ОТЧЕТ

 

О прохождении велосипедного туристского спортивного маршрута

третьей категории сложности по Тянь-Шаню,

совершённом группой ВЕЛОКЛУБА 3х9 в период

С 22.07 по 6.08 2016 года.

 

 

 

 

 

Маршрутная книжка No 1/5-309

Руководитель группы Фефелов Александр Викторович

МО, г. Раменское, ул. Чернышевского 13,

Тел: 8-903-111-42-04 e-mail: fofa-kramar@yandex.ru

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маршрутно-квалификационная комиссия ФСТ-ОТМ рассмотрела отчет и считает, что маршрут может быть зачтен всем участникам и руководителю                категорией сложности.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Отчет использовать в библиотеке ФСТ-ОТМ

 

Судья по виду           (______________)       (_____________)

Председатель МКК    ( _____________ )        (_____________)

 

 

Штамп МКК                                                

 

 

Москва

2016 г.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

1.       Справочные сведения.. 4

2.       Обзорная карта маршрута. 5

3.       Участники.. 5

4.       Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п. 11

5.       Изменения маршрута и их причины. 12

6.       График движения.. 12

7.       Техническое описание маршрута.. 13

22 июля (пятница) – самолет.. 13

23 июля (суббота) – заброска.. 14

24 июля (воскресенье) – 1-й ходовой день.. 16

25 июля (понедельник) – 2-й ходовой день.. 23

26 июля (вторник) – 3-й ходовой день.. 30

27 июля (среда) – 4-й ходовой день.. 38

28 июля (четверг) – 5-й ходовой день.. 44

29 июля (пятница) – 6-й ходовой день.. 48

30 июля (суббота) – 7-й ходовой день.. 59

31 июля (воскресенье) – 8-й ходовой день.. 69

1 августа (понедельник) – 9-й ходовой день.. 72

2 августа (вторник) – дневка.. 87

3 августа (среда) – 10-й ходовой день.. 89

4 августа (четверг) – 11-й ходовой день.. 94

5 августа (пятница) – 12-й ходовой день.. 101

6 августа (суббота) – сборы... 106

7 августа (воскресенье) – выброска.. 106

8.       Снаряжение.. 108

9.       Отчет механика.. 110

Работы, выполнявшиеся при прохождении маршрута.. 114

Использованные компоненты ремнабора.. 115

Заключение.. 115

10.        Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута.. 116

11.        ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: Паспорта препятствий и расчёт категории сложности маршрута.. 116

1.  Справочные сведения

Группа туристов Вело клуба 3х9 совершила велосипедный поход третьей категории сложности по Тянь-Шаню с 22 июля по 6 августа 2016 года

 

Дисциплина (вид туризма)

 

Категория сложности маршрута

 

Протяженность активной части, км

 

Продолжительность активной части

Сроки проведения

 

Общая

 

Ходовых дней

Вело

третья

644

17

12

22.07-06.08.2016

 

 

Подробная нитка маршрута: Бишкек – (авто) р.Чу – Кочкора – Сары-Булак – пер. Калмак-Ашуу – оз. Сонг-Кель – р. Сонг-Кель – пер. Сонг-Кель – Нарын – р.Малый Нарын – р. Болгарт – ист. Джылысу – пер. Тоссор – Тоссор – Долина сказок – Бокомбаевское – Балыкчи – (поезд) Бишкек.

 

Протяженность активной части – 644 км

Из них:

301 км – Дорога с твердым покрытием

240 км – Дорога без покрытия хорошего качества

80 км – Дорога без покрытия среднего качества

23 км – Дорога без покрытия низкого качества

Суммарный набор высоты – 8930 метра

Общая продолжительность похода – 17 дней

Из них:

Активная часть – 12 дней

Днёвка – 1 день

Заброска\Выброска – 3 дня

 

 

Трек похода: http://www.gpsies.com/map.do?fileId=mzqpnihyjgqrkkll

 

Определяющие препятствия

№ п/п

Препятствие

КС

  1.  

ПП1 – перевал 2162

2

  1.  

ПП 2 – долина реки Джуанарык

2

  1.  

ПП 3 – долина реки Тюлек

2

  1.  

ПП 4 – перевал Калмак-Ашуу

3

  1.  

ПП 5 – долина озера Сонгкёль

2

  1.  

ПП 6 – перевал Терскей-Торпок

3

  1.  

ПП 7 – перевал 3024

3

  1.  

ПП 8 – долина реки Нарын

2

  1.  

ПП 9 – долина реки Малый Нарын

4

  1.  

ПП10 – долина реки Болгарт

3

  1.  

ПП 11 – долина реки Джилысуу, пер.Тосор

4

  1.  

ПП 12 – долина озера Иссык-Куль

2

 

2.  Обзорная карта маршрута.

 

3.  Участники

 

Фефелов Александр Викторович

МО, г.Раменское ул.Чернышевского 13, тел. 89031114204, fofa-kramar@yandex.ru

Руководитель

6Р вело, КМС

Полякова Ольга Евгеньевна

МО, г.Раменское

завхоз

Волков Александр

МО, г.Жуковский

 

Коршиков Ярослав Викторович

МО, Балашиха,

 

Терентьева Екатерина Максимовна

МО, Раменское

 

Терентьев Евгений Сергеевич

МО, Раменское

 

Смирнова Галина

МО, Орехово-Зуевский р-н

Диетолог

Трошкин Владимир Олегович

МО, Раменское

Механик

Дещеревский Илья Владимирович

МО, г. Пущино

Летописец

5У вело, 4Р вело

Дещеревский Иван Ильич

МО, г. Пущино

юнга

Бачина Юлия Владимировна

Москва

царица

Павлов Максим Николаевич

МО, Балашиха,

 

Желнин Алексей Вячеславович

Калужская обл.

 

Шарибжанова Анастасия Мнировна

Москва

Медик

5У, 4Р

Чернецова Светлана Юрьевна

МО, Балашиха,

Фотограф

2ВеР, 5ВеУ

Мальцев Константин Андреевич

Москва

Завснар + Физрук

3ВеУ, 2ВеР

Старшинов Алексей Михайлович

Москва

Лыжник

З. Юрий Юрьевич

Москва

 

 

К оглавлению

4.  Общая идея похода (путешествия), стратегия и тактика её достижения, особенности, новизна и т.п.

В нашем клубе много лет существует традиция массовых походов, когда по одному маршруту с общей заброской и выброской идёт большое кол-во участников. Первые такие походы состоялись ещё в 2005 году, когда в маршрут по майскому Кавказу пошло 36 человек, а по летнему Байкалу 21. Самый массовый выезд был в 2008 на Алтай – 42 человека. Но все эти маршруты проходили несколькими полностью автономными группами. В этот же раз, решено было испробовать прохождение маршрута 3КС одной, максимально большой по численности участников, группой. Для чего был осуществлен групповой заказ билетов в кол-ве 20 штук. К сожалению, не все смогли в итоге участвовать и к выходу на маршрут нас стало 18 человек. Были опасения, что столь большая группа может иметь следующие сложности: низкий темп движения, большое кол-во поломок, сложности с приготовлением пищи – как качество так и время. В связи с этим, была проведена серьёзная предпоходная подготовка:

1.      Разработан чёткий распорядок поведения участников на остановках походу движения и в лагере.

2.      Проведена тщательная работа над техникой, как-то осмотр на предмет обнаружения старых и ненадёжных комплектующих, принудительная их замена, проверка велосипедов в боевых условиях.

3.      Для приготовления пищи были использованы два автоклава на 7 и 9 литров. Закуплен бензин «галоша» Рязанского НПЗ и доставлен в Бишкек с помощью тур.фирмы.   Чай готовился в двух канах параллельно. Приготовление пищи было поручено одному человеку.  Всё это помогло готовить не только предельно быстро, но и очень вкусно.

Маршрут был разработан с учетом опыта, возможностей и интересов участников. Для чего в него были включены два самых больших озера Киргизии: высокогорный Сонг-Кель – для души, и Тёплый Иссык-Куль – для тела, а также горячие источники Джилысуу – и для души и для тела. Спортивной составляющей соответствовал пер.Тосор – нами он был до похода оценен как 3КС. После прохождения, точка зрения группы не изменилась, но расчёты проведенные совместно большинством членов МКК убедили в правильности оценки как 4КС. Подъём по долине Малого Нарына, был осложнен мокрым покрытием, в виду чего препятствие получилось на грани 3 и 4 КС. Остальные перевалы ни споров ни сложностей не вызвали.

 

К оглавлению

5.  Изменения маршрута и их причины.

Маршрут пройден в полном соответствии с первоначальным графиком.

 

6.  График движения

 

День

Дата

Участок

Километраж всего, км

Километраж участка и тип покрытия, км

Высота ночёвки, м

Набор высоты, м

Время в пути, ч

Метеонаблюдения, °С

1

24.07

р. Чу – Кочкора – р Джуанарык

66,3

Асфальт – 66,3

2154

1187

4:18

Солнечно, жарко, 25-30

2

25.07

Сары-Булак – пер Калмак-Ашуу – р. Ак-Таш

63,2

Асфальт – 16,8

Гравийка/ стиральная доска –  46,4

3085

1713

5:42

Днем в долинах солнечно, жарко, на перевале прохладно, у озера к вечеру дождик, ночью ясно, прохладно.

