Выбор велосипеда
Какой велосипед лучше выбрать для походов?
Под велосипедными походами люди понимают разные вещи. Для кого-то велотуризм — это 1-2-дневные покатушки по Подмосковью. Другие считают туризмом цивильные путешествия по европейским достопримечательностям (с ночевками в отелях). Третьим подавай экспедиции по высокогорным пустыням длинной в пару-тройку месяцев. Список можно продолжать бесконечно.
Для каждого из этих случаев вопрос оптимального подбора велосипеда решается по-своему.
Постановка задачи
В этой статье речь идёт о выборе велосипеда для участия в велопоходах невысокой категории сложности. Движение предполагается по дорогам с плотным покрытием (асфальт/грунт), тропам, бездорожью, в любую погоду и любое время года. Также такой велосипед будет хорошо подходить для каждодневного катания.
Какие основные факторы нужно учитывать при выборе велосипеда?
- Надежность
Если что-то сломается посереди леса вдали от цивилизации, и поломку невозможно будет устранить на месте, это чревато значительной потерей времени (вплоть до вычёркивания нескольких дней маршрута для всей группы). Все компоненты велосипеда должны быть достаточно надежны для того, чтобы дожить до конца похода. - Удобство
Велосипед должен быть достаточно удобным, чтобы комфортно и эффективно передвигаться на нем (также не забываем про груз) 5-10 часов подряд, много дней кряду. - Вес
Как и любое другое походное снаряжение, велосипед должен быть легким. Смысла таскать на себе лишние килограммы, превращая любование природой в силовую тренировку, нет никакого. - Цена
Бывает, что в походе велосипед эксплуатируется весьма жестоко. Специальные дорогущие гоночные компоненты гробить подобным образом жалко и, вообще говоря, бессмысленно: при наличии рюкзака вы не почувствуете замены одного компонента на такой же, но на 10 грамм легче. Поберегите гоночные железки для гонок.К сожалению, c дешевым велосипедом всё еще несколько грустнее. Сразу же возникает вопрос с надежностью, да и с остальными пунктами дело тоже обстоит неважно. Хороший велосипед дешевым не бывает. - Цвет 🙂
Катание должно приносить радость! Велосипед, который нравится, едет быстрее 🙂
Как правильно купить велосипед?
Сколько стоит?
Вам понадобятся:
- Велосипед — 15000 — 50000 р.
- Багажник — 1000 р.
- Велосипедный шлем — 1500 — 3000 р.
- 1-2 запасные камеры, насос — 500 — 1500 р.
- Универсальный ключ (он же набор 6-гранников) — 500 р.
Также, спустя некоторое время, рекомендую озаботиться покупкой следующего снаряжения:
- Перчатки с короткими пальцами — 1000 р.
- Крылья — 1500 р.
- Задний красный маячок — 300 р.
- Запасные тормозные колодки (2 пары) — 400 — 1000 р.
- Запасной петух — 500 р.
- Специализированная велоодежда — от 4000 р.
- Контактные педали и контактные ботинки — от 3000 р.
А чего так дорого?
Действительно, в магазинах продается масса «изделий» стоимостью до 10000 р., внешне похожих на велосипеды. Их так знающие люди и называют: «макет велосипеда». Для целей велотуризма эти изделия непригодны.
Велосипеды стоимость от 10000 до 20000 ограниченно пригодны для того, чтобы начать кататься и пройти первый поход. Но будьте готовы такой велосипед часто настраивать, чинить и в конце концов через пол года продать и купить себе, наконец, нормальную технику.
Как правильно выбрать?
Прежде всего, велосипед должен подходить по ростовке.
Важно, чтобы велосипед был легким. Если колеблетесь между двумя вариантами, выбирайте тот, что легче.
Уровень обвеса может быть любым. Конечно, чем выше тем лучше, но пусть лучше он будет сбалансированным. Хитрые производители часто ставят задний переключатель одной из высших групп (на него покупатели обычно смотрят первым), но при том совершенно без угрызений совести весь остальной обвес соответствует уровню «макетов велосипеда» из супермаркета.
На что еще обращать внимание?
- Это должен быть хардтейл или ригид. Т.е. велосипед с амортизационной вилкой (или с жесткой в случае ригида) и обязательно без заднего амортизатора.
