Хорошо спланированный экспромт к Калязину. (100 км велосипедная прогулко-разведка 17 мая 2015)
Накануне высокое начальство, (которое на небе сидит и циклонами управляет), похоже, обеспокоилось высокой пожарной опасностью в столичном регионе, и решило выполнить месячный план по осадкам за два дня. Поэтому первоначальным планам скатать на все выходные не суждено было сбыться. В субботу с утра до вечера лило, поливало, капало, моросило и хлестало, причем нещадно. Посмотришь за окно — никакого желания кататься не возникает. А посмотришь прогноз погоды — возникает желание повыть… И казалось, что такая погода будет надолго.
В общем, никого приглашать не стал, даже тех, кто на неделе высказал желание присоединиться. (Такой мокрый ПВД далеко не каждому в радость будет) А для себя решил скатать в одиночку, при любой погоде. (Ну, думаю, хрен с ним, с дождем. Возьму с собой комплект сухой одежды и обуви, оставлю в машине, а потом переоденусь и все. )
Решил скатать в мещеру. Точнее, в Шушмор. Поздно вечером позвонил Антон.
— Собираешься завтра куда?
— Хочется… Только погода-то какая нелетная… Я, наверное, завтра все таки скатаю, но в одиночку.
— Погода мерзкая, согласен. В общем, я тоже хочу завтра скатать, несмотря на погоду. Поехали вместе? Ты куда собрался?
— Поехали. Я хочу в Шушмор.
— Ну поехали в Шушмор.
В 5 утра проснулся. За окном — дождь, причем беспросветный. Энтузиазм начал испаряться… На всякий случай включил компьютер, посмотрел метеорадар… Оба-на! А на севере-то дождя нет! Уточняю по РП5. Точно, там будет явно суше. Значит, надо ехать не в мещеру, а в северном направлении. Тут как раз позвонил Антон. Он тоже посмотрел метеорологические сайты и предложил скатать в сторону Калязина. Ведь у нас там должок остался застарелый. Мы пару лет назад, в ноябре, сунулись в том направлении, хотели разведать немножко новых дорожек, но неудачно. Мы тогда катились по приятной лесной дорожке, которая заманила нас в чащобу, превратилась в кабанью тропу и растворилась в кустах. (на спутниковом снимке она была видна, хорошо прослеживалась по кронам деревьев, но ехать по ней не получалось, и даже катить велосипед было сложно — дорога была сильно заросшей и заваленной.) Вместо того, чтобы просто вернуться и попробовать найти правильное продолжение, мы решили проломиться по лесу до соседнего поля, и подсечь продолжение там — до поля было вроде как недалеко. Ох и наковырялись мы тогда в кустах, потеряли кучу времени, и никуда толком засветло не успели. Световой день в ноябре — не тот, что сейчас. Пришлось нам в результате вылезать на асфальт и быстро ехать назад по кратчайшему пути.
В общем, уже тогда было примерно понятно, где именно мы ошиблись, и где следовало продолжение этой дорожки поискать. Даже новая версия маршрута была нарисована. Но потом мы довольно долго в этот район и не ездили — все другие идеи возникали.
Вот про этот должок Антон и вспомнил. Мне тоже стало интересно. Так и получился эдакий хорошо спланированный экспромт.
Утро туманное, дождливое. Дождь не унимается. Охранник на выезде из гаража спросил:
— Вы что, совсем офонарели, на велосипеде в такую погоду?
Антон ждал меня на автобусной остановке на МКАДе. Погрузили велосипед на автомобиль, поехали. Прямо из машины Антон залез в интернет, на метеорадар, и остался доволен.
— В Загорске, говорят, дождя нет. А в Калязине вообще безоблачно.
— Что-то с трудом верится, отвечаю, подкручивая рукоятку печки.
Дождь льет, дворники снуют перед глазами.
Добрались до Загорска — о чудо! Дождь перестал, и впереди облачность явно повышается, в облаках появляются разрывы. Через полчаса, когда мы подъезжали к границе областей, уже выглянуло солнце, и стало явно веселее.
Доехали до Поречья, (того, которое в Калязинском районе Тверской области, находится на берегу великой и могучей Волжской Нерли), погрузили рюкзаки на велосипеды, устроили короткую фото-сессию на мосту, и поехали.