 

3

26.07

Оз Сонг-Кель – пер  Теракей-Торпок – р. Сонг-Кель

49,3

Гравийка – 49,3

2541

492

3:25

Днем ясно, солнечно, в долинах жарко, на перевале прохладно

4

27.07

р. Сонг-Кель – перевал Каргоо - Оттук

45,7

Гравийка – 25,3

Асфальт – 20,4

2181

808

3:00

Днем ясно, жарко, под вечер обложные тучи и дождик

5

28.07

Оттук - Нарын

34,5

Асфальт – 34,5

2067

 

2:01

Днем пасмурно, прохладно. Утром и днем – дождь.

6

29.07

Нарын – р. Малый Нарын

61,7

Асфальт 17,5

Гравийка 44,2

2476

1074

4:24

Утром прохладно, весь день ясно, солнечно. Днем жарко.

7

30.07

р. Малый Нарын – р. Болгарт

50,6

Гравийка – 50,6

2746

 

4:11

С утра пасмурно, днем ясно, солнечно, жарко

8

31.07

р. Болгарт – источники Джилысу

27,1

Гравийка – 27,1

3020

341

2:31

Весь день противный холодный обложной дождь

9

01.08

Джилысу – пер Тосор – Иссы-Куль, Тосор

75,9

Грунтовая каменистая дорога – 70, асфальт – 5,9

1612

1178

6:32

В горах почти ясно, холодно. На берегу Иссык-Куля - тепло

10

02.08

дневка

-

-

-

-

-

-

11

03.08

Тосор – Каджи-сай

28,7

Асфальт 28,7

1615

208

1:37

С утра дождик, днем ясно, солнечно. Температура 15-25°С.

12

04.08

Каджи-сай – Соленое озеро - Боконбаевское – Шорбулак

89,1

Асфальт – 65, каменистая грунтовка – 24

1612

874

4:50

Весь день ясно, солнечно, жарко.

13

05.08

Шорбулак-Балыкчи, Бишкек.

51,9

Асфальт – 51,9

 

169

2:53

Весь день ясно, солнечно, жарко.

 

 

ИТОГО

644

 

 

307 км – дорога с твердым покрытием

337 км – дорога без покрытия

 

 

 

 

 

К оглавлению

7.  Техническое описание маршрута[1]

22 июля (пятница) – самолет

Собирались в аэропорту Шереметьево под громовые раскаты грома и дождик на улице. Некоторые участники не вписывались в 23 багажа + ручной клади Аэрофлота, но общими усилиями вес перераспределили. У Аэрофлота жесткое ограничение в одно место багажа, поэтому упакованные велосипеды с рюкзаками выглядят крайне футуристически.

 

 

Ко времени вылета первая полоса гроз как раз ушла, а вторая только подходила к аэропорту – так что взлетели практически вовремя в 22:15 вдоль стены туч, эффектно сверкающих молниями в наступающих сумерках.

23 июля (суббота) – заброска

В Бишкек прилетели в 1:40 по Москве и в 4:40 по местному – т.е. уже под утро. В аэропорту нас встретили два микроавтобуса – для нас и для велосипедов. Заехали позавтракали в кафе при туристической гостинице, купили у ее хозяина чистого бензина на первую половину похода; поменяли/сняли из банкоматов местных денег, закупились продуктами. Важно, что в Киргизии практически нигде не принимают карты Master Card, везде только Visa да китайский Union Pay. Выехали из Бишкека в 10 в сторону Иссык-Куля.

 

 

14:00 – свернули с трассы БишкекБалыкчи в сторону Нарына. Переехали мост через реку Чу, сразу за мостом свернули на грунтовку, выгрузились из микроавтобусов. Рядом с грунтовкой в каньончике на берегу есть неплохая полянка, а рядом с рекой (вернее, довольно чистым рукавом реки Чу) из грота течет родничок с чистой водой. Остановились на этой полянке на сборку велосипедов и обед.

 

 

Последствия перелета: погнутые зубья на большой передней звезде на одном велосипеде и погнутый тормозной диск, не снятый с колеса другого велосипеда. Все удалось более-менее поправить с помощью небольшого разводного ключика. Для 18 велосипедов – поломок очень даже немного.

 

 

Обед, сборка велосипедов и тупежка затянулись, да и командир решил, что после ночного перелета лезть в перевал не стоит; поэтому остались на этой же полянке на ночевку. Вечером обнаружился минус – полянка закрыта от ветра, поэтому там летает немного кровососов.

Перед ужином съездили к основной трассе, и в магазине на развилке купили вкусностей.

Днем солнечно, ветрено, температура выше 25°С. Отбой в 20:00.

Температура вечером 24°С. Высота ночевки – 1500 м.

К оглавлению

24 июля (воскресенье) – 1-й ходовой день

 

 

Подъем в 5:00. Под утро температура 8,5°С. Солнце пришло к месту стоянки порядка семи, и сразу стало припекать. Выезд в 8:00.

0,4 – выбрались на асфальт.

0,7 – дорога пересекает овражек, слева его пересекает арык в бетонном коробе на опорах с довольно чистой водой. Рядом есть место для палаток; но наше место ночевки все же лучше.

Асфальт почти что идеальный, машин почти нет. Дорога плавно лезет в гору, уклон приличный, но не запредельный.

 

 

5,2 – к дороге подходит ручеек и некоторое время течет недалеко. Солнце шпарит, облаков почти нет, ветра тоже. На солнце велокомпьютер нагревается до 24°С, но в тени склонов пока еще гораздо холоднее.

6,0 – вправо в долину идет дорога к заброшенным строениям; ручеек уходит с ней.

Едем 3-4мя группами по силам. Примерно с девяти часов дует устойчивый встречный    ветер.

 

 

15,1 – перевал Таш-Булак, высота 2162. Лидирующая группа приехала в 9:20, хвост – в 10:30. С перевала выезжаем в 10:50. На перевале прохладный ветерок компенсирует палящее солнце. На спуске встречного ветра нет, асфальт хороший; скорость на спуске до 65 км/ч.

 

 

25,4 – мост через реку Чу, высота 1756. Дорога к воде не подходит; вокруг насыпи дороги и моста – болото, образованное верхней частью Ортотоксойского водохранилища, вода стоячая мутно-зеленая; запах тоже соответствующий – воняет гнилью. Мест для стоянки вокруг не видно. Радуемся, что не поехали с вечера в перевал.

 

 

25,8 (12:30) – развилка: налево Балыкчи, направо – Нарын. Поворачиваем направо. Дорога – хороший асфальт.

28,228,5 – рядом с дорогой рукав с относительно чистой фильтрованной водой, ровный островок.

28,9 – кишлак, кафе.

30,1 – вдоль дороги посадки, арыки. При желании можно найти полянку под стоянку.

3334,8 (12:50) – Семизбель.

36,5Кочкор; налево идет объездная дорога с хорошим асфальтом; в поселке дорога похуже. Едем прямо, через поселок.

41,0 – центр поселка, магазины, кафе. Обедаем в кафе в 500 метрах восточнее центральной площади – у него есть большой дворик, есть куда поставить велосипеды.

 

 

На центральной площади и вокруг куча продуктовых и промтоварных магазинов, пара аптек, есть даже пара магазинов с велозапчастями: на байк можно купить камеры, китайскую нонеймовскую резину, турнеевские переключатели. Есть даже веломастерская. После обеда докупаем продуктов на четыре дня и сладкую воду с мороженым.

Выезжаем из Кочкора в 15. По обеим сторонам дороги посадки, но дорога идет почти прямо на солнце, тени мало.

 

 

45,0 (16:10) – направо уходит дорога на Чаек. Первые сто метров – гравийка, дальше не видно.

46,8 – слева пришла объездная дорога вокруг Кочкора.

51 (высота 1910) – уходим из широкой долины реки Кочкор и втягиваемся в ущелье реки Джуанарык.

52,8 – направо отворот, спуск к плотине и мосту на западный берег. Наша дорога идет по восточному берегу реки. Время к пяти, но солнце шпарит вовсю; велокомпьютер показывает 35°С.

55 - 58,0 – ущелье расширяется в широкую долину; до реки метров 150. У воды видны деревья, к воде идет пара грунтовок.

 

 

59,6 – снова ущелье. Направо идет старая часть дороги, старый, заброшенный объезд скалы. Место довольно ровное и с подходом к воде, но покрыто старым асфальтом.

61-62 – ровная площадка у воды, поросшая травой; но очень близко к дороге; у воды стоят пара местных машин.

66,3 (17:15) – пересекаем приток – небольшую чистую речку Сюттубулак. Речка течет по широкой долине, вдоль нее пасется скот. Справа от дороги долина притока образует широкую поляну с высокой травой под сенокос, хорошим походом к воде и посадками деревьев. Слева от дороги пара домиков.

Сходили в домики и, получив разрешение, встали на поляне у реки Джуанарык.

Последние километров пять перед ночевкой дались особенно трудно – солнце нагрело узкое ущелье, от асфальта пышет жаром, ветра нет.

 

 

Солнце скрылось за горой в 18:15, сразу стало легче.

