Что в твоём велосипеде сломается первым?

Какие узлы велосипеда выходят из строя чаще всего?

Посмотрим на статистику прошлых лет.

Поломки компонентов велосипеда

Проколы колёс держат уверенное первое место. От них особо никуда не деться (разве что использовать безкамерную резину + герметик). Спасение — в том, чтобы брать достаточное количество запасных камер и заплаток с клеем. Плюс, конечно, истёртые покрышки, особенно тонкие и легкие (не покупайте для походов гоночную резину), колятся гораздо чаще. Сильно снижает количество и качество проколов (иногда с дыркой можно доехать день до ночлега и обнаружить её только утром) герметик, залитый в камеры с клапаном Шредера (автомобильный). В камеры с клапаном Преста герметик заливать невозможно.  Аналогичный эффект достигается при использовании бескамерной резины, впрочем, для походов у неё есть и минусы.

Встречаются порезы и взрывы покрышек. Современная резина имеет как правило очень тонкие боковины, и разрезать их не то что стеклом, даже камнем или колючкой — вполне реальное дело. Решение — одна запасная покрышка на группу. Кроме того, покрышки должны быть не очень старыми: у старых часто рвется резина вдоль бортировочного шнура (корда), что может привести к смертельной «грыже» покрышки, часто со взрывом камеры.  Так же известны случаи, когда от перегрева ободов на спуске ободными тормозами взрывались покрышки.

Следующая проблема серьезнее. Проблемы с багажниками встречаются сплошь и рядом. Причины тут две: отстойное качество китайских багажников и перегруз. Обычно разрушается вертикальная стойка багажника чуть выше его крепления на раму. По-настоящему надежный багажник еще надо поискать. Те изделия, что продаются по 500-800 рублей, имеют все шансы не дожить до конца похода. И не надо смотреть на то, что на этих багажниках написано «20 кг», «25 кг» и даже «30 кг». По ровному асфальту такой груз они, может, и выдерживают, но на бездорожье всё намного грустнее. Хорошие багажники стоят дороже, от 25-30уе. Разрушение багажника в походе запросто может привести к необходимости перераспределить груз на оставшихся участников и массе других проблем. В эту же серию входят потери болтов, которыми багажники крепятся к раме, от тряски. Это решается фиксатором резьбы (в его роли может выступить лак для ногтей).

Наш клуб в прошлые годы изготовлял собственные стальные багажники на предприятии Крамара. Случаев разрушения этих багажников не было и не предвидится.

Год от года в Крыму люди умудряются складывать колёса. Резкий спуск, человек ехал чуть быстрее чем надо, не удержал груженый велосипед, упал — и вот пожалуйста: минус колесо.  В чем причина? да просто нужно уметь ездить! В том, что братья китайцы на дешевые велосипеды ставят обода из пластилина и кастрюльного алюминия. В идеале, обод под заднее колесо — под багажник — должен быть достаточно крепким и более тяжелым, чем передний обод. Так же на спусках часто пробиваются покрышки о камни и получаются «Змеиные укусы» на камерах — двойные дырки. Это предотвращается техникой спуска и хорошим давлением в заднем колесе.

Также регулярно бывает проблема с выломанными спицами. В основном это происходит из-за того, что колесо собрано некачественно, и нагрузка на спицы приходится неравномерно. Впрочем, поймать палку в колесо тоже несложно. Решение — иметь несколько запасных спиц с собой. Но помните о том, что на переднем и заднем колесе длины спиц отличаются, также как и длины спиц справа и слева на заднем колесе, а для замены спиц со стороны кассеты потребуется съемник кассеты. Если колесо уже начало сыпаться, и проблемы со спицами возникают снова и снова, его нужно пересобрать полностью заново. При сборке колеса не поскупитесь закупить комплект хороших фирменных спиц от DT или Sapim, они снимут 3/4 возможных проблем. Помните, что ниппеля у спиц встречаются 2 размеров по толщине спицы: 2.0 и 1.8 мм.

С храповым механизмом задней втулки случаются трудности, особенно зимой. Элемент под названием «собачки» (именно они трещат при свободном ходе втулки) имеют свойство залипать, примерзать к корпусу и даже иногда разваливаться. Кассета при этом теряет всякое зацепление с колесом и начинается вращаться совершенно свободно. Решение тут одно: если не получается восстановить работоспособность  собачек, привязать тонкой стропой самую большую звездочку к спицам. При этом теряется свободный ход педалей (и даже более того: если перестать крутить педали, вырвет задний переключатель), но ехать возможно.

Переходим к трансмиссии. Палка, попавшая в заднее колесо, имеет все шансы выломать петух, а в самом печальном случае даже сломать задний переключатель. В результате приходится укорчивать цепь и делать велосипед односкоростным. Решение — запасной петух у каждого участника (потому что они для разных рам разные) и запасной переключатель, один на группу.

