Вводная лекция
История развития велотуризма
С чего начинался велотуризм?
С чего все начинается? Правильно, с самого начала! Логично предположить, что велотуризм начался с изобретения велосипеда. По одной из версий велосипед был впервые изобретен крепостным крестьянином Алексеем Михайловичем Артамоновым, кузнецом села Верхотурье (ныне город в Свердловской области). Кузнец Артамонов не только придумал и изготовил первый велосипед, но и смог добраться на нем в Москву, дабы представить свое творение на коронации царя Александра I. Это путешествие и стало первым в мире велопробегом, а дата 15 сентября 1801 года и считается “днем рождения” велосипеда.
К сожалению, многие хорошие изобретения в нашей стране принято укладывать в «долгий ящик» и именно эта судьба постигла велосипед. О велосипеде стали вспоминать только почти через 100лет после его изобретения. Образованные и состоятельные россияне стали приобретать велосипеды в странах Западной Европы (преимущественно во Франции). 4 марта 1895 года в Санкт Петербурге был создан Русский Туринг-Клуб, который стал первым в России обществом путешественников. Именно велосипедисты создали это общество. Члены общества занимались организацией велосипедных экскурсий, составлением схем и карт дорог, привлечением новых участников. Общество быстро росло, и к началу XX века его численность превышала 3000 человек.
Член Русского Туринг-Клуба Онисим Петрович Панкратов в 1911-1913гг. совершил первое в мире кругосветное велопутешествие. Его маршрут начался в Китайском городе Харбин, пролегал через Западную Сибирь, Урал, центральную Россию в Петербург. Из Петербурга его путь лежал на Балканы далее во Францию, Великобританию, США, Японию. Финишировал О.П. Панкратов 28 июля 1913 года в Китае в г. Харбин.
Во время событий Великой Октябрьской Социалистической Революции и Гражданской Войны общество Русский Туринг-Клуб закрыто не было, однако туризмом в те годы никто не занимался. В СССР получил широкое развитие Альпинизм и Горный Туризм. Эти виды спорта и туризма были признаны военно-прикладными и пользовались поддержкой со стороны государства. Велосипед был массовым транспортом, однако сведений о значительных велопоходах 1918-1950ых не сохранилось.
Туризмом в СССР активно занимались студенческие организации. Велосипедный туризм начинал постепенно возрождаться лишь в 1960ых годах на базе ВУЗовских туристических секций. Наиболее массовое и сильное велотуристское общество тогда было в Волгограде.
История нашего клуба
В начале 1980ых в МВТУ им Баумана появилась велосипедная секция при Турклубе. Ее рассвет пришелся на 1985-1990ые и связан с именем тренера Горшкова А.Г. Этот человек долгое время был тренером в ТК МГТУ и под его руководством в 1985 – 1990 гг. секция велотуризма достигла своего расцвета. Ежегодно совершалось большое количество походов, в том числе и высококатегорийных. Велотуристами из ТК МГТУ были посещены многие уголки СССР. Но в 1992 г. Горшков А. Г. перешел на работу в другой ВУЗ, а костяк команды не смог вести школу велосипедного туризма. С 1992 по 1998 год секция велотуризма в ТК МГТУ отсутствовала.
Возрождение секции велотуризма связано с именами трех человек. Это Хомкалов Сергей, Дещеревский Илья и Фефелов Александр. Хомкалов С. и Дещеревский И. были выпускниками одной из последних старых школ велотуризма, а Фефелов А. член раменской команды велотуристов. Идея возродить школу велосипедного туризма родилась у этой тройки после совместного похода по Кольскому полуострову в 1997 году. С тех пор весенняя школа велотуризма проводится ежегодно. Долгое время школой велотуризма и Велоклубом руководил Исаков Леонид.
Конец 1990ых ознаменован не только возрождением секции велотуризма, но и массовым переходом на горные велосипеды. Это способствовало перемене стиля велопоходов от преимущественно дорожного к более бездорожному.
Постепенно велосипедисты МГТУ им. Баумана увлекаются не только походами, но и участием в соревнованиях различного рода. В 2003 году происходит формальное отделение секции Велотуризма от ТК МГТУ и образование Велоклуба 3х9. Название Велоклуба происходит от самой современной на тот момент формулы трансмиссии для горного велосипеда – три ведущие звездочки и девять ведомых. Новое название ввел Алексей Пичугин – ныне сильнейший среди гонщиков-любителей Кросс Кантри.
Основные достижения Велоклуба 3×9.
Самые сильные походы
- 2001 г. Алтай-Тыва — Исаков Леонид
- 2002 г. Тянь-Шань — Исаков Леонид
- 2009 г. Тянь-Шань-Памир-Фаны — Фефелов Александр
- 2011 г. Китай Фефелов Александр.
Самые массовые походы!
- 2005 г. Кавказ в мае — 36 человек
- 2005 г. Байкал летом — 20 человек
- 2008 г. Алтай летом — 39 человек
Самые успешные гонки!
- 2006г. Ред Байк 24ч. — микст 4 человека — 1 место и 3 место
- 2007 г. Боярка 24ч. — 4ка: Зогр, Коляскин, Рамос, Диего – 2ое место
- 2008 г. Боярка 24ч. — соло: Фефелов Александр — 2ое место
- 2009 г. Боярка 24ч. — соло: Дещеревский Илья – 5ое место
- 2011 г. Боярка 24ч. — соло: Глушков Кирилл – 3ее место
Особенности велотуризма в 3х9
- С целью обеспечения безопасности все походы 3х9 заявляются в МКК (Маршрутно-Квалификационной Комиссии).
- Все походы 3х9 проводятся руководителями, которые имеют соответствующий походный опыт.