Сначала покатились по старой Калязинской дороге. Сейчас, после строительства автотрассы Р104, старая дорога потеряла свое значение, и представляет собой обычную лесную и полевую грунтовку.
Иногда на ней прослеживаются остатки старой брусчатки. (Поэтому на старой карте ГШ и на новой ГГЦ эта дорога обозначена как «с покрытием»)
Ехать по участкам с таким «покрытием» иногда неудобно — трясет. Но в таких местах, где трясет, рядом с дорогой есть колеи, ехать по которым намного приятнее.
Солнце светит вовсю, тепло. Через пару км я решил переодеться, поехал в шортах и футболке. Антон ограничился только тем, что снял теплую куртку. Тут я заметил, что забыл в машине телефон. Ну и ладно- никто не помешает и отвлекать не будет.
На дороге много луж, (видно, что вчера тут был сильный дождь), но песчаный грунт все впитывает — ехать комфортно. А самое главное — рыхлого песка нет.
Въехали в поселок Нерль, выпили кефиру из местного магазина, и покатили по афальту дальше, в сторону Пенье, и потом — уже по грейдеру, к Суже.
После Сужи было немножко лесной грунтовки,
а потом — дорога из бетонных плит к Дидерево. А дальше, до Нагорья — опять грунтовка.
Дорога идет по высокому берегу Нерли, заросшему соснами.
Но сейчас на берегу следы недавнего низового пожара — многие сосны обожжены, стоят с рыжей хвоей.
После Нагорья начинается «забавный» участок. Мы решили разведать прямую дорогу от Нагорья к поселку Сольба, чтобы не делать крюк по асфальту. Для начала поехали по дороге Нагорье-Коробово.
Хотели, не доезжая Коробово, свернуть на полевую дорогу и ехать на восток, но не тут-то было. Поле оказалось вспаханным, естественно, вместе с дорогой. Какое-то подобие дороги там уже начало появляться, (видимо, кто-то в этом направлении все таки ездит!), но после дождей по этому подобию дороги ехать нам не захотелось. Мы посмотрели карты, и решили продолжить путь в Коробово. Может там найдется что-нибудь подходящее, идущее в восточном направлении.
Что-нибудь более подходящее, естественно, нашлось. Даже ехать удавалось, хотя и не спеша. Судя по аллее из лип, эта дорога появилась далеко не вчера. Она дошла до леса, и… не исчезла, не растворилась, а продолжилась.
Местами поперек лежали стволы деревьев, но в общем и в целом ехать удавалось. Вот только шла эта дорога в полном противоречии со всеми имеющимися в наличии картами. Ни ОСМ, ни Навиком, ни ГГЦ про нее не знают и знать не хотят. На карте ГШ она нанесена с отклонением метров в пятьсот.
Тем не менее дорога выглядела довольно симпатично, вела нас явно в направлении к Гаврилково, и вывалилась на обозначенную на карте лесную дорогу в двух километрах от деревни. Ехать по этой, обозначенной на всех картах дороге, уже было уже не так удобно — она оказалась основательно разбита тракторами, и была довольно сырой. Ну да нам не впервой — где-то проехали, где-то прошли. Хорошо еще, комаров нет.
-Все карты врут! Эта фраза точно про район Нагорья. Карты и местность очень сильно отличаются. Судя по картам ГШ и ГГЦ, мы уже километр ехали по лугам. На самом деле вокруг стоял лес, причем стеной. Хотя, надо отдать карте должное, дорога была нанесена вполне адекватно, и вскоре привела нас в деревню. Вот там мы и поняли, где ошиблись в прошлый раз: Ошибка наша заключалась в том, что мы тогда поехали по самой накатанной дороге. Кто ж знал, что она через три километра вероломно растворится в кустах?
Ну теперь нас на мякине не проведешь.
После Гаврилково мы повернули на север, и дорога сразу стала вполне пригодной для комфортной езды на велосипеде. Остановились около ручья, и устроили обед: Сварили чай на горелке, передохнули.
Поехали дальше, вскоре выехали на асфальт недалеко от Сольбы и двинули в сторону Кудрино.
Ну там асфальт, который и в Африке асфальт, что про него рассказывать?
Следующий забавный участок ожидался после дер Даратники. Мы хотели разведать перелаз между Ярославской и Тверской областями, дополняющий перелаз между Старобислово и Петухово. Тот перелаз, конечно, всем хорош, только при движении с юга на север это крюк, километров пять.