Бывает, что рвётся цепь. Чаще всего из-за того, что один раз она была повреждена, её неаккуратно склепали, и тут-то начинается… На каждый чих — новый разрыв. Решение в том, чтобы соединять цепь аккуратно, а поврежденные звенья сразу заменять на запасные. Здесь облегчает жизнь замочек для цепи — такие используются у SRAM и КМС, но они подходят и для цепей Shimano.

В случае большого пробега в походе могут начаться проблемы с переключением и проскакиванием цепи на звёздочках, если цепь до похода уже была растянута (особенно это усугубляется грязевыми ваннами). Поэтому перед крупными походами обязательно нужно не только ставить новую цепь, но и проинспектировать кассету на предмет износа зубьев.

Аналогичные проблемы с переключением вызываются поломкой рубашек или разрывом тросиков переключателей (и механических тормозов), это может произойти во время перевозки или неудачного падения. Решение — иметь с собой несколько запасных отрезков рубашек с наконечниками и пару тросиков.

Есть прецеденты с выходом из строя каретки. Если подшипники каретки умерли, и их не поменяли вовремя (до похода), со временем они могу начать клинить, что приводит к невозможности крутить педали. Ехать на таком велосипеде дальше невозможно.

Еще регулярная проблема — разрушение крепления крыльев. Очень печально в дождливом осеннем походе посередине маршрута остаться без крыла. Еще печальнее везти грязное крыло в багаже.

Наконец, есть шансы разломать раму или вилку, а так же «палки» — руль, вынос, подседельный штырь. Причиной может стать повреждение при перевозке, удар об камень или просто низкое качество изготовления. В практике клуба были прецеденты поломок новых карбоновых изделий в походе, так что карбона на походном велосипеде следует избегать.

Может создаться впечатление, что в велосипеде разваливается всё и ехать в поход страшно. К счастью, это не совсем так. Наибольшая часть поломок происходит из-за того, что люди не следят за своими велосипедами. Практически все проблемы можно предугадать заранее и диагностировать при подготовке велосипеда к походу. И, конечно, универсальный совет: не покупать дешевый китайский хлам. Компоненты среднего ценового диапазона и выше работают гораздо надежнее.

Выработка ресурса компонентов велосипеда

«Я на этом велосипеде уже 5 лет катаюсь! Все 5 лет всё хорошо было. Чего это он вдруг сломался?»

Такие проблемы как порванная цепь, проскоки цепи по кассете, неработоспособность тормозов, слишком частые проколы, необходимость постоянно настраивать переключение и т.п. — результат пренебрежения своевременным уходом за велосипедом, характерным для туристов, у которых Велосипед — лишь «средство передвижения». Помните, что Цепь, кассета, покрышки — это такие же расходные материалы, как тормозные колодки, их нужно менять регулярно и не запуская.

Перед тем как ехать в поход, велосипед обязательно нужно привести в порядок! Более того, делать это в ночь перед выездом уже поздно, т.к. может понадобиться купить новые запчасти. Велосипед должен быть полностью готов к приключениям за 2 недели до похода.

Потеря компонентов велосипеда при транспортировке

Часто при перевозке велосипед приходится частично разбирать. Есть шанс выгрузиться в начальной точке маршрута и тут вдруг осознать, что чего-то не хватает… В группе риска следующие детали:

  • педали
  • эксцентрики колёс
  • зажим подседельника
  • болтики для крепления багажника и крыльев
  • велокомпьютер и задний маячок
  • 6-гранники или педальный ключ
  • «В камеры с клапаном Преста герметик заливать невозможно» —
    большинство приличных камер с Престой(конти, швальба и т.д.) имеют разборный нипель http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=38822, который очень удобно откручивать таким ключиком http://www.chainreactioncycles.com/Models.aspx?ModelID=94759. заливать герметик проще всего мед.шприцом без иглы

  • А напиши, пожалуйста, какие запасные части для велосипеда рекомендуется брать в личку с собой в поход?
    Я так понимаю это:
    — петух
    — камеры (сколько? )
    — винтики (?под багажник и не только)
    — что еще?

    • Пару комплектов колодок, запасные спицы.

      • петух
      • тормозные колодки (количество комплектов зависит от похода, для Крыма — два комплекта (перед и зад))
      • 2 камеры
      • спицы своей длины (если знаешь какие должны быть)

      еще бывает удобно взять 6-гранники и насос (но можно забить)
      всё остальное в групповом ремнаборе.

  • В камеры с престой автогерметик, не без бубна, но заливается, даже если вентиль неразборный. Спиливается надфилем расклёп на резьбовой шпильке золотника, свинчивается гайка. Золотник привязываем вдвое сложенной прочной капроновой нитью и проталкиваем внутрь камеры. Всё, закачиваем герметик, осторожно вытягиваем золотник назад и закручиваем гайку.

  • Могу рекомендовать камеры Continental, у них нипель разборный.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*