Навигация. Данные для планирования маршрута.

Техническое отступление

Карты могут быть двух видов — бумажными и электронными. Бумажные (наскальные, папирусные) карты — хорошо отработанная технология, широко применяемая до начала XXI века.
В настоящее время карты создают в цифровой форме, и в таком виде распространяют (в виде онлайн-карт или в составе GPS’ов), либо печатают (эта технология также хорошо отработана, ещё с XV века 🙂 ).
Преимущества цифровых карт:

  • простота распространения (производители с этим пытаются бороться, но без особого успеха)
  • удобство построения маршрута — автоматический подсчёт расстояния, набора высоты (на картах, где есть данные о высотах), определение координат.

Виды цифровых карт:

  • растровая — ближайший родственник бумажных карт. Обычная картинка, содержащая привязку — дополнительную информацию о соответствии «точки на карте» — «точки в реальном мире».
  • векторная — набор точек, соединённых линиями. Каждая точка имеет координаты (уже в «реальном мире»), у каждой линии (и у некоторых точек) есть определённые атрибуты: линия — грунтовая дорога, линия — автомагистраль, линия — река, точка — магазин, точка — мост, и так далее.

Преимущества векторных карт:

  • компактность. Растровая карта будет занимать значительно больше места (раз этак в десять). Например, для хранения картинки озера надо иметь или сотню точек с координатами берега + линию с атрибутом «всё что внутри — озеро», либо миллион точек синего цвета (правда, надо заметить, координаты точек в этом случае хранить не надо, — они все идут подряд, одна за одной). До недавних пор туристические навигаторы Garmin не поддерживали растровые карты — банально не хватало вычислительных мощностей.
  • отсутствие понятия «масштаб». Если для обычных растровых карт однокилометровка и пятикилометровка — это принципиально разные картинки, сильно отличающиеся детализацией, то в случае векторных карт часть объектов на мелких масштабах можно просто не показывать (например, грунтовые дороги, отдельные здания и т.д.).
  • поиск. В связи с тем, что все объекты имеют строго определённые атрибуты, можно организовать по ним поиск. Предположим, нам надо попасть в деревню Ивановка на улицу Ленина. Можно попросить программу «вытащить» все точки типа «населённый пункт» и найти в его названии слово «Иван», а дальше — найти там линию с названием «улица Ленина». Аналогично работает поиск по магазинам, гостиницам и т. д. (однако, далеко не все магазины отмечены на картах). Организовать автоматический поиск по надписям на картинке, очевидно, невозможно — на растровой карте приходится искать глазами.
  • автоматическая прокладка маршрута. В связи с тем, что компьютер может отличить линию «река», от линии «дорога», стало возможным построение маршрута из точки А в точку Б (со всеми «плюшками» в виде «поверните направо через 100 метров» и «до места прибытия осталось 13.5 км»). Это неплохо работает в случае автомобиля (Подразумевается, что автомобиль едет по дорогам, соблюдая ПДД. Если автомобилист купил крутой джип и поехал портить велотропинки, навигатор ему слабо поможет.), и худо-бедно работает для велосипеда (при передвижении по «велосипедным» дорогам есть много факторов, которые компьютер посчитать не в силах — погода на грунтовках, загруженность асфальтовых дорог машинами и т. д.).

Недостатки векторных карт:

  • распространённость. В связи с тем, что история бумажных карт несколько длиннее, чем у цифровых, накопилось их значительно больше. Бумажную карту довольно легко превратить в цифровую растровую — отсканировать и добавить привязку по характерным, заранее известным точкам. Более того, со всеми бумажными картами, заслуживающими внимания, эту операцию разнообразные энтузиасты уже проделали. Превратить бумажную карту (да и любую растровую) в вектор практически невозможно — компьютер не в состоянии нормально различать линии.
  • различие форматов. Единого стандарта не существует, и практически каждый производитель навигационной программы использует свой формат. Это делает перенос карты из одной программы в другую практически невозможным. Впрочем, нам наиболее интересен формат Garmin, поэтому автомобильные Navitel, CityGuide и профессиональные shape и прочие варианты обсуждать не будем.
  • сложность отображения. В связи с тем, что обычную растровую картинку показать гораздо проще, чем векторную, программы работы с растровыми картам гораздо больше распространены.