Итого: проехали 66,3 км; TT (время в седле) 4:18; AVS (средняя скорость по вело компьютеру) 15,3 км/ч; MAX (максимальная скорость) 65 км/ч. Ночевка на высоте 2154м. Днем ясно, солнечно, жарко.

 

К оглавлению

25 июля (понедельник) – 2-й ходовой день

 

Подъем в 5:00. Температура 9°С. Выезд в 7:50. Вышли на дорогу одновременно с солнцем; сразу стало теплеть. Но не раздеваемся – дорога дальше идет в ущелье, там еще тень и холодно.

11,5 – мост, дорога переходит на западный берег реки.

12,4 (8:41) – Сары-Булак; есть несколько продуктовых магазинов (макароны, крупы, хлеб, вода и прочие напитки), пара кафе.

 

 

 В 4-5 км перед Сары-Булаком есть несколько мест, подходящих под ночевку, как на берегу основной реки, так и на ручейках-притоках. Примерно с девяти часов начал дуть встречный ветер.

12,5 – развилка. Прямо идет дорога с плохоньким асфальтом через перевал Джалпакбель напрямую к долине Болгарта, направо – хороший асфальт на Нарын. Едем направо вдоль реки Сары-Булак. Временами встречаются ровные полянки между рекой и дорогой. В этом ущелье ветра нет.

16,8 (9:32) h2370 – развилка; едем направо на Сонге-Кель по улучшенной грунтовке.

 

 

18,9 (10:00) h2490 – безымянный перевальчик. Пока поднимались – нас обогнали два микроавтобуса с туристами.

 

 

Спускаемся в долину наперегонки с грузовиком. Дорога местами довольно опасна – несвязанный гравий.

 

 

22,5 (10:40) h2330Кенг-Суу. В поселке примерно километр асфальта с очень оригинальными лежачими полицейскими; есть пара магазинчиков с макаронами, крупами, печеньками, газировкой и мороженым. Есть колонка с довольно чистой водой.

23,4 – мост, дорога переходит на северный берег реки Кенг-Суу. Гравийка широкая, но в ней прокатана одна колея, остальное – слой гравия. Много участков со стиральной доской.

Справа от дороги камни и каменистые склоны; ну а слева – красивая долина с зеленой травой, чистой речкой с кустами по берегам. Каждые километр-полтора стоят домики, пасутся всякие животные.

 

Вовсю шпарит солнце, велокомпьютер показывает 40°С. На счастье, с 12 часов начинает дуть прохладный попутный ветерок.

33 (12:00) – слева приток, вместе с основной речкой образует островки; из кошей целый поселок – домиков десять. После этой поляны кусты вдоль реки пропадают, остается только зеленая трава.

33,3, 36,2, 38,9, 39,9 – дорогу пересекают ручейки вполне питьевого вида. С 12:30 ветерок с попутного становится встречным, и постепенно усиливается.

44,6 (13:30) h2726 – мост через реку Тюлек, дальше дорога уходит от реки и начинает лезть в перевал. Обедаем рядом с мостом. Местность вокруг грязноватая – дальше вдоль дороги стоит несколько капитальных домиков, трактора, пара машин – люди здесь живут круглый год.

Выезд с обеда 14:50. Дорога сразу начинает лезть вверх, сначала вдоль основной реки Тюлек, а с 45,6 – поворачивает на юг вдоль реки Калмак-Ашуу, текущей с перевала.

Над долиной в основном ясно, но надо вершинами начинают кучковаться облачка. За перевалом со стороны Сонг-Келя висит большая туча; временами от нее отрывается облачко, пролетает над долиной и поливает нас слабеньким дождиком.

 

 

Дорога лезет в перевал широкими витками серпантина; при этом она постоянно пересекает речку, так что от жажды не страдаем. Каждые 10-15 минут вверх или вниз проезжает машина, как правило – микроавтобус типа Mersedes Sprinter; завоз туристов на озеро явно поставлен на поток.

 

 

54,4 (17:40) h3453 – перевал Калмак-Ашуу. Над нами ясно, но впереди над озером ходят тучки. Температура около 18°С, с озера дует прохладный ветерок. На перевале собирались почти полтора часа; первые успели замерзнуть. Быстро съедаем шоколадку и валим вниз.

 

 

55,5 – внизу сливается несколько ручьев, пасутся лошади. Дорога прямая, укатанная и пыльная.

 

 

62,9 (18:27) h3085развилка дорог. Грейдер идет прямо, а направо сворачивает грунтовка к броду и дальше к озеру Сонг-Кель. Самого озера за отрогом не видно, зато вокруг кучкуются юрты пастухов.

18:45 – стали на ночевку в 200 метрах от развилки на берегу речки Ак-Таш. Только поставили палатки и развернули готовку ужина – нас накрыло грибным дождиком с молниями и даже небольшим градом. От страха мы натянули между палатками и велосипедами тент, но тучу быстро унесло и всю ночь было ясно.

 

 

Речка чистая, но от воды слегка пахнет навозом – сверху сплошные пастбища.

 

Итого: проехали 63,2 км; TT (время в седле) 5:42; AVS (средняя скорость по вело компьютеру) 11,0 км/ч; MAX (максимальная скорость) 63 км/ч. Ночевка на высоте 3085. Днем в долине ТюлекКенг-Суу ясно, солнечно, жарко, на перевале прохладно, у озера Сонг-Кель к вечеру дождик, ночью ясно, прохладно.

К оглавлению

26 июля (вторник) – 3-й ходовой день

 

Подъем в 6:00. Под утро температура 3°С. Долина широкая, поэтому солнце нас начало греть уже в 6:15. Вокруг красота, широкая зеленая долина, толпы лошадей. Выезд в 9:00. Едем по верхней дороге к озеру.

 

 

0,3 – пересекаем вброд речку Ак-Таш.

 

 

3,4 – верх отрога, отличный вид на озеро Сонг-Кель.

4,9 – низ оврага, идет дорога в сторону озера.

 

 

7,5 (9:50) – нижняя дорога вдоль озера Сонг-Кель. Вдоль дороги стоят толпами юрты, навскидку их больше сотни. Юрты стоят группами, у каждой есть свой номер; видимо, это такой местный отель для туристов и отдыхающих киргизов. Временами проезжают машины и микроавтобусы.

8,3 h3023 – коса Батай-Арал, отделяющая озеро от мелкого заливчика. В заливчике вода – как зеркало, просто рай для фотографов.

 

 

Со стороны озера волны ломают зеркало, зато вода более прозрачная. Температура воздуха 16°С, но ясно, солнце шпарит и нет ветра. Раздеваемся и быстро и радостно купаемся.

 

 

После купания заехали к юртам, купили кумыса. На обратной дороге набрали воды из артезианской скважины с насосом; координаты скважины N 41.858142 E 075.281456

14,5 – обратно переезжаем вброд речку Ак-Таш.

16,7 (12:20) h3052 – выехали на грейдер со стиральной доской. Километра четыре встречаются ручьи, потом дорога поднимается на небольшое плато и 2-3 км сухо. Кругом плоская степь, видно далеко, девочки мучаются.

 

 

27,0 – овражек с высокими стенками, то, что надо :)

13:00 – потихоньку въезжаем в долину реки Сонг-Кель, и внезапно штиль сменяется резким ветром со стороны озера.

30,0 (13:15) h3015 – мост через реку Сонг-Кель. Устраиваем на берегу обед. Солнце шпарит, температура на солнце 35°С, поэтому желающие попутно купаются, нежелающие – шлепают по речке в тенек под мост.

 

 

Выезжаем с обеда в 14:10. Выбираемся в горку от реки.

30,2 – развилка. Направо идет дорога вдоль южного берега озера, налево – дорога в сторону Нарына. Едем налево.

30,6 – 500 метров очень крутого подъема, некоторые идут пешком. Дальше дорога выполаживается, но все равно лезет вверх.

 

 

33,7 (15:00) h3134 – перевал ложный. Дорога круто спускается в овражек.

36,0 (15:15) h3049 – низ овражка.

37,3 (15:35) h3149 – перевал Теракей-Торпок. Потихоньку набежали облака, дует прохладный ветер, велокомпьютер показывает температуру 18°С. Вниз открывается шикарный вид на серпантин перевала.

 

 

Выезд в 15:48.

42,6 (16:00) h2625 – конец спуска. Спуск оказался очень опасным и сложным. Спуск очень крутой, на прямых дорога вроде укатана – но на поворотах россыпи камней, приходится проходить повороты очень аккуратно и с небольшой скоростью. Некоторые участники шли спуск пешком. Радует, что подниматься по таким камням было бы гораздо тяжелее. Внизу гораздо теплее – 27°С.

Дальше дорога идет вниз вдоль реки.

 

 

47,5 (17:00) – мост через реку Сонг-Кель. Река уходит направо в узкое ущелье, рядом по полочке идет второстепенная дорога в Каратал. (Фото сделано со встречного направления)

 

 

Наша дорога после моста начинает лезть в перевал. Перевальная долина сухая, поэтому встаем на берегу реки Сонг-Кель недалеко от дороги.

 

 

После трудного ходового дня пошли купаться, девочки попытались уйти подальше от дороги к ущелью – но от домика на другой стороне пришел мужик с ружьем и прогнал их.

