У нас одноклубница собирается покупать двухподвесик :)
Составил список - по своему опыту, но вдруг чего-то упустил, комментируйте!
И указания цен на докупки/замены, которыми можно аргументированно выторговывать скидки или сбивать цену при покупке, особенно если продавец не упомянул об этом заранее.
1) Рама. По возможности взять байк проехаться, послушать скрипы, рамы с трещинами часто выдают себя скрипом (у меня так). Ещё можно оценить люфт во втулочках крепления амортизатора, когда они изношены - то подвеска люфтит при отрыве заднего колеса от земли (в самом конце хода подвески то есть), это ощущается пальцами. Зажав тормоза, пошатать байк вперёд-назад, это выдаёт люфты в подвеске, в рулевой, во втулках и даже в калиперах.
2) Осмотреть раму вдоль сварных швов на предмет трещин (попроси чтоб рама была чистая). Понажимать тормоза, чтоб ручки не проваливались и тормозили нормально, проверить сколько на колодках осталось материала (сквозь калиперы). Колодки - расходник (500-2000 руб), но пока ещё новые с Али приедут :) Диски кстати должны быть ровные. Рама тоже должна быть ровная, если посмотреть на неё сзади - колёса должны быть в одной плоскости. Рамы после аварии могут быть кривые.
3) Ходовая: У меня можно взять калибр для цепи и проверить её растяжение (800-2000 руб новая цепь), посмотреть визуально на износ зубьев кассеты (1000-9000 руб кассета). Аналогично проверить износ зубьев заднего прееключателя.
Проверить, что петух ровный, а переклюк задний расположен параллельно раме (иначе новый петух ~1000 руб). Проверить восьмёрки на колёсах и зонт (ровность по центру рамы) заднего колеса (1000 руб правка колёс).
4) Внутрь вилки конечно не заглянуть, но все регулировки должны работать, блокироваться вилка должна в самом начале хода (если нет - это недолив масла), и проверь царапины и потёртости на ногах, особенно под пыльниками, их аккуратно можно плоской отвёрткой отодвинуть
Вот типа такого быть не должно
И по амортизатору то же самое. Если есть 5 минут, хорошо бы открутить болты амортизатора, вынуть его и в нём руками пошевелить втулочки крепления (1500-2000 руб комплект новых) - они не должны свободно вращаться, в идеале - туго, как новый подшипник. А подвеска без амортизатора должна ходить совершенно свободно и без люфтов, иначе там закисшие подшипники (от 500 руб)
5) мягкий ход тросиков переключения - залог качества переключения (500 руб)
А вообще я когда продаю, не против тест драйва во дворе. Люди оставляют деньги и идут кататься. Можно так же договориться.