ВелоСКИТания по Гуслицкому краю.
Начиналось все, как обычно. Пришел вечером с работы, начал думать, куда податься в выходные. Тем более, что погода ожидалась хорошая. Сухо и морозно. Взор обратился в сторону Мещеры. Точнее, в сторону Лебединого озера. Я уже решил ехать туда в одиночку, но тут внезапно позвонил Коля, и сделал предложение, от которого я отказаться не смог. Суть предложения была проста — попробовать объединить известные нам святые места Гуслицкой Мещеры в один маршрут, и устроить эдакую экскурсионную программу.
Посидели в скайпе, поводили пальцами по картам. Маршрут был спланирован. (Конечно, многие «объекты» не удалось запихнуть в один маршрут… слишком их там много, и разбросаны они аж по трем районам московской области) Особо простым маршрут не ожидался — 80 км, в основном грунтами. Ну так что нам, кабанам? На следующий день поехали.
Погода не подвела. С утра было морозно и сухо. Утро выдалось не только добрым, но и довольно бодрым. Пальцы рук мерзли, холодный ветер немножко хватал за нос. Но на ходу мы довольно быстро согрелись.
Начало маршрута оказалось не особо удачным. Я решил сразу же навестить знакомый родничок, у которого неодноднократно ночевал в своих походах с вечерней заброской. Хотел набрать водички в бутылку, и дальше сделать обед в любом месте, уже не привязываясь к речкам. Но тут нас ждал облом. Еловый лес, в котором этот родничок находился, был полностью уничтожен короедом. И уже вырублен подчистую. Родник, оказавшись на санитарной вырубке, работать в таких антисанитарных условиях отказался. Вместо родника была только лужа грязной воды… Я посмотрел на эту грустную картину. вздохнул, и удалил из навигатора соответствующую точку…
Поехали дальше. Надо сказать, это был единственный облом в этот день. Дальше удача нам стала потихоньку улыбаться.
Немножко асфальта, потом грунтовка, потом по тропинка, — заехали в Рудне Никитское, дабы навестить Церковь Рождества Христова (построена в 1720 г)
…Как мне рассказали старожилы, началось все с того, что в 1410 году митрополит Фотий был вынужден, скрываясь от татар, сбежать из Владимира якобы в Святозерский монастырь (предварительно хорошо спрятав материальные ценности, которые могли представлять для иноземных захватчиков интерес). Татарский хан Едыгей устроил погоню, но Фотия в вышеозначенном монастыре не нашел. Потому что он решил не дожидаться прихода татар и заблаговременно перебрался в еще более труднодоступное место. Выбор его пал на окруженное болотами озеро Синега, где он и прожил несколько месяцев. (это озеро и сейчас в природе существует, только название его трансформировалось — оно теперь называется Сеньга. И благодаря усилиям генерала Жилинского добраться до него стало куда проще, чем во времена Фотия). Потом, судя по всему, Фотия там вконец зажрали комары, и он переместился в менее комариное, но не менее труднодоступное место (на берегу реки Вольная), где и продолжил вести скрытное существование. Татары за это время успели разрушить до основания Владимир, но найти спрятанные Фотием ценности не смогли. После того, как непосредственная опасность миновала, Фотий вернулся во Владимир, где и приступил к восстановлению единства русской церкви. Надо сказать, ему это вполне удалось.Место же на берегу Вольной, которая дала Фотию укрытие, так ему понравилось, что он решил там построить небольшой храм. Храм построили, но позже, в 1720 г его перенесли на новое место (в расположенную поблизости дер Рудня) Собственно, там он сейчас и находится. В 1782 году, рядом был построен большой летний храм Рождества Пресвятой Богородицы, поскольку имеющийся не справлялся с потоком прихожан. Рудня в те годы была крупным населенным пунктом, одним из центров Гуслицкого края. (Насколько я понял, этот храм — единственный сохранившийся деревянный храм на территории московской области. Остальные были либо уничтожены, либо заменены на каменные). Если, конечно, не считать храмов-новостроек, которые были возведены в последние годы.