 

Итого: проехали 49,3 км; TT 3:25; AVS 14,4 км/ч; MAX 48,8 км/ч. Ночевка на высоте 2541м. Днем ясно, солнечно, в долинах жарко, на перевале прохладно.

К оглавлению

27 июля (среда) – 4-й ходовой день

 

 

Подъем в 5:30. Ночью было тепло, но к рассвету похолодало до 5°С. Выезд в 8:20. Машины шли на перевал даже ночью с интервалом 2-3 часа.

6,6 – дорогу пересекает хиленький ручеек; но мы набрали воды с ночевки. Температура плавно повышается, уже 18°С

7,5 – плавная долина закончилась, начался крутой серпантин. Рядом видны следы старой дороги, она была гораздо уже и еще круче.

 

 

10,7 (9:15) h3023 – перевал Каргоо. Ветра почти нет, жарко - 30°С. Летают какие-то подозрительные насекомые. Арьергард приехал в 10:15.

 

 

Выезжаем с перевала в 10:40. Спуск накатанный, без камней, дорога почти ровная – ехать одно удовольствие.

 

 

17,9 (10:50) h2548 – река Тешик очень приятного вида, чистая, ровные берега с зеленой травкой, пасутся стада. Дальше дорога лезет вверх-вниз, пересекая отроги. Внизу жарко, 30°С. Небольшой встречный ветерок не радует – он тоже сухой и жаркий.

18,6 – поперек дороги ручеек. Дальше лезем вверх на отрог.

22,1 – новая долина с несколькими ручьями.

22,5 h2606 – перегиб, начало спуска к дороге.

 

 

25,3 (12:00) h2488 – река Кара-Ункюр, за ней – трасса БишкекНарын. На перекрестке стоят вагончики-магазинчики-кафешки. Купили в них несколько арбузов и съели их с лепешками. Мимо навстречу проезжала пара испанских велотуристов – угостили их арбузом, рассказали про дорогу к озеру Сонг-Кель, отдали уже ненужные карты. За время перекуса обнаружили два прокола.

 

 

Выезд с перекуса 13:30. Едем по шикарному асфальту в сторону Нарына. Ветер вроде бы встречный, но как-то совсем не мешает, на отличном асфальте скорость до 45 км/ч.

28,6 – строится новый мост через приток; каменистый объезд.

35,5-38 – ущелье становится совсем узким, с обеих сторон прижимы. Прижимы оканчиваются красивыми воротами – двумя высокими скалами; за ними сразу расступается широкая долина.

 

 

39Оттук.

41,6 (14:00) – магазин (крупы, картошка, соки, колбаса, напитки, мороженое). В поселке есть сотовая связь. Жарко, 37°С.

45,0 (15:10) – свернули с асфальта вправо, на грунтовку к реке. Пересекли полку выше реки и спустились в каньон к воде. Дорога подходит к заброшенному броду; рядом с ним неплохая полянка, местами заболоченная, но есть и сухие участки; зато отличный подход к воде. Встали на ночевку в 15:30.

 

 

С запада натягивало небольшие тучки, поэтому сразу натянули тент. Устроили полудневку с купанием и постирушками.

Часам в шести вечера с запада прошел грозовой фронт, ветром и дождем зацепило и нас. Потом опять распогодилось, но часам к десяти вечера небо вокруг плотно обложило тучами и пошел мелкий дождик. Температура вечером - 16°С.

Итого: проехали 45,7 км; TT 3:00; AVS 15,4 км/ч; MAX  58,5 км/ч. Ночевка на высоте 2181м. Днем ясно, солнечно, жарко. Вечером грозы, дождь.

К оглавлению

28 июля (четверг) – 5-й ходовой день

 

 

Всю ночь и все утро шел дождь. Под утро температура 12°С. Подъем как таковой не объявлялся, завтрак в 8:30. Дождь почти кончился – быстро собираемся и выезжаем в  9:10. Как ни странно, грунтовая дорога к асфальту после ночного дождя не очень размокла, с трудом – но вполне едется.

0,7 (9:30) – асфальт; едем направо – в Нарын. После дождя пасмурно, сыро и прохладно.

1,6 – слева кафе.

4,3 – вправо на мост через реку Оттук уходит местная дорога.

4,5 – наша дорога пересекает по мосту реку Онарча и начинает лезть в горку. Вокруг поля, мест для стоянки не видать. Несколько раз дорогу пересекают арыки, но вода в них очень мутная, возможно из-за ночного дождя.

7,69,2 – плато на хребтике, за ним спуск.

10,7 – справа от дороги памятник местному богатырю и небольшая мечеть.

 

 

10,9 – опять подъем вдоль поселка Орнок.

11,8 – плато, развилка – налево дорога в Эмгекчиль.

14,7 – заправка, спуск.

15,0 – очень крутой спуск в овражек, за ним – крутой подъем из этого овражка.

22,0 (10:44) – знак Нарын. Небо в тучах, холодно - 15°С.

 

 

От знака основная дорога идет налево через перевал и новый мост, а дорога прямо перегорожена загородками со страшными насыпями «обвал», «нет проезда» и т.п. Ехать немного страшно – вдруг, придется возвращаться? Но на деле эта старая дорога проходит сквозь очень красивое осыпное ущелье, велосипедистам проехать ничего не мешает. Только задерживаться в нем не стоит – со склонов сыплются камешки разных размеров.

 

 

26,5 – мост через реку Нарын.

27,2 (11:50) – трасса, основная улица города Нарын. Температура растет, уже 20°С. Проясняется, дует сильный юго-восточный ветер. Но смущает, что с запада подходит новая стена облаков.

32,3 (12:30) – Нарын, кафе Адек, обед. Пока обедали, облака накрыли город и опять пошел мелкий обложной дождь. Командир решил не мучить группу ночевкой под дождем, тем более что около Нарына нет очень уж хороших мест для стоянки. Остановились на ночевку в частном секторе в четырех квартирах в стоящих рядом домах. Постирались, помылись, в общем – привели себя в порядок.

 

 

Итого: проехали 34,5 км; TT 2:01; AVS 16,9 км/ч; MAX  50,2 км/ч. Ночевка на высоте 2067м. Днем пасмурно, прохладно. Утром и днем – дождь.

 

К оглавлению

29 июля (пятница) – 6-й ходовой день

 

 

Подъем в 5:30. Завтрак заказали у хозяек квартир. Выезд в 8:10. Утром ясно, температура 10°С.

0,7 – сделали небольшой крюк, заехали на заправку – запаслись бензином на вторую половину похода.

Светит солнце, потихоньку теплеет.

1,0 (8:30) – развилка, налево уходит трасса на Иссык-Куль и Бишкек, с которой мы вчера свернули к осыпным горам. Едем прямо. Верхушки гор с северной стороны реки кутаются в облаках, сквозь них проглядывает свежий снег. Дует несильный встречный (восточный) ветер.

4,8 – последние дома Нарына. Дорога уходит вниз, обходя прижим.

5,6 – ручей с гор, вдоль него довольно круто вверх идет колея.

6,5 – знак «Нарын».

10,6 – 12,2Салкун-Тор (на генштабе обозначен как Кенеш 2й). На центральной улице есть пара колонок с питьевой водой. Долина широкая, но воды для готовки нет; стоять неудобно.

 

 

14,715,4 –ручейки, чистая речка. Можно найти место под стоянку.

16,017,4 – поселок Алыш. За поселком асфальт заканчивается, дальше гравийка. На небе дымка, температура 18°С, несильный встречный ветер.

19,621,8 – поселок Дебелю.

21,8 – по окраине поселка течет речка. При необходимости можно проехать вдоль нее и встать в ущелье в горах. Встретили мототуристов из европы.

 

 

22,7 (10:10) – чистая река, есть поляна на несколько палаток.

22,9 – один километра асфальта, потом опять гравий.

25,6 – прижим, дорога спускается к реке, потом поднимается на тот же уровень.

27,429,5 – дорогу пересекает несколько арыков и речек. Можно найти место для стоянки.

32,5 слева небольшой поселок.

33,8 – широкий каньон с мутной рекой.

33,9 (11:20) h2374 – справа поселок Таш-Башат. По поселку около километра асфальта. В поселке есть магазин, но он не совсем на дороге. От въезда в поселок начинается длинный пологий спуск к слиянию двух Нарынов.

 

 

42,7 (12:20) h2273 – мост через реку Нарын недалеко от впадения в него реки Малый Нарын.

 

 

За мостом на стрелке устраиваем обед.

Похоже, это место часто используется – когда мы уезжали с обеда, туда же подъехала группа буржуйских велосипедистов, едущих налегке в сопровождении двух микроавтобусов. Выезд с обеда 13:30. Дальше едем на север вдоль Малого Нарына.

 

 

46,8Эки-Нарын. Есть магазинчик, но хозяйка может быть на огороде, надо звать хозяйку если он закрыт. Есть вода, печенье, чай, лук, мороженое.

Совсем прояснилось, довольно жарко.

 

 

47,052,1 – овражек, по дну течет речка; есть поляна под палатки и подъезд к ней.

54,7 (15:00) h2440 – крутой спуск к Малому Нарыну.

 

 

55,7 (15:10) h2363 – мост через Малый Нарын. Мост еле живой, держится на стяжках.

