Старый Смоленский Баян. (Или Боян?)
maxcomp 16 марта 2015 в 18:44
Решил воспользоваться окошком в хорошей погоде и вспомнить один из давних «баянов» — от Гагарина до Бородино по Старой Смоленской Дороге. Пока электрички Гагаринские вроде еще ходят — нужно успеть. А то с нашим РЖД не соскучишься — то отменят поезда, то отменят отмену.
Как обычно — хотел поехать в одиночку, но накануне позвонил Василий, и высказал желание присоединиться. В результате поехали вдвоем.
…Старая Смоленская Дорога — путь из Москвы в Смоленск через Можайск и Вязьму — была построена в XV веке. Первое упоминание этой дороги встречается в книге «Записки о Московских Делах», написанной Герберштейном, австрийским послом в Московском княжестве, в XVI веке. По его словам, в те времена путь по этой дороге был весьма непрост, да еще и весьма опасен.По этой дороге в 1812 году отступал из Москвы Наполеон, по ней же в 1943 году, после Ржевско-Вяземской операции, начали свой путь на запад немецко-фашистские захватчики.
Сейчас эта дорога частично пролегает по Кутузовскому проспекту в Москве, потом, до Уваровки — по Можайскому шоссе А100, От Вязьмы до Смоленска — по автодороге Р134. Участок дороги между Уваровкой и Гагариным в справочниках называется «условно-действующим». То есть, если несколько дней постоит хорошая погода, то можно попробовать проехать.
После строительства автодороги М1 (трасса Беларусь), на основном протяжении Смоленская дорога имеет только местное значение, а некоторые участки проходимы только пешком или на велосипеде, из-за бродов, закрытых ЖД переездов…
|
Я решил на этот раз ехать по дороге через Заречье — Запрудню. Потому что короткая дорога (через Ефремово-Дурыкино) означала бы гарантированный 4 км пеший перелаз по сугробам (отложим ее на лето). А обозначенная на многих картах якобы прямая дорога (а то и якобы с покрытием) в реальности просто обрывается в лесу. Видимо, начали строить, дотянули ее до границы областей и бросили…
Весьма интересные и красивые участки Корытово-Гриднево и Уваровка-Праслово тоже решил оставим на потом — вот к Замри-горе поедем, тогда и воспользуемся ими.
Гагарин встретил неприветливо — трафик, слякоть и снежно-песочно-солевая каша. Попробовали свернуть с центральных улиц и выехать из города дворами-огородами — там хрен редьки не слаще оказался. На центральных улицах под кашей хотя бы асфальт был, а тут — та же каша, только под ней лед с колеями, которых под кашей не видно. Правда, и машин почти нет.
В общем, из города выехали, трафик стал быстро рассасываться, и стало явно суше, чище, комфортней.
А по мере приближения к границе областей становилось еще лучше и лучше. Погода радовала — иногда даже огрызки голубого неба просматривались и солнце включалось.
Асфальт закончился, превратился в грейдер, который был хорошо прочищен, имел белый цвет, только на поворотах было видно, что его обрабатывают песком.
Несколько раз пересекли ручеек, который назывался Москвой, и в конце концов, проникли на территорию Московской области. Характер дороги сразу же изменился.
После Михалево нам навстречу проехала сладкая парочка — КАМАЗ — пескосып и за ним трактор с роторным снегоочистителем. За ними осталась совершенно ровная обочина, на которую мы немедленно и перебрались. Потому что очень не хотелось оказаться на пути у этих ребят, когда они поедут обратно. Могут ведь и не заметить, и устроить пескоструйную обработку…
После Дровнино наведались к роднику-гейзеру, который струячил вверх почти на метр. Немножко полакали оттуда воды (Пить очень хотелось). Жажду утолили, но решили все таки доехать до Колоцкого источника, и вволю напиться уже там. (В этом гейзере вода на вкус железистая)
До источника добрались, спустились к нему, напились вволю. Вода вкусная, и на морозе кажется не очень холодная.
…История создания Колоцкого монастыря довольно необычна и поучительна. Началось все в 1413 году, когда нищий крестьянин Лука, живший неподалеку, нашел в лугах икону Божьей Матери. Он принес ее домой, и вскоре обнаружил, что эта икона обладает необычными свойствами. Оказалось, икона умела лечить людей. Больной человек, прикоснувшись к иконе, очень быстро выздоравливал. Про икону прослышали во всей округе, и к Луке начали идти всякие хворые и болящие, немощные. Лука, не имея не то что медицинского, а даже какого либо начального образования, начал заниматься целительством, попутно улучшая свое материальное положение. Довольно скоро он выстроил себе просторные хоромы, и зажил не хуже князя. Причем его финансовые потребности все время возрастали. Он ходил с этой иконой в Можайск, в Москву, где встречался с высшим духовенством, боярами, и собирая весьма значительные средства, вел довольно разгульный образ жизни… Местная власть (в лице князя Андрея Можайского), видимо, побаивалась иконы и ничего не предпринимала для того, чтобы как-то остепенить зарвавшегося крестьянина. Сказать, что его поведения не затрагивало интересы князя, тоже было нельзя — Лука промышлял охотой на княжеской территории, и не стеснялся гонять оттуда ловчих людей князя, попутно отбирая у них добычу. Говоря современным языком, обнаглел в корягу.
Судя по всему, высшие силы, которые и выдали ему икону во временное пользование, остались недовольны его поведением, и решили объяснить товарищу, что он, мягко говоря, поступает неправильно. Короче, Лука встретился с разъяренным медведем, который его сильно покалечил. (впрочем, существует версия, что встречу со зверюгой подстроил сам князь Андрей) Оказавшись лицом к лицу со смертью и обнаружив, что прикосновение к иконе уже ему не помогает, Лука понял смысл жизни, осознал свои ошибки, завещал создать на этом месте монастырь и разместить чудодейственную икону в нем, сделав ее доступной для всех страждущих. С этого момента его здоровье пошло на поправку, и он стал одним из первых насельников этого монастыря.
Оригинал иконы, с которой все началось, был в конце концов утрачен. Кто-то говорит, что в 30-х годах прошлого века, кто-то указывает на 70-е. Так или иначе, проверить ее целительские свойства сейчас возможности нет. Но современные последователи Луки обосновались в поликлиниках и аптеках, где выписывают и продают честным людям жутко дорогие снадобъя, ничуть не смущаясь, что их фармакологические свойства мало отличаются от вышеуказанной иконы…
|
Поехали обратно — и на подъеме я услышал в своей велосипедной цепи характерный «хрусть», который, по опыту предыдущего ПВД, ничего хорошего не предвещал.
И точно — одно звено треснуло, но пока не развалилось. Выжимка, запасные звенья у меня были с собой, но ремонтироваться я пока не стал — уже начинало смеркаться, а до финиша оставалось всего около 10 км, в основном под горку. Остаток крутого подъема до дороги дошел пешком, потом потихоньку поехал. Прислушиваясь к каждому постороннему звуку в цепи.
Доехал без приключений, но цепь, ясно, надо менять. (установлена в октябре, прошла всего чуть больше 1000 км… )
Пройдено около 80 км, вернулись в сумерках. И, урча от удовольствия, поехали домой.
Понравилось весьма, рекомендую повторить. Растает, подсохнет — лучше через Ефремово-Дурыкино ехать, поинтереснее получится.
Василию спасибо за фотографии и за компанию.
Вот как-то так…
Компаниец Максим.
Все фотографии — Василька.