Но, понятно, свято место пусто не бывает. В начале 19 века некий инок, которого звали Михаил, решил принять обет схимы, вырыл себе землянку и поселился на том самом месте, где раньше жил Фотий. Чтобы ему никто не мешал в спокойной обстановке молиться, поститься, и постигать самостоятельно великий ангельский образ. Вскоре к нему начали присоединяться его единомышленники, и там начал работать старообрядческий монастырь. Такая самодеятельность, естественно, пришлась не по нраву тогдашнему церковному руководству (христианские принципы всепрощения и неосуждения для руководителей церкви не удавалось освоить во все времена), и к середине 19 века монастырь был разогнан церковной нквизицией… Землянки монахов давно разрушились, но остался родник, который давал воду и Фотию, и Михаилу, и всем путникам, кто проходил мимо. А местные старообрядцы до сих пор почитают Михаила, и наведываются к этому роднику. На том месте, где была его землянка (а до того находился храм Фотия), установлен крест. (а рядом валяются несколько старых, (полностью сгнивших и полусгнивших) версий крестов, стоявших на этом месте в прошлые века.) |
Потом мы выбрались на асфальт и покатили к Авсюнино. Пара км асфальта, потом — 13 км полевой дороги. Обычно она проходит по довольно сырым местам, а сейчас все дороги замерзли, сухие и твердые. Едем почти что с асфальтовой скоростью, которую надо ограничивать просто потому, что хочется крутить головой и смотреть по сторонам.
И вот мы добрались до скита Леонтия.
Попрощавшись с Леонтьевским Скитом, направились к могиле самого Леонтия и его сподвижников.
А оттуда — к скиту Фрола. Там есть колодец, который неоднократно спасал страдающих от жажды пеших и велотуристов. Вот из этого колодца мы и набрали воды для обеда.
Посидели в сосновом лесу, подкрепились, сварили чай.
Подкрепившись, мы решили, что еще не устали, а экскурсионная программа будет неполной, если к Ахтырке не завернуть.
…Около Яковлево есть Покровская церковь, которую еще называют храмом Ахтырской Иконы Божьей Матери.Если верить легенде, в 1865 году в лугах была найдена та самая Ахтырская икона. Кто ее туда притащил — непонятно, но после этого тут заработал родничок. (икону считают чудодейственной), в честь этого события храм и построили. Верить в эту историю или нет — каждый решает сам.(Я склоняюсь к мнению, что красиво придуманная легенда увеличивает поток туристов, и косвенным образом повышает доходы местных жителей.)Храм стоит до сих пор, потихоньку реставрируется, найти его несложно.Родничок тоже работает по сей день. Недавно часовню новую там построили, вместо старой деревянной (ее остатки валяются рядом) Но нормальной дороги туда нет, и найти источник не так просто. Я тоже его нашел не с первой попытки… |
Катимся с десяток километров км лесными дорогами по сосновым лесам (к сожалению, довольно сильно местами пострадавшими от пожаров в 2010 году), потом километр лугами, почти по азимуту (слабая тропинка постоянно норовит потеряться, но вскоре находится). И вот он, источник. Работает! Заправляем водой все имеющиеся емкости. И пьем эту воду. К вечеру пить почему-то хочется. Вода вкусная, но холодная… Сразу начинаешь подмерзать.
Скоро будет темнеть, пора закругляться. Но мы решили не отказывать себе в удовольствии проехать непрямой дорожкой через Чистые Озера (сначала — Северное, потом- Южное)
Уже в плотных сумерках выкатываемся на совершенно пустой асфальт. Ну все, финишная прямая. Включаем фонари, быстро катимся, подгоняемые ветром. И вот он, ЖД переезд. Переводим дух, подкрепляемся вкусняшками, и не спеша едем домой.
Пройдено 80 км. Легкая мышечная усталость в теле.
Поехали домой. Темно, дорога пустая. Дачный сезон заканчивается.
— Вот я не понимаю. Сколько же раз мы тут ездили, и ни разу ничего такого не замечали. А тут такие чудеса, оказывается, есть! Почему они от всех скрыты? — Почему от всех? Только от тех, кто еще не в состоянии их понять. Кто готов к восприятию, тот все, что нужно, находит. |
… Коля потом говорил, что под впечатлением увиденного находился еще неделю…
Я, если честно, тоже…
Трек публиковать не буду — об этом меня просил хранитель скита.