 

Топографические карты

…это карты достаточно крупного масштаба (1 см — 2 км, 1 см — 1 км), отображающие в первую очередь географические подробности (леса, поля, реки, рельеф) и наиболее крупные результаты деятельности человека (дороги, мосты, населённые пункты, иногда — отдельные здания).

Карты Генштаба СССР

Отличные для своего времени топографические карты. Очень обширное покрытие — есть на всю территорию СССР, а также на часть Европы, Азии и, как ни странно, Африки.
Создавались в 50-х — 70-х годах прошлого века, естественно, по тогдашним технологиям — на бумаге. В настоящее время отсканированы и выложены в интернет в разнообразнейших местах. Электронный их вариант, разумеется, является растровым.
Карты масштаба 2 км и более мелкомасштабные официально считаются несекретными, широко представлены в сети; на их основе печатаются бумажные атласы (например, Экспериментальной Военно-картографической фабрикой).
Километровки, совсем недавно были также признаны несекретными, и их тоже можно легко найти в интернете.
Пятисотметровки и 250-метровки по-прежнему являются секретными, в сети встречаются редко и могут привести к проблемам с органами правопорядка.
Несмотря на определённые недостатки (устаревание, особенно в густозаселённых районах; «кривая» привязка некоторых листов; трудности с «добыванием» карт), являются основным источником по многим районам особо далёкого замкадья.
Источники: loadmap.net, rutracker.org (разделы Ozi, Атласы и карты современные).
Номенклатура (нумерация листов): loadmap.net, gpsmapsearch.com, SAS.Планета, файлик для Google Earth от ТК Вестра.

Карты ФГУП «Госгисцентр»

Топографические карты, созданные буквально несколько лет назад. Рисовались они с карт геншатаба, и не сильно от них отличаются. Какие-то новые крупные объекты добавлены (например, автомагистрали), однако на карте осталось множество объектов, которые в реальности не существуют уже пол-века (заброшенные дороги, «умершие» деревни, и так далее). Область покрытия — вся Россия, зарубежья нет.
Карты создавались уже на компьютере, в векторном виде. Вероятно, при наличии лицензии на создание карт и достаточного количества денег эти данные можно получить в исходной форме. В ознакомительных целях (и с запретом на скачивание) на сайте ggc.ru (ныне неживой?..) эти карты были выложены в растровом виде, и моментально разошлись по интернету.
Особенность — наличествуют масштабы 500 и 250 метров, однако по уровню детализации они практически не отличаются от километровок (вероятно, из-за ограничений секретности).
Источники: smtm2.tk, rutracker.org, SAS.Планета (карты «Генштаб 500 м» и «Генштаб 250 м»).

Карты OSM

OpenStreetMap — свободно распространяемая карта всего мира. Рисуется, в большинстве своём, самыми обычными людьми по открытым данным — трекам GPS, спутниковым снимкам, собственным наблюдениям.
Особенность первая. Покрытие, хоть и «всемирное», очень неравномерное; пользователи рисуют там, где им интересно. В итоге густонаселённые районы нарисованы достаточно хорошо (например, Москва и область, Петербург и Лен.область, Краснодарский край, Крым), а в некоторых кроме самых основных дорог ничего нет (например, Китай, Средняя Азия, Африка и т.д.).
Особенность вторая. В связи с тем, что все данные открыты, любой желающий может ими воспользоваться для своих целей. Это привело к появлению множества онлайн-карт (около сотни!), конвертации в форматы различных навигаторов, и т. д. Надо понимать, что сами данные используются одни и те же (с поправкой на период обновления), меняется только стиль отображения.
Особенность третья, и самая важная. Ввиду отсутствия «исторического наследия» полувековой давности, устаревших данных на карте очень мало. Если на карте обозначена дорога, вероятность её существования в реальности очень велика.
Источники: openstreetmap.ru, предоставляет на выбор несколько вариантов, в том числе OpenCycleMap — с наложенными горизонталями. Карты OSM можно подключить к SAS.Планете, QLandkarte, Ozi и т. д.
Источники карт для Garmin:
Россия и ближайшее зарубежье: MapTourist, velo100, gislab; дальнее зарубежье: список

