюс - не надо баллоны таскать. Всё банально. :-)