 

 

С западной стороны реки у моста – кемпинг с юртами. До этого кемпинга хорошо добивает сотовая связь. Дальше едем по западному берегу реки. После кемпинга есть полянка для палаток, столик и качели.

 

 

Дальше ущелье становится значительно уже, и дорога начинает лезть на склон.

 

 

56,456,8 – несколько ручейков, за ними полянка под пару палаток.

57,7 – ручей, насыпь дороги образует запруду. В этой запруде мы чудесно купались в 2009 году. К сожалению, вода промыла под дорогой обходной путь, из запруды мусор не утекает, и купаться в ней уже не комильфо.

 

 

Вокруг красота; многие считают это ущелье самым красивым ущельем Киргизии.

 

 

58,3 – перегиб, h2477, дальше дорога идет вниз. Рядом с дорогой водопадик, вода течет прямо по дороге.

 

 

59,6 (16:24) h2393 – бетонный мост. Неподалеку видны полуразрушенные опоры старого деревянного моста. Дорога идет по восточному склону. В районе моста сотовые уже не ловят.

 

 

За мостом дорога начинает опять лезть на прижимы.

60,0 – речка в трубе под дорогой.

60,4 – ручеек течет со склона и по дороге.

61,4 (17:10) – дорога пересекает большой и относительно пологий конус выноса грунта, образованный речкой Эки-Бала. Можно найти небольшую полянку под пару палаток выше дороги (туда уходит колея), а ниже дороги места хватит под небольшой турслет; правда мешает ощутимый уклон. Встали ниже дороги – там больше мест под палатки; на OSM в этом месте обозначен кемпинг. В речке замечательно помылись в ледяной бурлящей ванне.

 

 

После ужина сидели, как в амфитеатре, смотрели на окружающие красоты

 

 

Итого: проехали 61,7 км; TT 4:24; AVS 24,0 км/ч; MAX  46,7 км/ч. Ночевка на высоте 2476м. Утром прохладно, весь день ясно, солнечно. Днем жарко.

 

К оглавлению

30 июля (суббота) – 7-й ходовой день

 

 

Ночью натянуло тучи, часов с 11 ночи до 4-5 утра шел дождь. Поэтому подъем передвинули на 6:00. Под утро температура 8°С. С утра тучи ходили вокруг хмуро и скрывали верхушки окружающих гор.

 

 

Выезд в 8:00. Для начала, выкарабкиваемся с места стоянки на дорогу.

 

 

2,1 – речка. Дорога идет по полке то вверх, то вниз.

4,4 (8:35) h2642 – мост. Дорога опять переходит на западный берег.

 

 

4,7 – ручеек, но дорога идет по полке.

5,0 – слева от дороги большая площадка, стоит заброшенная юрта на металлическом каркасе.

 

 

У дороги ее охраняет бетонный козел на высоком постаменте

 

 

5,8 – чистая речка Бугулу-Тер – приток Малого Нарына. Дорога пересекает ее по бетонному мосту. Перед мостом наверх идет старая колея, на которой есть ровная площадка под пару палаток.

Облака постепенно поднимаются все выше, и к девяти начинает проглядывать солнце.

6,7 – большой мутный приток Сарыкунгей. Рядом между дорогой и основной рекой – большая ровная площадка. Дорога вместе с основной рекой поворачивает на восток.

9,0 (9:20) h2506 – мост, дорога переходит на южный берег Малого Нарына. Постепенно теплеет, уже 16°С.

Дорога идет по довольно крутому склону. Временами ее пересекают ручьи, иногда вместе с ручьем течет селевая грязь.

14,0 – мост через крупный приток.

20,320,9 – пара чистых речек, рядом есть зеленые ровные лужайки. Долина становится все шире, начинают появляться следы пастбищ и кошей.

 

 

На очередном привале долго ждем хвост – оказалось, у одного участника чинили порез покрышки.

 

 

 

22,023 – поселок Тамды-Суу. В конце поселка есть магазин «по требованию» - он может быть закрыт, тогда надо стучать в ворота и звать хозяина. Есть макароны, печеньки, напитки.

 

 

24,6 (12:00) h2480 – мост, дорога переходит на северный берег Малого Нарына. Потихоньку теплеет, температура перевалила за 20°С.

31,2 (13:00) h2705 – дорога уходит высоко от воды на полку; подхода к воде не видно. Приходится устраивать обед рядом с дорогой, укрываясь от солнца кто чем может.

 

 

Выезд с обеда в 14:00.

33,3 – справа красивое ущелье, в Малый Нарын впадает река Джиналач.

37 – дорога спускается почти к реке (h2650) и идет вдоль нее, а с 37,9 - вдоль правого притока – речки Карасаз. Берега вполне себе ровные, но вода в речке слегка мутновата, если из нее готовить – надо воду предварительно отстаивать или фильтровать.

 

 

40,3 (15:10) h2670 – мост через реку Карасаз. Долго собираемся.

 

 

За мостом развилка – основная дорога уходит налево, в сторону перевала Джалпакбель и поселка Сары-булак на трассе БишкекНарын. Метрах в пятистах от моста развилка с дорогой, идущей туда же из долины Болгарта, но мы не делаем крюк, а лезем напрямую в седловину по грунтовой срезке.

40,8 h2808 – седловина перевальчика.

42,8 h2742 – мост через реку Карагоман.

44,3 h2767 – перегиб, спуск в долину Болгарт. Впереди виден поселок из вагончиков и юрт; рядом видны мачты, удивительно похожие на сотовые. Включаем телефоны – и правда, есть сотовая связь; правда нормально идет только голос и смс, мобильного интернета почти нет.

 

 

47,5 – развилка, через мост на южный берег Болгарта уходит наезженная дорога.

По холмам вокруг пасутся огромные стада овцебыков и лошадей.

 

 

50,6 (17:00) h2746 – встаем на ночлег между рекой и дорогой на широкой излучине. Вода в Болгарте мутная, но ближний рукав фильтруется через камни. Долина хорошо прогрелась, ветра почти нет, хорошо.

 

 

Вечером со стороны Нарына стало натягивать тучи, к темноте похолодало до 10°С.

 

Итого: проехали 50,6 км; TT 4:11; AVS 12,0 км/ч; MAX  53,2 км/ч. Ночевка на высоте 2746м. С утра пасмурно, днем ясно, солнечно, жарко.

К оглавлению

31 июля (воскресенье) – 8-й ходовой день

 

 

Ночью тучи дошли до нас, и полило. Подъем не объявлялся, в районе семи под дождем приготовили завтрак и объявили ожидание прояснения. Температура утром 7°С. В 9:30 Командир решил, что ждать больше нечего; собирались под дождем, выезжали в интервале 9:5010:30 по мере готовности. Под дождем ехали небольшими группами, каждый в своем темпе; на привалы почти не останавливались, чтобы не мерзнуть.

15 – дорога уходит от Болгарта в долину Джилысу. По пути каждые 3-4 километра попадаются небольшие речки и ручьи; некоторые без дождей явно пересыхают. В долине речки реже, но крупнее.

26,6 – большой глубокий брод через ледяную речку Кашкасу. После дождей в самом глубоком месте выше середины бедра, бродили с трудом.

 

 

27,1 (13:00 первые участники), h3020 – горячие источники Джилысу. После холодного мокрого дня и ледяного брода горячие источники показались просто раем, даже несмотря на голые каменные стены, капающий с потолка конденсат и то, что каждое человеко/купание обошлось в 250 сом.

 

 

Около источников сарайчик из нескольких помещений. В одном помещении живет семья, которая типа смотрит за источником, а другие свободны. Так как дождь не прекращался, решили остановиться на ночевку в этом домике; за ночевку заплатили 1000 сом, еще за 500 нас напоили горячим чаем с молоком, лепешками и самодельным абрикосовым вареньем.

 

 

Итого: проехали 27,1  км; TT 2:31; AVS 10,7 км/ч; MAX  26,9 км/ч. Ночевка на высоте 3020м. Весь день противный холодный обложной дождь.

К оглавлению

1 августа (понедельник) – 9-й ходовой день

 

 

Ночью дождь потихоньку прекратился. Утром на улице температура 3°С, на окружающих горах свежий снежок; вершины закутаны в облака, но над долиной прояснения – видно синее небо и проглядывает солнце.

 

 

 

Выезд в 7:307:50. Сначала возвращаемся почти что к броду, а от него залезаем на полку дороги. Теплеет очень медленно, в восемь часов 5°С. Дует несильный попутный ветерок.

 

 

От источников дорога совсем плохая. Камни с нее не убирают, проехать может только совсем уж подготовленный внедорожник.

 

 

 

1,7 – небольшая речка, мост.

3,0 – река Тон, довольно сильная, мост.

3,5, 4,5 7,6, 12,3, 13,2 – речки и ручьи, в основном проезжаются вброд. В некоторых бродах дно укреплено бетонными плитами, в некоторых плиты размыты – приходится идти вброд.

 

 

14,5 h3130 – очередная речка засыпала свой путь кучами больших булыжников. Тропа проходит между ними и пересекает речку вброд; колея же спускается метров на сотню вниз почти до основной речки и потом лезет обратно.