На этот раз мы решили попробовать проехать в Старобислово через деревни Бережки и Павлово.
Первая неожиданность встретила на выезде из Даратников. Там был указатель на Бережки, но та дорога, на которую он указывал, дорогой можно было назвать с большой натяжкой. И ехать по ней на велосипедах нам не захотелось. Если подождать недели две, пока подсохнет, то на гусеничном тракторе можно было бы и рискнуть. А так — гиблое дело. Правильный поворот нашелся только через полкилометра. Никаких указателей не было, но и так все было понятно — рядом с дорогой кладбище, и поворот рядом с кладбищем. Вот как раз от кладбища к Бережкам идет вполне приличная дорога, по которой мы и поехали.
За Бережками дорога, как ни странно, не растворилась, а продолжилась в направлении к реке, и вывела к автомобильному мостику.
Мостик был довольно таки в ветхом состоянии, некоторые доски с краев подгнили и становиться на них было страшновато.
Но судя по всему, мостиком пользуются довольно часто — после мостика дорога продолжилась и была хорошо накатанной. Ну вот мы и поехали дальше.
Немножко плутанули в дер Павлово, (опять наступили на наши любимые грабли — поехали по самой накатанной колее именно в том месте, где этого не надо было делать). Дорога прошла через деревню, и через несколько сотен метров закончилась в кустах. Наученные прошлым опытом, мы решили вернуться в деревню и поехали по правильной дороге. Попутно уточнили возможность проезда у встреченного местного жителя.
— Да, есть там дорога. Я по ней на УАЗике езжу, но только не после дождей. Ну одно дело -УАЗик, другое — велосипед! Вы уж точно проедете.
Поехали. Дорога и правда оказалось довольно забавной, но на велосипеде практически везде проезжалась легко. Леса по сторонам были лиственными (береза, осина, ольха), но довольно симпатичными.
Правда, опять же, дорога шла не совсем так, как на ГШ карте (точнее, совсем не так). А на новенькой ГГЦ карте она вообще не была нанесена. (секретная дорога!) ОСМ овская карта отражает местность в том районе куда правильнее.
Километра через три выскочили на дорогу Старобислово-Збуйнево, и окружающие пейзажи сразу изменились. Березовые леса сменились молодыми сосновыми. А глинистая дорога стала песчаной.
Правда, если где начинает попадаться рыхлый песок, тут же появляется «дублер», по которому можно ехать на велосипеде и не вязнуть.
От Старобислово начался асфальт. Весьма приличного качества, и притом совершенно пустой. Правда, поначалу немножко донимал сильный встречный ветер. Но после Киселево дорога сменила направление, и вмордувинд сменился бакштагом. Скорость сразу возросла. Да еще и дорога как-то незаметно пошла под горку. До финиша оставалось совсем недалеко, в теле чувствовалась легкая и приятная мышечная усталость.
В начале десятого вечера (как раз к закату) выехали к автодороге Р104, в полукилометре от того места, где оставили машину. На счетчике — чуть больше 100 км. Антон нажал на педали и с ураганной скоростью (под гору и при попутном ветре) поехал. Так быстро, что не заметил место, где ему следовало бы остановиться, усвистел вперед и скрылся за горизонтом. То есть пошел на второй круг.
Ну я уж решил тут за ним не ехать. Не спеша погрузил на машину велосипед, переобулся. Нашел свой забытый телефон, позвонил всем, кто пытался дозвониться до меня в течение дня. Антона все нет. Я уж начал думать, что ему не хватило километража, и он решил до Посада своим ходом доехать (там еще под сотню получается). Как бы не пришлось ехать за ним и уже впотьмах догонять его на машине.
Не пришлось — Антон появился минут через 15.
— Не накатался?
— Это все попутный ветер! Я только за околицей Поречья понял, что слишком далеко уехал… А возвращаться пришлось в гору и при встречном ветре!
Передохнули, и не спеша поехали домой. На обратном пути опять стало капать…
Результаты: проехали чуть больше 100 км, жутко довольны. Все было бы совсем хорошо, но ноги и морда лица на солнце обгорели. (А те, кто оставались в Москве, потом не поверили — где ж вы солнце-то нашли, да еще в таком количестве, чтобы обгореть!)
Да вот где:
Комраниец Максим.
Фотографии — Антон Колотаев, Компаниец Максим