Спутниковые снимки

Оказывают неоценимую помощь при планировании деталей маршрута. Это наиболее полная и самая актуальная графическая информация, которую можно получить, не вставая с дивана. Как и любая фотография, имеют растровый формат.
Характеризуются, в первую очередь, разрешением — размером пикселя:

  • относительно низкое разрешение, размер точки 80 метров и больше. Для наших целей практически бесполезны, так как на них можно различить только крупные автомагистрали, реки, отличить большой лесной массив от поля. Плюсы — эти снимки существуют на всю территорию земного шара и в случае необходимости очень быстро обновляются. При необходимости по таким снимкам можно, например, оценить площадь лесных пожаров (и не лазить туда. нет там ничего хорошего…). Пример — Google и Bing в областях, не покрытых снимками высокого разрешения.
  • среднее разрешение, размер точки 6 .. 10 метров.  Данные снимки позволяют чётко различать границу лес/поле, видеть крупные ручьи, грунтовые дороги на открытом месте (в лесу неширокую дорогу, скорее всего, не будет видно), отчётливо различать населённые пункты (в том числе деревни из трёх жителей). Пример: Космоснимки, Яндекс (вне областей высокого разрешения). Особенности: существуют на всю территорию России; имеют своеобразную палитру, сильно отдающую в зелёный цвет — требуется привыкание.
  • высокое разрешение, размер точки 0.6 .. 1.5 метра. На данный момент, вершина спутникового фото-строения (во всяком случае, доступного людям без погон). Позволяют уверенно различать лесные дороги, покрытие дорог на открытой местности, наличие бродов или мостов через ручьи, загруженность дорог автомобилями, плотность леса и многое другое.

Особенность первая. Снимки достаточно регулярно обновляются (это касается, в первую очередь, снимков высокого разрешения в густонаселённых районах). К сожалению, узнать дату съемки зачастую нельзя, поэтому приходится прибегать к обходным манёврам: сравнивать картинки на предмет изменений. Например, если на одном снимке есть лес, а на другом нет, логично предположить, что его вырубили; если на одном есть домики, а на другом — нет, скорее всего, их построили.
Особенность вторая. На разных сайтах снимки могут быть как одинаковые (купленные в одном и том же месте), так и разные. Причём различаться могут и время съемки, и спутник (что, впрочем, нас совсем не интересует), и способ обработки данных спутника. (Маленькое техническое замечание: спутник может снимать в диапазоне, невидимом для человеческого глаза. Методики приведения этой картинки в привычную человеку фотографию могут различаться). Вывод — надо не лениться, а подобрать лучшую в данной местности картинку.
Особенность главная. Достоверно идентифицировать объекты по снимку (особенно, если нет высокого разрешения) не всегда удаётся: уютный лесок для ночёвки может оказаться болотом, а скрытая деревьями дорога — канавой. Данные всегда необходимо перепроверять!
Источники: Яндекс, Google, Bing, kosmosnimki. Со снимками очень удобно работать в SAS.Планете, она поддерживает их все (и многое другое), однако есть особенность — за массовое скачивание могут забанить (обычно на сутки).

Рельеф

Дневной набор высоты — пожалуй, наиболее важная характеристика маршрута.
У нас есть две возможности выяснить набор высоты: вручную, по топографической карте, посчитать количество горизонталей, которые пересекает наша дорога, и автоматически, по цифровой модели рельефа.