15,0 (9:45) h3150 – остатки бетонного моста, подход к нему размыт. Кто-то проходит по колее вброд, кто-то залезает на мост с помощью друзей.

 

 

Дорога идет по долине уступами – то полого поднимается по широкому участку, то круто влезает на прижим. Солнце светит уже почти постоянно, но воздух все еще весьма прохладный.

 

 

20,6 (11:04) h3290 – остановились намазаться кремом от солнца неподалеку от юрты пастухов – оттуда прибежала девушка, принесла на продажу мешок самодельных маленьких осликов и верблюдов.

 

На другой остановке к нам подъехал местный пастух и посетовал что этим летом погода плохая – дожди идут через день.

Дорога потихоньку вышла на высокогорное плато. Каждые 500-1500 метров переезжаем вброд речку или ручеек.

 

 

32,8 (13:40) h3670 – направо уходит пологая грунтовая дорога на перевал Кегеташ.

 

 

Наша дорога начинает подниматься к перевалу широкими витками серпантина. Последние витки довольно крутые, почти все идут их пешком.

 

 

34,8 (13:3015:10) h3904 – перевал Тосор.

 

 

С обоих сторон к перевалу сходятся россыпи из огромных камней; дует сильный ветер со стороны Иссык-Куля.

 

 

 

Выезжаем с перевала в 15:25. Навстречу дует сильный холодный ветер. С перевала дорога спускается крутым серпантином по большим россыпям камней мимо голубых моренных озер.

 

 

 

38 – серпантин заканчивается, дорога идет сначала по дну ущелья вперемежку с ручьями, затем по полке выше дна ущелья. При необходимости место для ночевки найти можно, но уж как-то больно неуютно, холодно и очень сильный ветер с озера в сторону перевала. Температура – около 10°С.

 

 

Спуск крутой, хочется отпустить тормоза и разогнаться – но нет, постоянно попадаются груды камней, рытвины и промоины поперек дороги.

 

 

43,5 h3273 – выехали из ущелья. Сразу заметно потеплело. Иссык-куль был немножко виден еще с верхней части ущелья, а теперь он разворачивается во всей красе.

 

 

Дорога проходит мимо пастбищ и начинает серпантином спускаться со второго уровня склонов.

 

 

Дорога очень коварная – за ровным укатанным участком следует канава, или промоина, или участок с выступающим камнями. За 15 километров – три пробоя, один с повреждением края обода.

 

 

 

 

58,8 – дорога делает петлю влево и пересекает по мосту приток реку Бугумуйуз.

 

59,6 – приток впадает в основную реку Тосор. Переезжаем по мосту на левый берег и въезжаем в нижнее ущелье.

 

Уже начинает смеркаться, надежда ночевать на берегу гонит нас вперед. Попутно пытаемся связаться с заказанной турбазой – но напрасно, сотовой связи нет.

65,5 – выезжаем из ущелья.

 

 

70,0 (19:20) h1616 – асфальт, дорога идущая вдоль Иссык-Куля. Наконец-то есть связь; поворачиваем направо в сторону поселка Тосор.

75,9 – турбаза Южный берег. Наша большая группа с трудом, но разместилась. Номера в домиках так себе, но после гор вполне можно и помыться, и постираться.

 

 

Итого: проехали 75,9 км; TT 6:32; AVS 11,6 км/ч; MAX  48,8 км/ч. Ночевка на высоте 1612м. В горах почти ясно, холодно. На берегу Иссык-Куля - тепло.

К оглавлению

2 августа (вторник) – дневка

Дневка. Купались в Иссык-Куле, если арбузы, отмечали день рождения командира.

 

 

 

Итого: Днем ясно, солнечно, жарко.

 

К оглавлению

3 августа (среда) – 10-й ходовой день

 

 

 

Завтракаем в кафе турбазы. Выезд в 9:30. Температура около 20°С.

1,5 – Асфальт, едем направо по дороге вокруг Иссык-Куля.

5,6 – мост через р. Тосор. С гор пришла тучка и поливает нас несильным дождиком. Похолодало до 15°С.

 

 

9,3 (10:30) – поворот с асфальта налево к каньону «Сказка». Дорога грунтовая с песчаными вкраплениями. В 500 метрах от асфальта – вагончик, шлагбаум, касса. Вход стоит 50 сом с пешего. Дорога дальше идет по сухому руслу ручья, фактически по песку; ехать весьма неудобно.

 

 

Решаем оставить велосипеды у шлагбаума с одним участником и идти в долину пешком.

В этих местах горы образованы глиной разной степени твердости и разного цвета, поэтому вода, размывая глину, образует причудливые пейзажи. Местами более твердые слои образуют почти что крепостные стены.

 

 

Выезжаем обратно на асфальт в 11:20. Дождик кончился, снова теплеет. Асфальт весьма неровный, видно, что его много лет не перекладывали, а латали заплатками; в результате дорога вся состоит из заплаток разной степени разбитости.

20,4 – слева на горе статуя сидящего киргиза.

 

 

Напротив статуи на берегу огромный санаторий, то ли заброшенный, то ли недостроенный, огороженный высоким забором. На заборе живописные мозаики и картины из Киргизских легенд, корпуса в виде юрт – и при этом ни одного человека и все заросло бурьяном.

 

 

25,0 – слева большой санаторий.

26 (14:00) – Каджи-сай. Сам поселок находится ближе к горам, а у дороги – кафешки, магазинчики; между дорогой и Иссык-Кулем – санатории и пляжи. Обедаем в летнем кафе слева от дороги – стол под навесом в большом скверике.

 

 

28,7 (16:00) – после обеда отъехали от курортной зоны и встали на стоянку между дорогой и берегом Иссы-Куля на песчаном берегу, укрепленном от размывания рядами деревьев и кустов. Жалко, что отдыхающие не сильно заботятся о чистоте – много мусора и битых стекол. Воды на берегу нет – но мы заранее залили воду в пустые бутылки в кафе в Каджи-сай.

 

 

После ужина устроили совещание и долго сидели на берегу и смотрели на закат.

 

 

Итого: проехали 28,7  км; TT 1:37; AVS 17,7 км/ч; MAX  42,6 км/ч. Ночевка на высоте 1615м. С утра дождик, днем ясно, солнечно. Температура 15-25°С. 

К оглавлению

4 августа (четверг) – 11-й ходовой день

 

 

Подъем в 6:00. Температура 15°С. Выезд в 8:30. Асфальт по-прежнему старый и подразбитый.

 

 

8,2 – речка Коктерек. Дорога уходит от берега и залезает в небольшую крутую горку.

9,5 – поселок Тонг. Неожиданно начинается новый асфальт. Дорога полого лезет в горку.

15,217,6Боконбаевское, h1830. Основная дорога обходит поселок с севера, но мы заехали в центр поменять денег и купить продуктов.

19Торткель, перед ним небольшой крутой овражек. После поселка асфальт снова старый и мерзковатый; две полосы для встречных направлений помещаются с трудом, машины едут вплотную к нам. Небольшой пологий спуск.

 

 

24 – поселок Эшперово, нижняя точка долины, h1730.

28-29 – небольшой овражек на реке Аксай.

29,5 (11:15) h1810Аксай. После поселка асфальт хоть и старый, но нормальной ширины и без ям.

36,3 (11:55) h2065 – перевал Кескен-бел.

45,0 (12:15) h1747 – отворот на солёное озеро.

 

 

Дорога – пыльная разбитая гравийка.

 

 

50,9Ак-Терек.

 

 

55,8 (13:50) h1610 – соленое грязевое озеро Каракель. Озеро выглядит весьма неприглядно, благоустройство на тройку с минусом; непонятно за что собирают 100 сом с человека. Искупнуться в грязи смогли заставить себя не все.

 

 

После озера съездили к Иссык-Кулю, пообедали в кафе. Выезд от озера 16:40.

69,1 (17:50) h1745 – асфальт, трасса вокруг Иссык-Куля.

70Кызылту. Есть несколько кафе и магазинов.

74,8Кара-коо. Поселок большой, несколько магазинов. Закупаемся мороженым и продуктами на ужин.

80,681 – поселок Барбулак и одноименный ручей.

83Шорбулак.

С запада и с востока от нас от гор проходят большие тучки, поливающие окрестности дождиком. Но у нас сухо.

 

 

89 – дорога пересекает узкий каньон; сверху что-то типа плотины создает грязное озерцо, ниже дороги каньон выглядит сухим. Сворачиваем с асфальта перед каньоном по грунтовке к берегу Иссык-Куля.

 

 

90 – берег Иссык-Куля.

Ехали к этому месту в надежде найти скважину, из которой брали воду в 2009 году; но увы –   поле, где она вроде была, оказалось огорожено забором, видимо, там намечается строительство особняков. Но в русле сухой реки удалось найти участок, где чистая вода выходит из-под камней и образует несколько проточных луж; там и набрали воды на готовку.

Полоса около берега грязновата, поэтому поставили палатки метрах в 50 на песочке. На берегу встречаются колючки – они нам аукнулись на следующий день.

 

 

 

Итого: проехали 89,1 км; TT 4:50; AVS 18 км/ч; MAX  XX км/ч. Ночевка на высоте 1612м. Весь день ясно, солнечно, жарко; несильный восточный ветер.

