Домашнее задание по навигации

На лекции по Навигации каждому из вас были выданы координаты трёх точек. Что с ними нужно сделать?

  1. Сконвертировать в единый формат. Все три точки в разных представлениях: градусы+доли градуса, градусы+минуты+доли минут, градусы+минуты+секунды. Логично привести к одному какому-то формату, которым и будете пользоваться далее. Как конвертировать — я объяснял на лекции, для тех про пропустил — есть подсказка на этой странице ниже.
  2. Проложить маршрут. Представьте, что вы прокладываете маршрут для велопохода. Эти три точки нужно соединить наиболее оптимальным для похода образом. При прокладке маршрута учитывайте, что неплохо было бы избегать оживленных автомагистралей, военных баз и прочих там заповедников.
  3. Нарисовать трек. На выходе должен получиться трек в виде файла формата GPX, KML или PLT, который надо прислать мне на почту. Можно разместить на gpsies.com и прислать ссылку. В крайнем случае, если уж совсем ничего не получается, нарисовать в Яндекс.Картах и прислать ссылку.
  4. Посчитать набор высоты на треке, нарисовать высотный профиль. Удобно для этого воспользоваться программой Google.Earth.
  5. Найти интересные места поблизости. Клёво, когда в походе есть возможность заехать посмотреть чего-нибудь интересное. Это может быть водопад, видовая точка, пещерный монастырь или просто красивое место. Найдите такие места в окрестностях вашего трека!
  6. Рассказать о результатах на следующей лекции. Почему эта дорожка, а не соседняя. Проезжабелен ли маршрут в дождь, какие потенциально могут быть проблемы. Где есть магазины, удобные места для ночевки, родники и т.п.

Теперь подробнее.

 

Вот картинки, которые я демонстрировал на лекции на эту тему:
Сперва речь идёт о времени:
5.5 часов = 5 часов 30 минут
0.5 часа * 60 минут в часе = 30 минут

5.2766 часов = ?
0.2766 часов * 60 минут в часе = 16.596 минут
0.596 минут * 60 секунд в минуте = 35.76 секунд
5.2766 часов = 5 часов 16 минут 35.76 секунд.

2 часа 44 минуты 57 секунд = ?
57 секунд / 60 секунд в минуте = 0.95 минут
44.95 минуты / 60 минут в часе = 0.7492 часа
2 часа 44 минуты 57 секунд = 2.7492 часа

Полная аналогия — с географическими координатами:
( ’ означает «угловая минута», ” означает «угловая секунда» )
N44.902461°
E34.690922°

0.902461° * 60 = 54.1477’
0.690922° * 60 = 41.4553’
0.1477’ * 60 = 8.86”
0.4553’ * 60 = 27.32”
N44.902461° = N44° 54’ 8.86”
E34.690922° = E34° 41’ 27.32”

N44° 54’ 8.86”
E34° 41’ 27.32”

8.86” /60 = 0.1477’
27.32” / 60 = 0.4553’
54.1477’ / 60 = 0.902461°
41.4553’ / 60 = 0.690922°
N44.902461°
E34.690922°

Для подготовки маршрута я предлагаю использовать следующий софт:
SAS.Планета
Google.Earth
OziExplorer

В SAS.Планете поэкспериментируйте с разными картами/снимками, но особое внимание стоит обратить на карту OSM/OpenCycleMap и снимки Гугла/Бинга/Яндекса (они все разные).

Для рисования высотного профиля и подсчёта набора высоты удобно использовать Google.Earth.
Как загрузить GPX файл в Google.Earth? Открыть в проводнике папку с файлом, перетянуть значок .gpx-файла на окно Google.Earth.

Кому не хватило бумажек с координатами (или если кто-то ушел раньше или вообще не смог прийти на лекцию) — обращайтесь, есть еще некоторый запас!

На вопросы, возникающие по заданию, отвечу в комментариях.