- Рама должна быть алюминиевой. Причем неважно какой именно сплав.
- У рамы должен быть сменный петух (держатель заднего переключателя)
- На раме должны быть места для крепления багажника. Как снизу, так и сверху. Если их нет, вопрос, конечно, решается, но это весьма заморочно и получается не очень-то надежно.
- Количество звезд в кассете (блок звезд на заднем колесе) — 8, 9 или 10. Ни в коем случае не 7 или меньше!
- Тормоза… могут быть любыми.
- Педали не должны быть пластиковыми.
Подробнее про классификацию велосипедов Подробнее про сёдла
Вот как должен выглядеть оптимальный велосипед для велотуризма:
Как покупать?
Самое лучший вариант — попросить знакомого «в теме» составить вам компанию в походе по веломагазинам. В первую очередь нужно определиться с бюджетом, моделью и ростовкой (и наличием нужного велосипеда в магазине, что часто может быть проблемой).
Есть резон поискать выбранную модель/цвет/ростовку в других магазинах, в т.ч. интернет-магазинах, так можно сэкономить.
Б/у велосипеды
Покупка подержанного велосипеда — это действительно шанс неплохо сэкономить. Но для того, чтобы купить то что надо, и в адекватном уплаченной сумме состоянии, нужно хорошо разбираться в теме. Однако будьте готовы к тому, что часть ресурса компонентов уже израсходована и вскоре потребует замены.
Также учитывайте, что новый велосипед, даже самый дешевый, имеет хоть какой-то запас надежности. Он вряд ли развалится на первом же километре. А вот с б/у велосипедом могут быть всякие неожиданности, незаметные на первый взгляд. Начиная с трещин в раме/вилке и заканчивая вконец изношенными элементами трансмиссии.
Подержанный велосипед можно покупать только в том случае, если есть полное понимание, чего с ним дальше делать.
Особенности женских велосипедов
Широко распространено заблуждение, что женские велосипеды — с низкой рамой. Оно произрастает еще с тех времен, когда женщины ездили на велосипеде в юбке. С тех пор много поменялось.
На самом деле отличия женского велосипеда от велосипеда вообще (читай «мужского») заключаются в основном в дизайне. Когда рисунок на раме, седле и других компонентах подчеркивает женственность обладательницы велосипеда, это красиво.
Многие производители выпускают «специальные» женские велосипеды, но это не более чем маркетинг. Объективных причин к этому, кроме другого дизайна и домыслов маркетологов, нет.
Более того, сильно заниженная верхняя труба приводит к снижению жесткости рамы на скручивание, что в целом негативно сказывается на ходовых характеристиках велосипеда.
На картинке — велосипед из специальной «женской» серии Cube WLS.
Показательно, что такой продвинутый производитель велосипедов как Giant не имеет в своей линейке разделения на мужские и женские велосипеды.
Аксессуары
Прежде всего, есть два способа перевозки груза на велосипеде. Первый — с использованием велорюкзака типа «штаны», который устанавливается на багажник и особым образом свисает с боков. Весь груз упаковывается в «штаны», спина остаётся свободна. Этот способ удобнее в том случае, если передвигаться в походе предполагается скорее по хорошим дорогам или если есть необходимость везти ОЧЕНЬ много груза (например запас еды в экспедицию на месяц и более).
Второй способ подразумевает распределение груза по велосипеду, часть груза уходит в легкий заплечный рюкзак. На велосипеде груз может крепиться на багажнике (вещи привязаны сверху, закрыты накидкой; багажник часто бывает консольным), во внутрирамной сумке, в подседельной сумке, в нарульной сумке. Вариантов очень много, в каждом случае вопрос решается индивидуально. Этот способ хорош там, где дороги очень плохие или отсутствуют: переносить легкий велосипед через препятствия гораздо легче. Опять же, с распределением груза по велосипеду управляемость страдает не так сильно как в случае велоштанов.
Багажник
Багажники бывают классические (с опорой на перья рамы) и консольные (с креплением на подседельник).
Классический багажник используется в паре с велорюкзаком типа «штаны». Основной материал, из которого делают багажники — алюминий. Есть еще варианты титана и стали, но они менее распространены.
Для того, чтобы «штанины» велорюкзака не попадали в колесо, задняя стойка багажника делается сильно изогнутой.
