Безопасная езда и выживание велосипедиста в городе и на дороге.

Слагаемые безопасности

Вернее, множители — так как пренебрежение любой составляющей может обнулить шансы на удачное возвращение домой.

1) Исправная техника

Узлы, сильнее всего влияющие на безопасность велосипедиста:

  • Тормоза (в меру стертые колодки + запасные; если механика — состояние тросиков на обоих сторонах; если гидравлика — состояние магистралей; регулировка —  обеспечение усилия торможения; если ободные — проверка состояния обода и трения по покрышке).
  • Затяжка втулок — эксцентрики закрыты и как следует затянуты
  • Рулевая — все болты как следует затянуты.

Каждый раз выезжая на дорогу — надо контролировать состояние этих узлов!

Для безопасного катания еще надо иметь: запасную камеру и/или заплатки, насос, шестигранники.

2) Снаряга, защита и одежда

  • Перчатки
  • Шлем
  • Очки
  • Яркая одежда
  • Световое оборудование
  • Светоотражающие элементы на одежде, обуви и на рюкзаке
  • Удобная одежда

Если группа небольшая — полезно иметь минимальную аптечку — зеленка-карандаш, гигиенические салфетки, вода во фляжке, лейкопластырь.

3) Правила поведения на дороге

На нашей стороне — ПДД. Они описывают и права, и обязанности, и ограничения.

Велосипед  — такое же транспортное средство, как и машины и мотоциклы. В большинстве случаев велосипед — равноправный участник движения, но только при условии что велосипед едет по проезжей части или по велосипедной дорожке. Если велосипед едет по тротуару — он вторгается на территорию пешеходов. При любой аварии с велосипедистом на тротуаре — будь то сбитый пешеход или столкновение с машиной выезжающей из двора — виноват будет велосипедист. Так что ехать по тротуару можно — но при этом надо быть не менее внимательным, чем при движении по дороге. Особенно опасны выезды из дворов, арки в домах — оттуда может неожиданно выехать машина или выскочить спешащий пешеход.

При движении по проезжей части велосипед должен двигаться в крайнем правом ряду как можно ближе к обочине. Если рядом с дорогой идет велосипедная дорожка — велосипед должен двигаться по этой дорожке.

Если на улице есть полоса автобусного транспорта -велосипед должен двигаться по этой полосе как можно ближе к бордюру.

Проезд нерегулируемых перекрестков и примыканий дорог

При проезде перекрестков действуют те же правила, что и для машин: если мы едем по главной дорогенам должны уступать дорогу все транспортные средства; если мы едем по второстепенной — то должны уступать мы. Но при проезде перекрестка по главной дороге всегда надо помнить что:

  • Водители машин могут не увидеть велосипед из-за передних стоек
  • Водители часто недооценивают скорость велосипеда

Поэтому при проезде нерегулируемых перекресток даже по главной дороге — надо быть внимательным и при приближении машин — надо быть готовым экстренно затормозить или уклониться от столкновения. Очень полезно заранее оглянуться и понять, не догоняют ли нас попутные машины; в таком случае стоит просчитать — окажемся ли мы на перекресте одновременно с обгоняющей машиной или позже нее.

При проезде равнозначных перекрестков действует правило помехи справа: надо уступать дорогу тем, кто едет справа. Но если есть сомнения — лучше остановиться и показать водителю взмахами что мы его пропускаем.

Оповещение других водителей

Перед совершением любого маневра на дороге — надо обязательно оповестить других участников движения. При повороте направо или перестроении в правый ряд — это правая рука, вытянутая вправо; при перестроении налево или при повороте налево — это поднятая левая рука. Во избежание недопонимания другими водителями — рука при подаче сигнала должны быть как можно прямее. Подавать сигнал надо как достаточно заранее, при этом желательно предварительно оглянуться и убедиться что едущие сзади машины не заденут вытянутую левую руку, а перед перестроением — что водители поняли показанный маневр и уступают дорогу.

Проезд регулируемых перекрестков

  безопасность_ряд_направо_1  безопасность_ряд_направо_2

При приближении к светофору надо следить за разметкой и за знаками рядности. Если у светофора есть стрелка вправо – то надо

1) убедиться, что сзади не приближается автомобиль

2) показать рукой направление перестроения — налево

3) перестроиться  в ряд, которому разрешено движение прямо.

Если рядов на поворот больше одного – лучше спешиться и пересечь перекресток как пешеход.

Если безопасность_ряд_направо_3ряд на с движением «только направо» начинается перед перекрестком – то при движении прямо надо показать знак «перестроение налево». Иначе едущий сзади автомобилист может ошибочно подумать, что велосипед будет двигаться вдоль обочины и при перестроении в ряд «только направо» совершит наезд.
Аналогично, при намерении повернуть направо – велосипедисту лучше заранее показать знак «поворот направо»

 

Если на дороге в попутном направлении две полосы и больше – поворот налево для велосипедов запрещен.