  • А маршрут должен быть все время с велосипедом или можно с радиалками, потому что посмотреть пещерные города например интересно, но не уверена, что стоит туда затаскивать вел?

    • Встречный вопрос: как в походе организовать радиалку? Кто-то, получается, должен остаться на целый день сторожить байки?

      • Как в обычном походе: кто-то уставший валяется на солнышке, готовит есть, отдыхает, охраняет палатки, а желающие ломятся в тяжелую радиалку. Нет, ну можно и тащить велики по пешеходным тропам, но это из дома не поймешь. надо по факту смотреть

        • К тому же это от района зависит: в Крыму да, много халявщиков и ассоциальных элементов, от которых надо охранять имущество, а на Кольском можно спокойно оставлять вещи, закинуть велы в палатку, скрепить их между собой все…

          • Ярослава, в корень зришь!
            Вот именно по этой причине я предпочитаю ходить только туда, где человек человеку друг. Благо такие места пока еще сохранились…

  • А интересные места — это надо на карте поставить точку, а потом отдельно текстом написать: точка 1 — пещера, поднимаемся пешком без вела, интересна потому-то?

  • Так, вопрос №1 — в каком датуме представлены эти координаты?

  • Да это уж так, в порядке ворчания.

  • Так, Вопрос № 2 — Насколько при прокладке маршрута следует руководствоваться ПДД? то есть что делать, если по пути следования попадется дорога с односторонним движением или круговой перекресток? Едем, как все нормальные велосипедисты, по тротуару-обочине? Или делаем крюк в соответствие с ПДД?

    Вопрос №3 — Насколько группа проходимческая? (там при виде брода по пояс морская болезнь ни у кого не начнется?)

    • 2. А как ты в походе поедешь?
      Очевидно, что одностороннего движения лучше избегать, и круговые перекрёстки лучше проезжать корректно. Насколько актуально такие мелочи прорисовывать в треке — вопрос отдельный.
      Кстати совсем не факт, что такие штуки следует рисовать руками. В SAS.Планета есть замечательная функция авто-рисования трека по нескольким заданным точкам. Чтобы её задействовать надо нарисовать трек из нескольких точек и затем в панели управления (всплывающая которая) нажать кнопочку «Проложить маршрут». Рекомендую! Штука экономит массу времени.

      3. Ээээ…. где ты в районе твоих координат нашел брод по пояс? Поделись, мы там маршрут проложим 🙂
      Желательно, конечно, чтобы маршрут проезжался. Не везде это возможно, если будет немножко пешки — не беда. Опять же, считай, что делаешь маршрут для своего собственного похода, как тебе самому будет удобно.

      • 2. Как поеду — по обстановке.
        Знаю. Аналогичная функция есть и в других программах.
        3. Для моего похода в Крым… Понимаете, Сергей, этот регион, (как и Кавказ), меня абсолютно, решительно и бесповоротно не интересует. Один раз я туда сходил, и больше не хочу. Безликие и заплеванные какие-то горы, по сравнению с многими другими, где довелось побывать. Извините, если мое мироощущение не совпадает с Вашим.
        Трек и точки отправил на почту. Но сам в Крым — ни ногой — есть идеи поинтереснее.

  • А можно мне тоже получить координаты?

  • Zidar, а комменты к выполненным ДЗ будут?

  • а вот если я нарисовала маршрут в сас планета и хочу выложить в свой отчет это картинкой, как это можно сделать? и еще, в сас планете при планировании маршрута расстояния считаются как на плоскости? а если это горный маршрут, к примеру Хибины, то дневное расстояние каждый раз умножать на 1,3?