  • Подсчёт по топокарте достаточно прост: определяем маршрут, отделяем спуски от подъемов (по бергштрихам или общему виду рельефа), складываем пересечённое число линий-горизонталей, умножаем на масштаб. Для проверки следует сверять полученные цифры с указанными на карте высотами: на хорошей карте обозначены высоты перевалов, хребтов, уровни рек и озер. Преимущества этого способа — хорошие карты (генштаб 1 км и более подробные) обладают отличной детализацией, позволяющей определить набор высоты и даже прикинуть уклон дороги. Недостаток очевиден — работа эта кропотливая и не очень интересная, особенно если при разработке маршрута приходится проверять десяток вариантов.
  • Цифровая модель рельефа (digital elevation model) — растровая карта, картинка, где каждой высоте соответствует свой «цвет». Это позволяет компьютеру определить высоту в каждой точке маршрута, и, соответственно, легко подсчитать все спуски и подъемы. В масштабах всей планеты открытом доступе можно найти данные спутникового сканирования SRTM и ASTER. В большинстве сервисов используются данные SRTM. По этим данным программа может добавить высоты в рисуемый маршрут, пересчитать готовый, и даже изобразить подобие 3D-карты. Данные SRTM также используются для автоматической отрисовки горизонталей (например, на OpenCycleMap, карта для Garmin). Недостаток в том, что данные достаточно грубые, отсутствуют мелкие неровности. Особенно большая погрешность получается, если дорога идёт в узком и глубоком ущелье: одна её точка может попасть на дно ущелья, а вторая — на борт; сама дорога идёт почти горизонтально, а мы получим набор высоты в сотни метров.

Источники: GPSies, Google Earth, Ozi (с дополнением Ozi 3D), QLandkarte (с дополнительными картами).
Карта горизонталей для Garmin, может накладываться на любую другую карту, т.к. подложка у неё прозрачная.

А также…

Прочие онлайн-карты

Представлены сервисами Google, Yandex, 2gis и другими. К сожалению, детализация за пределами МКАД никакая: многие города с многотысячным населением представлены парой дорог и бесформенным пятном. Такие «карты» совершенно не подходят для велоориентирования, особенно вне асфальта, однако про них не следует забыть при уточнении вопросов «где бы нам помыться, поспать и поесть перед поездом».

«Народные» карты

Отдельно — о «конкурентах» OSM: Wikimapia, Яндекс.Народная карта и Google Map Maker (проект работает только за рубежом). Уровень вхождения более низкий, чем у OSM, и в этих проектах участвует большее количество народа. Как результат — множество объектов типа «отличное место для купания», «тропинка на мою дачу». Планировать маршрут по этим картам неудобно, а вот подсмотреть какие-то интересности вполне можно.
Особо стоит отметить из особенностей Викимапии — в этом проекте участвует народ со всего мира, и зная язык, можно почитать описания местечек. Так же там есть различные слои со спутниковыми изображениями, которые удобно сравнивать между собой (могут различаться детализацией и сезонностью).

Треки

Очень часто полезную информацию можно подчерпнуть из треков людей, которые уже были в тех местах. Это довольно точная и актуальная информация «здесь есть какая-то дорога». Проблема в том, что качество этой дороги по треку определить затруднительно, а составлением подробного описания себя мало кто утруждает. Тем не менее, информацией «здесь кто-то проехал (на велосипеде, или тем более, на машине)» пренебрегать не следует. Надо только внимательно проверять, не является ли данный трек пешеходным (по описанию, по длительности, по другим особенностям) — по некоторым пешеходным «перелазам» ехать затруднительно.
Источники: GPSies, GPSLib, VeloRadar, OpenStreet (удобнее — через редактор OSM).