К оглавлению

5 августа (пятница) – 12-й ходовой день

 

 

Ночью температура 16-17°С, ясно, летают и кусают комарики. Подъем в 6:00. Выезд в 9:00.

1,1 – дорога.

10,3Каратала h1676. По обеим сторонам дороги лесопосадки создают приятную тень. После ночевки на берегу несколько камер начали спускать, периодически останавливаемся подкачать или поменять камеру.

 

 

17,9Оттук.

33,6 (11:06) – влево уходит асфальтовая дорога на Ак-Олён. Солнце шпарит, дорога идет по открытой местности. Жарко.

 

 

41,9 (11:40) – развилка. Направо – Балыкчи, налево – дорога на Нарын. Едем направо.

44,7 – круг, налево идет трасса на Бишкек. По незнанию немного плутанули по Балыкчи.

47,5 – железнодорожный вокзал. Вокзал выглядит со стороны города заброшенным, зал ожидания закрыт, кассы не работают. На путях стоят вагоны поезда; проводники сидят в них. Выяснили, что поезд отправляется в 17:00, билеты покупают у проводников, посадка начинается за час до отправления.

Отъехали от вокзала в тенек, сварили обед. Съездили в город за рыбой и едой на поезд.

 

 

Вагоны в поезде плацкартные; велосипеды перед поездом слегка разобрали – сняли колеса, педали, у кого были чехлы – положили в них.

 

 

После погрузки – общее фото

 

 

Поезд приехал в Бишкек около 11 вечера. Из поезда по интернету нашли приличную гостиницу – Rich Hotel, готовую принять 18 человек и забронировали там места. Высадились на конечной - станции Бишкек-1. До отеля добирались своим ходом по ночному Бишкеку. В стоимость проживания входит завтрак – шведский стол; есть бесплатный тренажерный зал, прачечная, сушилка и т.п.

 

 

Итого: проехали 51,9 км; TT 2:53; AVS 17,9 км/ч; MAX  28,4 км/ч. Днем ясно, солнечно, жарко.

К оглавлению

6 августа (суббота) – сборы

Следующий день провели в сборах и упаковке велосипедов. С утра сходили на местные рынки за сувенирами, так же купили упаковочные материалы. У отеля на 4 этаже между корпусами открытая площадка, очень удобная для разборки и упаковки велосипедов.

 

 

После упаковки купались в бассейне отеля и всячески отдыхали. Вечером погуляли по Бишкеку и устроили праздничный ужин.

К оглавлению

7 августа (воскресенье) – выброска

В самолёт погрузились достаточно спокойно. В аэропорту съели дыню с девизом похода.

 

 

 

В Москву прилетели под вечер; как и при вылете вокруг Шереметьево ходят тучи и льют дожди.

 

 

К оглавлению

8.  Снаряжение

 

Снаряжение

Вес, грамм

Палатка (пятерка) Kelty

3800

Палатка (пятерка) Alps Mountaineering Morada4

4400

Палатка (четвёрка)  Canadian Camper Cyclone 3

3700

Палатка (трешка) MSR Mutha Huba NX

2350

Палатка (единичка)

1000

Горелка №1 Kovea Booster + зажигалка + инструмент

450

Горелка №2 Kovea Booster + зажигалка + инструмент+стандатнтный ремнабор

500

Горелка №3 Kovea Booster + зажигалка + инструмент+стандатнтный ремнабор

565

Горелка №4 Аналог Ковеи + ремнабор

400

Горелка №5 Kovea Booster в чехле

400

Зап. насос, шланг

150

Фляга 1 л. залитая бензином №1 + насос

1000

Фляга 1 л. залитая бензином №2 + насос

1000

Фляга 0,5 л. залитая бензином №3 + насос

550

Фляга 0,5 л. залитая бензином №4 + насос (!)

550

Фляга 0,5л. залитая бензином №5 + насос (!)

550

Экран №1 низкий (600 мм)

120

Экран №2 низкий (600 мм)

120

Экран №3 высокий (845 мм) - вес без
пластиковой упаковки

280

Зажигалка "примусолога"

20

Бензин 1,5 л бутылка №1

1100

Бензин 1,5 л бутылка №2

1100

Бензин №3

1100

Бензин №4

1100

Бензин №5

1100

Бензин №6

1100

Автоклав 9л.

1750

Автоклав 7л.

1650

Кан  9.5 л. "чайный"

900

Кан 2.5л. "кофейный"

620

Тент №1 4х4, "силикон", хаки

1100

Тент №2 3х3, "силикон", оранж

700

Кухня в сборе (Половник, скатерть, губки, фейри, "маааленькая тёрочка", разделочная доска 2 шт, нож острый в чехле 2шт, палка-мешалка)

600

Миска большая пластиковая

200

Ведёрко из гермы

100

Аптечка групповая

2600

Аптечка экстренная №1

800

Аптечка экстренная №2

900

Рация №1 LPD midland gxt500

250

Рация №2 LPD midland gxt500

250

Рация №3 LPD midland gxt650

250

Рация №4 LPD midland gxt650

250

Запасной комплект лития АА для раций 16шт. (4х4)

Трос для сцепки на 10 велов + замок

550

Трос для сцепки на 8 велов + замок

500

Вело Ремнабор №1

3225

Вело Ремнабор №2

1265

Покрышка №1 Maxxis Ikon 29x2.2

600

Покрышка №2 х.з. 26", вес тоже неизвестен

500

Покрышка №3 Maxxis Ikon 26"

500

Покрышка №4 х.з. 29"

600

Насос №1 Cyclotech с манометром

150

Насос №2 Lezyne с шлангом

200

Насос №3 crankbrothers с манометром

150

Насос №4 Lezyne с шлангом

200

Насос № 5 Birzman Velocity

130

Насос № 6 Bontrager Mini Charger со шлангом

250

Насос №7 х.з., вес тоже неизвестен.

150

Ремнабор для снаряги

420

Фото офиц. №1

800

Фото-видео офиц. №2

1000

Видео офиц.

1050

Навигатор №1 + карта + треки + запасные батарейки на весь поход комплект на день

Навигатор №2 + карта + треки + запасные батарейки на весь поход

Навигатор №3 с треками и одним комплектом батареек

200

Компас, карты, схемы

Флаг 3х9

50

Калькулятор

20

Безмен

90

ВСЕГО

54185

На 1чел.

3010

 

К оглавлению

9.  Отчет механика

 

В связи с тем, что группа была весьма многочисленная, было решено взять два ремнабора – основной и дополнительный, с тем, чтобы в случае сильного растяжения группы тем не менее устранять основные неисправности в кратчайший срок. Забегая вперед, можно сказать, что такая практика себя оправдала, и многие мелкие поломки удавалось устранять вообще без полной остановки группы.

В таблице 1 приведён состав личного, общественного основного и общественного дополнительного ремнаборов.

 

Таблица 1 – состав ремнаборов

Личный ремнабор

 

 

Обязательный

 

 

Наименование

Кол-во

Примечание

 

 

Камера своего типоразмера с соответствующим ниппелем

2

 

 

 

Петух

1

 

 

 

Спицы своего размера

8шт

4 передних 4 задних

 

 

 

 

 

 

 

Колодки тормозные

4 комплекта

2 передних 2 задних

 

 

Транспортировочные распорки (прокладки) для дисковых тормозов

2

Актуально только тем, у кого гидравлика. При необходимости делаются из подручных средств—палочки от эскимо, пластик от бутылок...

 

 

Рекомендуемый

 

 

Мультитул

1

 

 

 

Транспортировочные распорки для перьев и вилки

1+1

 

 

 

Сухарь, на котором крепится петух

1

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественный ремнабор основной

 

 

Наименование

Вес, кг

Примечание

Кол-во взять

Вес

Съемник шатунов с рукояткой

0,28

 

1

0,28

Ключ педальный 15мм

0,17

 

1

0,17

Съемник кассеты/center lock (головка, без штифта)

0,045

 

1

0,045

Смазка консистентная

0,07

Для подшипников качения

1

0,07

Смазка цепная 50мл

0,06

 

3

0,18

Комплект ЗИП №1 в составе:

0,2

 

1

0,2

Запасные звенья цепи

 

 

 

 

Шайбы рулевой колонки

 

 

 

 

Гайка кассеты

 

 

 

 

Колпачки shreder (в том числе с золотниковым ключом)

 

 

 

 

Золотник shreder

0,005

 

3

0,015

Винты-болты М5, М6 наиболее ходовой длинны (10-15-25мм), шестигранник, оцинковка

 

5x25*3, 5x30*3, 5х55*1, 5x20x*4, 5x15*3, 5x10*1, 6x15*2,  6x30*1

 

 

Шпильки и прочие костыли для ремонта багажника

 

 

 

 

Сухарь петуха 2шт.

 

 

 

 

Звено цепи 9 2шт.

 

 

 

 

Хомуты разные 10-25мм

 

 

 

 

Ключ спицевой универсальный

0,05

 

1

0,05

Утконосы (круглогубцы)

0,15

 

1

0,15

Надфили - плоский, полукруглый

0,06

 

1

0,06

Полотно ножовочное

0,03

 

1

0,03

Велоаптечка большая

0,03

 

1

0,03

Велоаптечка маленькая

0,02

 

1

0,02

Звезды переключателя 11Т (комплект)

0,03

 

1

0,03

Клей резиновый отдельным тюбиком

0,03

 

1

0,03

Камера старая рваная на резинки

0,3

 

0,5

0,15

Прорезиненная ткань для ремонта покрышек.