    • Не нужно маршрут вкладывать в отчёт картинкой, это прошлый век. Правильно сделать так: сохранить трек в формате kml или gpx, загрузить на gpsies.com (нужно зарегистрироваться), вставить в отчёт код для вставки интерактивной карты. Так пользователи, читающие отчет, смогут не только в деталях рассмотреть трек на разных картах, но и скачать его себе в удобном для себя формате.
      Если же тем не менее все-таки хочется получить именно картинку, то там есть функция экспорта выделенного фрагмента карты, нужно указать тип карты, её масштаб и опцию, наложить ли поверх треки с точками.

      Расстояния, мне кажется, считаются по-разному, где как: где-то по проекции отрезков трека на поверхность геоида, где-то учитывая разность высот между точками трека. Но это всё ерунда, разница выходит несущественной. На коэффициент (то, что ты приняла равным 1.3) умножают для того, чтобы скорректировать извилистость дороги. Грубо говоря если линейкой или курвиметром измерить длину дороги на карте и сравнить её с длиной реально записанного трека (с хорошей детализацией), то трек будет как раз в эти 1.1-1.5 раза длиннее. Тут речь вовсе не идет о разностях высот. Суть же в том, что в горах дороги чаще чем на равнине бывают сильно извилистыми.

      • >> в горах дороги чаще чем на равнине бывают сильно извилистыми.
        Да вы в Мещере не были ни разу? Вот уж где дороги петлючие! Равнина-то разная бывает. В любой болотистой местности дороги петляют, как… пьяные гадюки. В горах жутко петляют только автомобильные дороги (где серпантины), а тропы (конные, звериные) — значительно меньше.

      • В САСе вообще туго с высотой. Если в него залить трек с высотой точек, а потом выгрузить — информация про высоту теряется

      • чтобы получить картинку: операции с выделенной областью? вкладка экспорт? там нет формата jpg или похожего

        • Под рукой SAS.Планеты нет, но экспорт в формат Ozi создаёт картинку и файл привязки для Ozi Explorer.
          Картинку можно разукрасить в любимом граф.редакторе (если не обрезать и не масштабировать), и по-прежнему открыть в Ozi.

        • «Операции с выделенной областью» (в панели управления 2-я кнопка слева), вкладка «Склеить», «результирующий формат» поставить в «jpeg», масштаб по вкусу, накладываемый слой по вкусу (например, отмывка рельефа), галочку «накладывать отображаемые метки» поставить.
          Убедиться, что количество тайлов не превышает, скажем, 10000, а то выйдет огромная простыня.
          Если предполагается сформированное изображение открывать в Ozi, формат стоит поставить ECW (его Ozi понимает) и ткнуть галочку «.map» в пункте «Создавать файл привязки».

          Прежде чем создавать картинку стоит убедиться, что все нужные тайлы выкачаны. 4-я слева кнопка в панели управления, выбрать интересующий масштаб (например z14), посмотреть какие тайлы ответились затемнением.
          Можно выкачать тайлы заданного масштаба для выделенного фрагмента местности одним скопом. «Операции с выделенной областью», вкладка «Загрузить», выбрать тип карты и масштаб. Не нужно грузить лишнего, т.к. это сильно нагружает картографические сервера, да и просто забанить могут.

          • ох, проще в фотошопе по карте инструментом карандаш рисовать маршрут:)

            • Не проще. В SAS.Планета есть автопрокладка трека по дорогам. Это экономит просто какое-то гигантское количество времени!

              Но мне непонятно, зачем рисовать трек в фотошопе.
              Трек нужен или до похода, и тогда его предполагается залить в навигатор, и фотошоп тут не поможет ну никак! Или после похода, но тогда логично фактический трек слить из навигатора и выложить. Фотошоп в любом случае мимо кассы.

            • Ярослава, вот тут ты заблуждаешься.

              всякий инструмент предназначен для выполнения определенных функций.
              ТОпором можно выкопать яму, только лопатой получится лучше и быстрее.

              Фотошоп — это редактор фотографий, картинок и коллажей. Любая топокарта — это, в сущности, картинка, только для работы с карто удобнее использовать картографмческие и ГИС-программы.