Возможно возникновение проблем с одновременной установкой багажника и дискового тормоза: стойка багажника, в зависимости от конструкции рамы, может проходить как раз в том месте, где располагается тормоз. При этом в случае гидравлики, в силу более компактной конструкции тормоза, эта проблема встречается реже, нежели в случае механики.
Багажники как правило разрушаются в том месте, где внизу сходятся все три стойки. Это самое нагруженное место, дополнительно ослабленное сваркой. Балбесы китайцы в погоне за низкой ценой производства еще любят в этом узле чего-нибудь намудрить (не говоря уже об дешевом отстойном металле), за счет чего прочность еще больше снижается.
Правильный багажник выдерживает 20 и более килограмм нагрузки. Но это правильный, каких еще нужно поискать. Из более-менее приличного можно порекомендовать присмотреться к багажникам Topeak.
К сожалению, классические багажники весьма тяжелые. 1 кг — вполне себе среднестатистический вес прочной конструкции. 🙁
Второй тип багажников, консольные, используются для крепления вещей без использования «велоштанов». Из-за того, что консольник крепится к подседельному штырю, вес груза ограничен прочностью подседельника/рамы. В зависимости от конструкции, можно нагрузить от 3 до 15 кг.
В случае двухподвеса консольный багажник — это единственный доступный вариант. Классический багажник на двухподвес не установить по причине подвижных задних перьев рамы.
Консольные багажники делают из алюминия и титана. Алюминиевые дешевле, титановые прочнее и легче.
Велорюкзак
Велорюкзак типа «штаны» бывает монообъемным или секционным. В первом случае внутреннее пространство рюкзака единое, вес рюкзака меньше и вещей внутрь влезает в среднем больше. Во втором случае каждая из «штанин» и верхняя часть — это три отдельных отсека. Плюс такой конструкции в том, что части рюкзака можно использовать отдельно друг от друга, например «только левую штанину» или «без верха». Но в минусе вес и несовместимость с громоздкими вещами вроде палаток.
При выборе «велоштанов» важно уделить внимание литражу рюкзака и способу его крепления на багажник. Часто бывает, что люди покупают велоштаны «с запасом», литров на 80-100, после чего им сложно ограничиться в количестве вещей, которые они берут в поход. В результате груженые велосипеды становятся совершенно нереального веса, малосовместимого с перетаскиванием их по сложным участкам маршрута. Оптимальнее остановиться на 50-60 литрах, а при необходимости размещения дополнительного груза воспользоваться внутрирамной сумкой и подобными альтернативами.
В случае заплечного рюкзака хорошо зарекомендовали себя рюкзаки Deuter, Salewa «с сеткой» на спине. Это и реально работающая вентиляция спины, и нетребовательность к качеству укладки рюкзака. Но помните о том, что везти на спине более 12 кг (для девушек 10 кг) становится сильно некомфортно, соответственно заплечник объемом больше 40 литров (для девушек не более 30-35) будет излишним.
Шлем
Благодаря шлему ваша голова останется в целости и сохранности. И это не шутки, шлемы действительно пригождаются, в практике Клуба были случаи.
Правильно подобранный шлем удобно сидит на голове (размер в некоторых пределах можно настроить регулировкой сзади) и не болтается. Светлый шлем лучше чем темный: летом греется меньше.
Обратите внимание, чтобы передние отверстия были забраны сеточкой: так шансов поймать осу или другое жалящее насекомое меньше и не насыпется встречный мусор в лесу.
Дорогие шлемы выглядят круто, они легче и лучше сделаны. Но для целей велотуризма хватает и более простого варианта. Важнее, чтобы шлем просто были сидел удобно.
Козырёк — очень удобная вещь. Помимо защиты от солнца он поможет в дождь (капли не попадают в глаза), а также окажется незаменимым в лесу: им очень удобно отклонять тонкие ветки вверх без необходимости снимать руки с руля.
Очки
Очки абсолютно необходимы для защиты глаз. На большой скорости встретиться глазом даже с маленькой мошкой будет не очень приятно, тем более, от такой неожиданности можно потерять контроль над управлением велосипедом. В лесу очки защитят от попадания в глаза веток, а в непогоду- от капель воды и грязи с переднего колеса. Очки могут иметь набор сменных линз различной прозрачности (в зависимости от погоды). Покупать очки следует в правильных магазинах и известных марок, потому что подделки могут искажать вид, что приводит к усталости глаз, и пропускать ультрафиолет.