Чтобы повернуть налево на регулируемом светофоре:

1) Проезжаем на свою фазу зеленого света перекресток прямо.
2-3) У бордюра поперечного направления останавливаем велосипед и разворачиваем его в нужном направлении
4) Дожидаемся зеленого света в нужном направлении и едем
Вело-поворот-налево1  Вело-поворот-налево2Вело-поворот-налево3Вело-поворот-налево4

Опасности в городе

Самая большая опасность — от окружающих машин.

Открытые люки и система водостока. Часто бывают около тротуаров и обочин. Решетки водостока с широкими продольными отверстиями

Дорожная разметка а так же свежий асфальт может стать  скользким даже от небольшого дождя

Трамвайные рельсы так же могут оказаться скользкими как от дождя, так и от смазки агрегатов трамвая. Рельсы надо пересекать под как можно большим углом, желательно под 90°

Большую опасность представляю автобусы гармошки, троллейбусы и прочие длинномеры — их водители редко смотрят в правые зеркала, не видят велосипедиста, которые пытается пролезть справа — и легко могут прижать велосипедиста к бордюру.

Особенности езды в группе

Группа велосипедов, так же как и колонна машин, приравнена к одному транспортному средству. При движении колонны дистанция между велосипедами не должна превышать длину велосипеда. Движение в колонне — строго по одному. Движение в колонне дает следующие преимущества: если голова колонны проехала перекресток и состояние светофора начало меняться — хвост колонны может проехать полностью уже на запрещающий сигнал светофора. При повороте водители других транспортных средств должны пропускать колонну как одно транспортное средство. При обгоне колонны водители так же должны обгонять группу целиком.

Поэтому в группе должно быть не больше десяти велосипедистов, группа должна идти плотно — с интервалом не больше длины велосипеда, а расстояние между двумя группами должно быть не меньше 50 метров.

При движении в группе всегда явно задается ведущий группы и замыкающий. Ведущий следит за маршрутом, задает темп движения. Поскольку за едущим впереди велосипедом не видны неровности дороги — при движении в группе кроме знаков поворота и остановки используются знаки, указывающие на ямы — если ямы/камни/стекла справа по ходу — то вниз вытягивается правая рука и указательным пальцем показывается примерное направление на ямы. Если ямы/неровности слева — то вниз — влево указывает левая рука.

При движении группой весьма не рекомендуются обгонять впереди едущих товарищей; как правило после ведущего ставятся самые слабые участники, и если они начинают отставать — ведущий должен скорректировать темп группы. Знаки, подаваемые ведущим (повороты, ямы, остановка) по возможности должны дублироваться всеми участниками группы. Но если участник не совсем уверен в себе — лучше крепче держаться за руль.

Если же обогнать обязательно надо (например, сообщить ведущему о проблемах в хвосте группы), то надо:

  • убедиться, что нас не догоняет машина
  • убедиться, что впереди нету препятствия, из-за которого и тормозит впередиедущий
  • заранее сообщить обгоняемому, например «обхожу слева»
  • держать расстояние между собой и обгоняемым не меньше ширины велосипедного руля
  • после обгона перед перестроением вправо — выдержать необходимую дистанцию, чтобы не порезать обгоняемого. Перед перестроением — обязательно посмотреть и убедиться, что дистанции хватает для перестроения!

Особенно опасны множественные обгоны и обгоны на крутых спусках с закрытыми поворотами. Если очень хочется проехать спуск с ветерком – лучше заранее оповестить ведущего, остаться с замыкающим и дождаться, пока медленные участники проедут опасное место.

При движении группой особенно опасен уступ между асфальтом и грунтом. Из-за едущего впереди не видны неровности этого уступа. Если соскочил с асфальта на обочину – ни в коем случае нельзя сразу пытаться сразу заскочить обратно; надо оценить обстановку,  подобрать наиболее удобное место, приготовиться — и только тогда заскакивать обратно.

Надо быть особо внимательным при выезде группы с грунта на асфальт – асфальт расслабляет, большинство завалов происходят от невнимательности

При остановках

Старайся уйти с дороги в лесок, на поляну, в крайнем случае на автобусную остановку.

Не бросай велосипед на дороге или обочине, прислони его к дереву, к стенке, к забору. Особенно это касается полузаброшенных дорог в глубинах мещеры — из-за угла в самый неподходящий момент может выехать трактор, гусеницы которого даже не заметят велосипедные рамы.

Что нельзя делать на велосипеде

Запрещается движение по автомагистралям, движение под «кирпич», движение под знак «движение велосипедов запрещено».

Запрещается буксировка велосипеда.

Нельзя играть на дорогах в догонялки — перегонялки. Для гонок — свое место и время!

Нельзя ехать по дороге без рук на руле.

