https://vz.ru/society/2021/2/22/1085702.html" мало кто знает, что, ломая сопротивление противника, советское командование одновременно вело борьбу с неправильным использованием красноармейцами велосипедов. Об этой «велосипедной войне» свидетельствуют военные документы 1945 года, опубликованные Министерством обороны РФ. "
" в 1941 году в СССР было издано пособие по подготовке военных самокатчиков, гласившее, что их подразделения составляют «необходимый придаток к боевым частям во всех армиях мира и используются для служб связи, разведки и в качестве войск специального назначения». Этот учебный материал был создан для специальной подготовки самокатчиков, выходящей за рамки общей военной подготовки. Благодаря ему они должны были изучить материальную часть велотранспорта, уход за ним и даже его мелкий ремонт. Кроме того,
овладеть техникой езды в условиях различной местности и подготовиться к ведению боевых действий на самокатах: стрельбе и метанию гранат во время движения, в том числе и в противогазе, преодолению препятствий, транспортировке грузов. "
" За последнее время часто имеют место случаи, когда отдельные командиры используют для личных нужд велосипеды, находящиеся на ПСД. Лица, незаконно пользующиеся машиной, относятся к ней преступно небрежно (учат кататься других, возят своих знакомых, производят различные эксперименты и пр.) "
" В шифровке от 7 февраля 1945-го ее командование отмечало, что на фронтовых дорогах появилось большое количество красноармейцев, катающихся на велосипедах и мотоциклах. Военный совет 43-й армии справедливо отметил следующее: «В настоящее время, когда на фронте происходят напряженные бои, в ротах людей мало, а в тылу сотни здоровых и крепких бойцов устраивают велосипедные гонки по дорогам».
" Военный совет 43-й армии спустя десять дней издал грозный приказ, в котором писал, что велосипедные гонки на дорогах продолжаются, так как на велосипедах уже ездят не только рядовые и сержанты, но и офицеры, не признавая никаких правил дорожного движения. "
" начальник тыла получил указание отлавливать всех бездельников-велосипедистов на дорогах, отправляя их в запасной полк для формирования из них стрелковых рот. "
" Вместо выполнения своих обязанностей некоторые военнослужащие начали кататься на велосипедах где им вздумается, причем не только в тылу, но и на передовой, совершенно не думая о последствиях. "
" Командир взвода 73-го стрелкового полка лейтенант Цветков, самовольно разъезжая на велосипеде по переднему краю обороны, потерял ориентировку и заехал прямо на вражеские позиции, где был взят в плен немцами. "
" Теперь ослушниками занялась военная прокуратура. В апреле 1945-го, во время Венской наступательной операции, командующий 46-й армией генерал Петрушевский отмечал, что его приказ об изъятии из частей неучтенных велосипедов и мотоциклов не выполняется и «все населенные пункты, дороги забиты велосипедистами».
Что касается велосипеда как немецкого трофея, то традиция продолжалась и 50 лет потом, знакомый рассказывал, как во время службы в ГСВГ брал у немцев велосипеды в качестве трофея. Достаточно было проехать по городку в качестве патруля и за что-нибудь задержать немца на велосипеде, а потом отпустить, попросив за это велосипед.
Интересно, что традиция жива и сейчас, на днях российского дипломата в Европе заподозрили в похищении и продаже 300-т велосипедов :)
https://novayagazeta.ru/articles/2021/03/23/sotrudnika-konsulstva-rf-v-strasburge-zapodozrili-v-prodazhe-kradenykh-velosipedov-na-100-tysiach-evro