0,04

 

1

0,04

Монтировка (алюминий)

0,035

 

3

0,105

Диск 160 на болты

 

 

 

0

Ключ разводной до 34

0,28

 

1

0,28

Фиксатор резьбы разъемный синий

0,03

 

1

0,03

Масло минеральное

0,06

50 мл

2

0,12

Трос тормозной 2м

0,02

 

2

0,04

гидролиния

0,05

 

1

0,05

Шприц прокачной с переходниками

0,02

 

1

0,02

Трос переключателя 2м

0,015

 

2

0,03

Оболочки тросика 0.3-0.8м в ассортименте, 1-2 наконечника

0,03

 

2

0,06

Переключатель задний SRAM X9

0,24

 

1

0,24

Хомуты пластиковые (стрепы) разных размеров

0,05

 

1

0,05

Poxipol 40гр прозрачный

0,04

 

1

0,04

Эксцентрик задний

0,02

 

1

0,02

Эксцентрик передний

0,02

 

1

0,02

Хомут на подседельный штырь

0,015

 

2

0,03

Покрышка 29

0,6

 

2

 

Покрышка 26"

0,5

 

2

 

Запасные звенья цепи 8

0,01

 

1

0,01

Запасные звенья цепи 9

0,01

 

1

0,01

Запасные звенья цепи 10

0,01

 

1

0,01

Замок цепи 9

0,005

 

2

0,01

Замок цепи 10

0,005

 

2

0,01

Замок цепи 8

0,005

 

1

0,005

Клей "холодная сварка"

0,05

 

1

0,05

Постоянно возимый комплект:

0,6

 

1

0,6

Мультитул c TORX

 

 

 

0

Монтировки 2шт

 

 

 

0

Выжимка цепи

 

 

 

0

Перчатки тканевые

 

 

 

0

Шестигранник 10мм

 

 

 

0

Запасные звенья цепи 9

 

 

 

0

 

 

 

 

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3,39

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Общественный ремнабор дополнительный

 

 

 

 

 

 

 

Запасные звенья цепи 9

0,01

 

1

0,01

Запасные звенья цепи 10

0,01

 

1

0,01

Съемник кассеты/center lock (головка, без штифта)

0,045

 

1

0,045

Смазка цепная 50мл

0,06

 

2

0,12

Винты-болты М5, М6 наиболее ходовой длинны (10-15-25мм), шестигранник, оцинковка

 

 

 

0

Шпильки и прочие костыли для ремонта багажника

 

 

 

0

 маленькая рукоятка (шлицовка) для ножовки

0,06

 

1

0,06

Хомуты разные 10-45мм

 

 

 

0

Ключ спицевой универсальный

0,05

 

1

0,05

Звезды переключателя 11Т (комплект)

0,03

 

1

0,03

Монтировка

0,03

 

2

0,06

Велоаптечка большая

0,03

 

1

0,03

Тросс тормозной 2м

0,01

 

2

0,02

Масло минеральное тормозное

0,06

 

1

0,06

Тросс переключателя 2м

0,01

 

2

0,02

 

 

 

 

0

Оболочки троссика 0.3-0.8м в ассортименте, 1-2 наконечника

0,03

 

1

0,03

Хомуты пластиковые (стрепы) разных размеров

0,05

 

1

0,05

Мультитул c TORX

0,15

 

1

0,15

Замок цепи 9

0,005

 

2

0,01

Замок цепи 10

0,005

 

2

0,01

Изолента

0,02

 

1

0,02

Poxipol 40г

0,04

 

1

0,04

Переключатель задний Shimano XT 10 ск.

0,24

 

1

0,24

Манетка 10ск

0,2

 

1

0,2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1,265

 

К оглавлению

Работы, выполнявшиеся при прохождении маршрута

23.07.2016      Сборка велосипедов, смазка трансмиссии, регулировка. Долив гидравлического масла в тормозные системы по необходимости. Работы выполнялись участниками самостоятельно, потребность в помощи была минимальна.

 

24.07.2016      Ежедневный осмотр техники. Света Черенцова – жалоба на нечеткое переключение звезд системы. Отрегулирован передний переключатель. У Насти Шарибжановой обнаружен сильный люфт втулок, отрегулированы конуса. Рекомендована замена задних тормозных колодок.

 

25.07.2016      Ежедневный осмотр. Юрий З. – подтяжка спиц (выполнена самостоятельно)

 

26.07.2016      Ярослав Коршиков – переборка, смазка и регулировка передней втулки. Владимир Трошкин – подтяжка спиц.

 

27.07.2016      Ольга Полякова – на ходу начались самопроизвольные перескоки цепи на кассете. Обнаружено и восстановлено полурасклепанное звено цепи.

Александр Фефелов и Юлия Бачина – разрывы камеры со стороны обода, покрышки просыпаны тальком.

Владимир Трошкин – прокол заднего колеса, замена камеры, извлечение из покрышки обрезка проволоки.

 

28.07.2016      Галя Смирнова – регулировка заднего переключателя.

 

29.07.2016      Ежедневный осмотр техники, смазка трансмиссии по необходимости. Владмир Трошкин – отказ USB-выхода 5 вольт на полевой системе питания. Задействован запасной адаптер 8в – 5в (напрямую от батареи фары, используемой в качестве накопителя).

 

30.07.2016      Алексей Желнин – прокол, при ремонте обнаружен небольшой порез покрышки, заменена камера, покрышка проклеена прорезиненной тканью.

 

Владимир Трошкин – разрыв цепи из-за раскрывшегося и выпавшего замка. Удалено замятое звено, цепь соединена тем же замком (удалось найти). Отказ солнечной батареи в полевой системе питания. Вышедшая из строя линейка фотоэлементов отключена, система питания настроена на пониженное напряжение солнечной батареи.

 

31.07.2016      Ежедневный осмотр техники.

 

01.08.2016      Дополнительный контроль состояния тормозов перед спуском с перевала Тосор. На спуске – разрыв камеры со стороны обода у Юлии Бачиной. Камера заменена. Предположительная причина разрыва – перегрев обода от V-брейков.

 

02.08.2016      Осмотр техники, смазка трансмиссии, ремонт проколотых камер, оставшихся от замены.

 

03.08.2016      Осмотр техники. Юлия Бачина – жалоба на затрудненное переключение заднего переключателя. Обнаружен крайне тугой ход тросика в рубашке. Так как активная часть маршрута фактически завершена, возиться с нарезкой и заменой рубашек не стали, тросик и рубашка по возможности очищены, в качестве временной меры тросик смазан. Рекомендована замена рубашек при первой возможности.

 

04.08.2016      Ольга Полякова – жалоба на нечеткую работу переднего переключателя. Обнаружен поворот переключателя, из-за чего он стан не параллелен цепи. Переключатель отрегулирован, восстановлена работа всех трёх звезд системы.

Владимир Трошкин – прокол переднего колеса, замена камеры, извлечение шипа растения из покрышки. Полный отказ солнечной батареи. Единственным источником энергии для заряда накопителя осталась динамо-втулка.

 

05.08.2016      Многочисленные проколы шипами растений. Замена и ремонт камер в промышленных масштабах :)

Разборка велосипедов перед посадкой в поезд. Сборка велосипедов по прибытии в Бишкек.

 

06.08.2016      Разборка велосипедов и подготовка их к транспортировке самолетом в сопровождаемом багаже.

 

К оглавлению

Использованные компоненты ремнабора

Смазка цепная

Смазка консистентная

Ключ спицевой

Выжимка цепи

Съёмник кассеты

Масло гидравлическое минеральное

Ключи конусные

Ключ разводной

Шиномонтажный набор

 

Заключение

В данной поездке, несмотря на то, что группа состояла из 18 участников, уровень поломок был на удивление низким. В сочетании с хорошей подготовкой это оставило механика практически без работы, так как большинство неполадок устранялись участниками самостоятельно. Более того, приведенный перечень ремонтных работ имеет все шансы быть неполным, так как зачастую мелкие неполадки устранялись очень быстро, и информация о них даже не передавалась по рации. Фактически, до 90% ремнабора остались невостребованными.

 

 

 

К оглавлению

10. Итоги, выводы и рекомендации по прохождению маршрута

Пройден спортивный маршрут 3КС по Тянь-Шаню. Происшествий нет. Доступен для подготовленного туриста с опытом 2КС и не большим высотным опытом.

До выхода на маршрут были опасения на счёт темпа передвижения из-за величины группы. В процессе подготовки снаряжения, техники и психологического состояния группы, удалось полностью исключить невынужденные простои и тупёжку, что позволило пройти маршрут точно по графику и полностью.

11.              ПРИЛОЖЕНИЕ № 1: Паспорта препятствий и расчёт категории сложности маршрута

Расчет сложности размещен отдельным файлом по адресу  http://www.kramar.ru/wp-content/uploads/2016/12/Prilogenie.pdf

 



[1]В техническом отчете дается местное Киргизское время -3 часа от Москвы.

Километраж измерен велокомпьютером летописца.