Отчёты

Хорошо написанный отчёт — мечта руководителя и штурмана. Там содержится и список достопримечательностей, и график движения, и ссылки на треки и карты, и многое другое. Правда, надо заметить, большие куски чужих маршрутов повторить «один в один» не получается. Это может быть неинтересно участникам (стили велотуризма могут быть очень разными), могут сказываться проблемы с погодой, техникой или здоровьем, и т.д. К тому же, далеко не после каждого похода пишется отчёт, и совсем не каждый отчёт пригоден для разработки маршрута.
Источники: ваш-любимый-поисковик со строкой «отчёт о велопоходе название региона»; библиотека конкурса «Путь», сборник отчётов клуба 3×9.

Карты для Garmin по регионам

Краткое собрание наиболее актуальных карт для самых популярных велотуристических регионов. Возможно, в будущем «вырастет» до отдельной статьи.
Наиболее универсальное решение — «Дороги России» и OSM (см. выше). Несмотря на название, «Дороги России» захватывают ближайшее зарубежье — Беларусь, Украину, Абхазию. Бесплатные способы достать эту карту можно узнать на торрентах, например, NoNaMe.
OSM по ссылкам выше также представляет собой весь СНГ.
Вопрос растровых карт здесь не рассматривается, это тема отдельной немаленькой статьи.

  • Московская область. Неплохо отрисована на OSM. Также может быть очень полезной карта Владислава Завьялова (альтернативный сервер) (особенность: карта рисовалась для пешего ориентирования, многие дороги непроезжаемы).
  • Крым. Карта Дениса Комиссарова, а также OSM с дополнительным слоем горизонталей.
  • Кавказ. На OSM российская часть Кавказа отрисована лучше, чем на коммерческих картах. Слой с горизонталями подразумевается 🙂
  • Средняя Азия. Практически безальтернативно — генштаб, других карт там никто не нарисовал. Работает только с навигаторами, понимающими растровые карты.
  • «файлик для Google Earth от ТК Вестра» http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=2317042
    Карты ФГУП Госгисцентр — это новый генштаб, но урезанный. Неурезанный можно приобрести здесь http://genshtab-yuga.narod.ru/ но лучше поговорить с Андреем Зайцевым
    Про народные карты «большее количество народа» — наверное меньшее количество народа?

    А вообще написано очень хорошо!

    • А в каком понимании карты ГГЦ урезанные? Какие у «неурезанных» есть отличия от того варианта, что разошелся по интернету?

    • > «файлик для Google Earth от ТК Вестра»
      Нет, там был хитрый kml, который, по всей видимости, подтягивал с вестровского сайта разграфку (аналогично каталогу перевалов). Но, наверное, этот сервис прикрыли. Надо было убрать, альтернатив достаточно.

      > наверное меньшее количество народа?
      Нет, в той же викимапии в сравнении с ОСМ народу на единицу площади куда больше. Но они отмечают ближайшие к себе заборы-сараи (особо не задумываясь, как их положено отмечать), и на этом успокаиваются. Несколько лет назад, когда там модераторы не зверствовали, все военные части были исписаны чем-то типа «здесь плац, я тут каждый день в 199-Nцатом году ходил», «а это столовка», «домик офицеров» и прочими сверхсекретными данными 🙂

    • 1) ГГЦ — это вообще не генштаб. Это совсем другое ведомство. И карты выглядят иначе.
      2) У меня есть «новый» генштаб (привязанные растры) на весь Кавказ, Абхазию и Осетию. Кому надо — обращайтесь.
      3) Завьялова зовут Владислав 😉

  • В общем, все правильно сказано. Хочу добавить что:

    1. Если я все правильно понимаю, подробные топокарты в прошлом году все таки рассекречены.
    http://izvestia.ru/news/538310

    2. ГШ карты, даже здорово устаревшие, содержат массу полезной информации, которую больше не содержит ни один источник:
    рельеф — горизонтали и высотные отметки…
    гидрография — ширина и глубина рек, уровни уреза воды, скорость течения, характер дна на бродах…
    породы деревьев в лесу, характеристика лесов, номера лесных кварталов
    высокие объекты на местности — заводские трубы, водокачки, ЛЭП.
    величины магнитных склонений и предупреждения о магнитных аномалиях. (особенно актуально в Арктике и в районах типа Курской дуги).