    • Кстати да, про эту особенность я забыл сказать на лекции.

      Коэффициент 1.2 (откуда 1.3? В рекомендациях везде я видел 1.1 — 1.2, берут, конечно же, побольше — из жадности) появился из-за неточностей при измерении всех изгибов дороги по карте.
      Влияние рельефа очень незначительное, максимум 1-2%. Проверял я это, кстати, на треке горного похода 2 к.с., на велосипеде будет ещё меньше.
      Желающие могут посчитать самостоятельно, вспомнив Пифагора (что-то там про квадрат гипотенузы и квадраты катетов).

      • так все-таки, в отчете пишут километраж по карте или километраж с учетом этого несчастного коэффициента?

        • В отчете километраж по велокомпьютеру или по треку, т.е. фактическое количество пройденных километров. При измерении по карте расстояние получается меньше фактического на тот самый коэффициент.

          • а если пешком и в навигаторе сели батарейки на радиалке(запасной комплект остался в лагере), то все-равно потом километраж придется считать по карте и умножать на коэффициент,а еще если радиалка с возвращением по тому же маршруту или просто кусок маршрута повторяется, то считается в 1 конец расстояние для отчета, так что по карте удобнее получается считать

            • Тебе удобнее? — пожалуйста, считай по карте 🙂 Не забудь определить набор высоты, аккуратно подсчитав пересеченные горизонтали. 🙂 Конечно же, это быстрее и проще, чем доверить работу компьютеру.

              Вон, некоторым вообще ездить до сих пор «удобнее» по бумажной карте с компасом 🙂

              Я просто предлагаю решение задачи, существенно упрощенное за счет уместного применения современных технологий. Просто нужно один раз научиться, и потом к фотошопу даже возвращаться не захочется, настолько всё быстро и удобно будет получаться.

              • В чем согласен с Сергеем — если есть возможность автоматизировать процесс — надо этой возможностью пользоваться.

                В чем не согласен — Идти в поход (во всяком случае, по ненаселенной местности) с одним навигатором, без бумажной карты и компаса — я бы побоялся. Вот сломается ГПС в походе (разобъется, утонет, батарейки сядут) — и что делать?

                Да и рассматривать бумажную карту на листе А4-А5 удобнее, чем маленький экранчик. Навигатор — это хорошая штука, но вот бумажной карты с компасом и часами он ни в коем случае не заменяет.

        • Не забывайте еще и такой момент. Полицилиндрическая проекция Гаусса, используемая в отечественных топокартах, относится к классу равноугольных. То есть, в переводе на русский язык, она без искажений передает только угловые величины. А расстояния (и площади) — увы, изображаются с некоторыми искажениями. К счастью, требования к точности вычисления расстояний, в туристических походах, не особо высокие, так что самого обычного курвиметра вполне достаточно.

          Если совсем быть честным, то все эти коэффициенты — это от лукавого. Но для отчета, чтобы категорию поднакрутить — прием весьма полезный. Кстати, коэффициент зависит еще и от масштаба карты. Чем мельче карта — тем больше поправка. А по обзорным картам миллионного масштаба расстояния измерять вообще надо с осторожностью — там проекция малость другая, и точность определения расстояний будет вообще не пойми какой.

          Из туристического навигатора измерительный прибор тоже весьма хреновый получается. Попробуйте с включенным ГПС как нибудь пройти по одному и тому же маршруту пешком, и проехать на велосипеде, а потом сравните длины треков. Разницу — сами увидите. Повторите замеры несколько раз — убедитесь, что «пешая» версия трека всегда будет длиннее «велосипедной».

          Еще один эксперимент: останавливаясь, например, на обед, сбросить показания навигатора и повесть его на дерево (не выключая) Через пару часов посмотреть на счетчик пути. Тоже будете удивлены весьма ненулевыми показаниями (а прибор был неподвижен!)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*