Нельзя говорить по мобильному без Hand Free

Советы «бывалого»:

Учитесь постоянно вертеть головой! Постоянно тренируйтесь смотреть вокруг — при ходьбе пешком, на эскалаторе в метро и т.п.

При движении группой в городе по дорогам — минимум разговоров!

Кустам, прилегающим к дороге — особое внимание, оттуда может выскочить кто угодно.

Никаких наушников! Звук приближающейся машины дает кучу информации. Тренируйтесь в определении направления на источник звука и скорости его приближения по изменению звука — небольшие повороты головы сильно снизят шум от ваших покрышек и помогут определить расстояние до машины сзади.

Так же, как слух, тренируйте переферийное зрение, сосредотачивая внимание на объектах, видимых краем глаза. Хорошо различать предметы боковым зрением поможет при бросании быстрых взглядов за плечо при начале обгона в группе, например, или объезде припаркованной машины.

Пытаться предсказывать поведение других участников движения. Например: едешь по тротуару, параллельно в правом ряду машина едет не очень быстро. С большой вероятностью она может уйти во дворовый проезд поперек тротуара; при этом велосипед водитель скорее всего не увидит до удара.

Подъезжаешь к перекрестку вместе с машиной — убедись, что водитель тебя видит. Если не уверен и хочешь пропустить машину — притормози и покажи ему взмахами руки, убедись что он их увидел и понял.

Если надо развернуться на многополосной дороге — стараться найти пешеходный переход и пересекать дорогу по нему. Если переход+- 200-300 метров — доехать до него! Если переход — безсветофорная зебра, то спешиться, встать поперек движения чтобы было максимально видно. Подземный или светофор -еще лучше.

Тренировать технику владения велосипедом. Основные навыки: езда на небольших скоростях (полезна при движении по пробкам, тротуарам). Езда с повернутой вправо-влево-назад головой, чтобы при этом велосипед продолжал ехать прямо. Змейка (полезна при езде по пандусам подземных переходов, при лавировании между припаркованными машинами). Правильная техника экстренного торможения (задницу относить назад за седло, основное усилие на переднее колесо). Учиться поворачивать на скорости- не бояться наклонить велосипед внутрь поворота.

 

Презентация к лекции

 

Спасибо Леше Окуневу за базу презентации!

  • А еще нельзя ездить по проезжей части до 14 лет, хотя в Раменском так пришлось делать, так как тротуары были обледеневшие, но можно возить ребёнка в возрасте до 7 лет на дополнительном сиденье, оборудованном надёжными подножками.

  • Также запрещается движение под знак «Дорога для автомобилей» (в Москве это МКАД и 3-е кольцо)
    Ещё есть познавательный велопитерский сайт http://velo-dtp.net.ru/ — они собирают описания ДТП с участием велосипедистов. ИМХО полезно почитать.

    • Я бы еще добавил, что при езде по проезжей части на велосипеде еще не стоит :
      ездить без рук и на одном заднем колесе
      затыкать уши наушниками плеера
      учить водятлов соблюдать правила, ценой своего здоровья
      приближаться к впереди едущему автомобилю ближе чем ваш тормозной путь. (можете не заметить какую нибудь колдобину или предмет, валяющийся на дороге, или получить в лоб камнем из-под колеса)
      и к стоящему — ближе чем на 1-2 м. (особенно на подъеме — он может покатиться назад)
      оказываться рядом с грузовиками и фурами на поворотах. (справа у грузовиков большая слепая зона — они и легковушки могут не заметить).

      Еще не стоит отсвечивать на тех городских улицах, по которым разрешено ехать со скоростью больше 60 км/ч.
      Пример — слияние Волоколамского и Ленинградского шоссе около Сокола.
      Там, формально, никаких знаков, которые запрещают движение велосипедистов, нет. Пожалуйста, можете ехать по Волоколамке и далее по тоннелю, по крайнему правому ряду. НО! При выезде из тоннеля вы обнаружите, что уже едете не в правом, а в четвертом ряду. — справа от вас окажутся плотно загруженных три ряда от Ленинградки, по которым все едут со скоростью 70-80 км/ч. И ни один водитель в этом потоке не ожидает увидеть перед собой велосипедиста.

      Возможность проезда таких развязок на велосипеде надо тщательно прорабатывать. Где-то можно проехать удобно и безопасно, а где-то нет. Проехать развязки обычно можно, только не всегда это очевидно. (типа, есть какие-то малозаметные пешеходные переходы, дублеры, и т.п)

      P.S.

      А вы не хотите взять у меня исходники (векторные) картинок для этой статьи?

  • картинки-схемы, использованные в этой статье. Их ЖПЕГовские копии потом расползлись по всему рунету (как вместе с моим текстом, так и отдельно от него) Но у меня должны где-то сохраниться и их исходники в векторном формате.

  • какое расстояние от ул.Баторс 6250 до ул.Шеперт,Янг ,Финч ,Килл ,Дафрин .

Ответить Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*