    К сожалению, в тех атласах, которые продаются в магазинах, эта информация частенько отсутствует.
    По большей части, отсутствует она и на картах ОСМ. (OSM — очень хорошая дорожная карта, но топографической карты она не заменяет). (впрочем, на некоторые районы это правило не распространяется. Но пока это- редкость)
    Правда, все эти тонкости нужны только при ориентировании в ненаселенной местности. В 5-50 км от МКАД гидрография и породы деревьев в лесах особо не нужны, а местность изменилась очень сильно, так что там лучше использовать другие карты.

    3. Космические и аэрофотоснимки ценны своей актуальностью. (например, лес, обозначенный на карте, мог сгореть, полянку могли застроить дачами) Но они не заменяют карту, а только дополняют ее. Отличить по снимку песчаный берег лесного озера от заболоченного, хвойный лес от лиственного, луг от болота, просеку от канавы — в принципе, можно, но нужно иметь некоторый навык и все равно есть вероятность ошибки.

    4. Карты для Гармин: про ДР ТОПО можно сказать просто — крупные населенные пункты прорисованы хорошо, но чем дальше в лес, тем больше пней. Уже в 100-150 км от МКАД карта имеет значительное количество досадных глюков, которые кочуют из версии в версию. Даже положение некоторых райцентров областей, сопредельных с московской, уже не соответствуют действительности.
    Отсюда и появляются анекдоты про бабушек в деревне и джиперов (слышь, Сергевна, опять эти с навигаторами. Щас дорогу спрашивать будут!)
    Сам видел самодельный плакатик на повороте, с надписью: «Там моста нет! И не было никогда!».
    Дорожная сеть в ОСМ-е отображается значительно толковее.

    5. Ну это уже в порядке ворчания — Векторные карты, кроме точек и линий, содержат еще и полигоны (многоугольники). (Лесные массивы, озера представляются именно так). Причем один и тот же объект (например, река) может быть представлен как линиями, так и полигонами, в зависимости от масштаба слоя.

    • 1. нет, не так. Там написано, что рассекретили километровки и планы (детальнее чем 50 метров на сантиметр). Планы нам ну вообще ни к чему, это пусть строители радуются, что они теперь несекретные. Ну а про километровки я уже написал.
      2,3 да-да, всё так.
      4. Да, можно было написать, что «ноги» у ДР растут оттуда же, откуда и у генштаба. Только детализация у ДР куда меньше. Косяки на ДР вполне вероятны (я их регулярно вижу), но за неимением внятного ОСМ на многие регионы приходится пользоваться ими.
      5. Да. Но в мелкие детали (например, как технически будет выглядеть озеро с островом посередине) вдаваться не хотелось.

      • Ну если дополнить, то генштаб рисовался (именно рисовался) с точностью до 0.1 мм. И если объект менее одной десятой мм в масштабе то он не отображается. Исключение составляют только хорошо заметные ориентиры (труба ТЭЦ, отдельно стоящий камень, дерево и т.д.) Это так сказать топографический ГОСТ. В МИИГАиК я в свое время их обрисовался…