Камеры, насос
Камеры различаются по диаметру колеса, цене, весу и ширине.
Если стоит покрышка шириной 2.3″, а камера совместима с шириной 1.75-2.00″, то скорее всего она будет немножко периодически проскальзывать в колесе, особенно на не очень высоком давлении. Результат — непонятно откуда взявшиеся проколы и протёртости. Камера должна соответствовать ширине покрышки.
С весом всё просто: чем легче, тем дороже и, в целом, лучше. С единственным исключением, что сверхлегкие камеры весом менее 100 грамм как правило не очень долго держат давление, и их приходится довольно часто подкачивать. 130 грамм — рациональный оптимум.
На картинке — очень удачный вариант лёгких камер, Continental MTB Light.
Нипель у камер в горных велосипедах встречается двух стандартов: Шредер и Преста. Шредер — это стандартный автомобильный нипель. Преста — специальный велосипедный стандарт.
Если обода в колёсах велосипеда расчитаны под Престу, камера под Шредер туда не влезет (нипиль Шредера толще — но обода можно рассверлить). Верно отчасти и обратное: если поставить камеру под Престу в обод под Шредер, ехать, конечно, можно будет, но повышается вероятность повредить/срезать нипель краем отверстия в ободе. Для предотвращения этого существуют специальные пластиковые проставки.
Насосы бывают разных конструкций, наиболее популярны компактные насосы, одевающиеся прямо на нипель. Важно, чтобы насос поддерживал оба стандарта нипелей (даже если у вас какой-то один, насос может понадобиться товарищу).
Более удобны компактные насосы со шлангом. Преимущества над насосами без шланга в том, что при накачивании к нипелю не прикладываются усилия (и его тем самым нет шансов оторвать/повредить), и что можно упереть насос в землю и качать быстрее и эффективнее.
На картинке — хорошая модель насоса со шлангом, Topeak Mini Morph
6-гранники
Инструмент понадобится для настройки и регулировки велосипеда, для сборки-разборки при транспортировке. В принципе всё равно, какой инструмент использовать, лишь бы вес был поменьше, да качество металла было на высоте. И с металлом, и с весом обычно есть проблемы у самых дешевых 6-гранников. Хорошо, когда в наборе типа «ножик» есть крестовая и плоская отвёртки. А иногда даже выжимка цепи в него помещается.
Перчатки
Сложно сказать, что важнее для безопасности: шлем или велоперчатки. При падении человек инстинктивно выставляет руки вперед, конечно же ладонями вниз, и конечно же обдирает руки об асфальт или острые камни. Если это случается посреди маршрута, это может стать проблемой. Держаться за руль ободранными руками не то что больно, не всегда возможно!
Помимо дополнительной безопасности перчатки делают хват за руль комфортнее и надёжнее, особенно летом, в жару — потные руки могут просто выпустить руль при тряске.
В продаже можно найти много разных вариантов. Дорогие от дешевых отличаются в первую очередь качеством пошива (и тем, насколько скоро они развалятся). Очень удобно, когда есть дополнительные перемычки между мизинцем и безымянным пальцем, а также между указательным и средним пальцем — так перчатки в жару снимать гораздо удобнее.
Летние перчатки должны быть с обрезанными пальцами. Перчатки с полными пальцами предназначены для экстремальных дисциплин и дают лучшую защиту рук, но в них летом откровенно жарко. В холодное время же можно с успехом использовать обыкновенные перчатки из правильных спортивных материалов, «не вело».
Крылья
Крылья нужны не только для того, чтобы не запачкаться. Переднее крыло предназначено для того, чтобы капельки грязи не летели в лицо. Заднее — защищает от потока воды низ спины.
Несмотря на то, что крылья — это дополнительный килограмм веса, в ряде случаев их применение оправдано. Например, в осеннем походе по Карелии, где гарантированно будут дожди, где будет холодно и мерзко.
К сожалению, дешевые крылья толком не защищают от грязи, да и прочность у них такова, что они ломаются очень часто. К выбору крыльев нужно подходить с умом и лучше спросить совета знающего человека.