- Мы придерживаемся общетуристских правил повышения категории сложности, согласно которым разрешается набирать в группу туристов для похода IIк.с. не более 30% участников не имеющих опыта 1к.с., для похода IIIк.с. не более 30% участников не имеющих опыта IIк.с. Начиная с походов IVк.с. запрещается набирать в группу участников с опытом ниже IIIк.с.
- . Мы стараемся ходить в походы в спортивном стиле!
- Четкая организация на маршруте и в лагере
- Быстрый темп передвижения: быстрее едешь – значит, больше видишь!
- Мы стараемся строить маршрут так, чтобы минимизировать пешие участки.
- Мы иногда делаем пешие радиальные выходы (туда, где легче и логичнее попасть без велосипеда)
Почему велотуризм – самый лучший!
Безусловно, заядлый Горник будет цитировать В.Высоцкого: «лучше гор могут быть только горы, на которых еще не бывал», пешеходные туристы будут говорить, что нет ничего лучше продолжительных таежных маршрутов, поклонники водного туризма будут рассказывать о том, что нет ничего увлекательнее, чем сплав по горным рекам со множеством порогов, а спелеологи поведают вам об увлекательности неизведанного мира пещер! Все они будут по-своему правы, каждый вид туризма по своему увлекателен и неповторим.
Однако все эти виды туризма привязаны определенным районам. Так горный туризм привязан к горным системам, водный привязан к рекам, спелео-туризм привязан к пещерам. Пешеходный и лыжный туризм, казалось бы ни к чему не привязан, однако для преодоления значительных расстояний пешком требуется много времени, а для лыжного туризма еще необходимо наличие снега.
Лишь только велотуризм дает практически полную свободу! В чем же секрет этой свободы? А секрет прост: велосипед – это транспортное средство, которое позволяет относительно быстро покрывать значительные расстояния, не теряя при этом чувства единения с природой. При желании, велосипед позволит вам проснуться утром в субтропиках на берегу моря, а встать на следующую ночевку неподалеку от высокогорных снежников! Или же вы можете наслаждаться природой в тихом отдаленном уголке, а на следующий день переместиться в центр цивилизации и наслаждаться памятниками культурного и исторического наследия. Безусловно,велосипед значительно проигрывает в скорости мотоциклу и автомобилю, но даже самый дорогой внедорожник никогда не позволит вам почувствовать единение человека и природы. В авто и мототуризме человек преодолевает препятствия с помощью техники, тогда как в велотуризме техника уходит на второй план. Для велопутешествий достаточно лишь тропы, по которой может проехать велосипед, тогда как для путешествий на внедорожниках необходимы пусть плохие, но дороги! «Эндуро мотоцикл проедет везде, где проедет велосипед, причем в разы быстрее!» — скажут мотоциклисты, однако же, в случае поломки или в тех случаях, когда дальше на мотоцикле проехать невозможно мототуристы вынуждены тащить 150кг железа на двух колесах, а велотурист только 15кг! «Пешеход может без труда пройти там, где велосипедисту и не снилось!» — возразят пешие туристы, однако же ничего не мешает велотурсту спешиться и перевезти велосипед, если это становится необходимым. Кроме всего прочего, велотуристы, как правило, лишены необходимости переносить тяжелый рюкзак на спине.
На схеме приведен маршрут комбинированного горно-велосипедного похода. Одна и та же группа туристов сначала поднималась в горы на велосипедах, затем проходила кольцевой горный маршрут так, как это обычно делают Горники, а затем продолжила велосипедный маршрут. Красные участки маршрута пройдены на велосипеде, а синие – пешком. Не трудно убедиться в том, что самая длинная часть маршрута пройдена на велосипеде, а самые труднодоступные участки – пешком.
Основные направления деятельности Велоклуба 3х9
- Спортивные велосипедные походы. Это самое массовое и популярное направление деятельности Велоклуба 3х9. Пожалуй нет ни одного члена Велоклуба, который хоть раз бы не побывал в велопоходе.
- Приключенческие велогонки. Мы регулярно участвуем в таких мероприятиях как Bike-off-Road, Fox Trail, Bike Adventure и других. Кроме того, Велоклуб 3х9 ежегодно проводит Звездную Гонку
- Велогонки и марафоны кросс-кантри. В Велоклубе 3х9 активно развивается спортивное направление. Наши спортсмены участвуют в любительских соревнованиях по Кросс Кантри. Кроме того, многие из этих людей а зимний период принимают участие в лыжных гонках.
- Соревнования по технике велотуризма (ТВТ). В Велоклубе есть люди, которые наряду с велопоходами специализируются также в участии в соревнованиях по ТВТ. Клуб проводит соревнования «Зимний Триал», проводит соревнования по фигурному вождению велосипеда.
- Шоссейное направление. Некоторые члены Велоклуба кроме горных велосипедов приобрели еще и шоссейные. Они участвуют в бреветах, шоссейных велогонках, походах на шоссейных велосипедах. Справедливости ради стоит упомянуть, что в бреветах участвуют не только наши шоссейники, но и обладатели горных велосипедов.
- Творчество. Это своеобразное около-велосипедное направление деятельности Велоклуба! Многие из нас увлекаются фотографией, некоторые даже профессионально. Среди членов Велоклуба есть несколько гитаристов, есть художники-любители. Увлечение велосипедом помогает их творчеству, и наоборот, творчество способствует их велосипедным путешествиям. Ежегодно Велоклуб проводит Видеовечер, на котором показываются фильмы и видеоролики о совершенных за прошедший год походах. В рамках Видеовечера проводится Фотоконкурс «Я и мой Велосипед».