  • И от меня дополнения:
    1. Растровые карты нормально конвертируются в векторные в полуавтоматическом режиме (например, в EasyTrace), но только если бумажная карта была отсканирована в хорошем разрешении. Увы, большинство растровых карт, которые можно найти в Интернете, отсканированы плохо :(.
    2. Перенос векторных карт из одной программы в другую — вещь вполне реальная, обычно делается через shape-файлы или напрямую через программы типа GlobalMapper. Проблемы обычно бывают только в том, что в каждой программе свой набор условных знаков и тяжело сделать между ними однозначное соответствие.
    3. Классический пример спутниковых снимков среднего разрешения — Landsat 7 (разрешение монохромных каналов в видимой и ближней ИК зоне — 30м, панхроматический канал — 15м). Снимки именно с этого спутника используются в Гугле (на те места, где им не куплены снимки QuickBird) и куче других систем работы со спутниковыми снимками, поскольку они официально бесплатные. А снимки MODIS (и других спутников низкого разрешения и почти реального времени) Гугл не использует.
    4. Разрешение SRTM — 90м/пиксель. DEM-модели SRTM и ASTER получены по принципиально разным алгоритмам. На горную местность желательно смотреть обе модели. У SRTM попадаются выбитые пиксели, ASTER иногда страдает систематическими ошибками, но лучше воспроизводит локальный рельеф.
    5. У треков можно посчитать один очень полезный параметр — локальную скорость. Например, в Ozi Explorer есть пункт меню Track Profile, там по оси X можно выбрать расстояние, а по оси Y — скорость. Соответственно, можно посмотреть, с какой скоростью передвигалась группа в каждой точке трека. И не только понять, шли они или ехали, но и примерно оценить качество дороги. А по графику time/speed — вычислить места привалов.

  • От ТК Вестра мне ссылку дадут, благоесть знакомые там. А вот насчет номенклатурных номеров генштабовских карт. Стоит сказать подробнее. Чтобы так сказать не гадать какой лист карты искать.

  • Здравствуйте!Подскажите,пожалуйста!Какими картами было бы лучше воспользоваться?Ситуация такая.Двое с палаткой на велосипедах.Маршрут 300 км:Москва(Выхино)-Рязанская область(с.Ерахтур).С маршрутом всё понятно:ерез Егорьевск удобнее всего.Но опыта таких поездок нет.Поэтому вопрос с картой застал врасплох.Буду безумно благодарна Вам за помощь в этом вопросе)

    • Я бы рекомендовал http://openstreetmap.ru/
      В Подмосковье всё быстро меняется (застраивается), а OpenStreetMap на это реагирует, наверное, быстрее всех. К тому же он достаточно хорошо прорисован для МО. Ерахтур на ней тоже есть.

      • +1 к OSM, по дорогам и постройкам — наиболее актуальна. Использую ее bike модификацию — на ней есть горизонтали, местами рельеф бывает важен. Но есть и большой минус — практически нет родников, речек, да и с лесами не всегда верно. Поэтому я использую две карты — велосипедный ОСМ и свежую генштабовку 250-метровку. Для подготовки карт юзаю SASPlanet, в ней обе этих карты есть. В принципе, из SAS можно скомпоновать как комплект бумажных карт, так и карты для разных навигационных устройств (я использую андроидный телефон с Locus)

        • То есть мне необходимо загрузить эту программу(SASPlanet)на телефон и через интернет просматривать данные карты?Я правильно понимаю ситуацию?Прошу прощения за глупые вопросы,так как никогда не сталкивалась с подобными вещами.

          • Нет , SASPlanet — это программа под windows для нормального компьютера
            Скачиваете ее на комп, разархивируете в подходящую папку, запускаете; при необходимости ставите вручную русский интерфейс, изучаете кнопки в меню.
            Дальше — выбираете нужный слой карт (7-я кнопка в тулбаре) (например, OSM \ OSM Cycle Map или Генштаб \ Генштаб 250м); выбираете нужную вам область (втрая кнопка); после выбора области — выбираете в диалоге первую вкладку «Загрузить»; выбираете уровень детализации (уровень 11 — поместится половина МО, уровень 16 — достаточен для ориентирования на дорогах), скачиваете тайтлы для выбранного уровня. Теперь карта, состоящая из кусочков — лежит в папке cache. Чтобы проверить, все ли нужные тайтлы скачаны — жмем 4-ю кнопку, выбираем уровень деталицации — и программа показывает серым цветом, каких тайтлов выбранного уровня еще нет. При необходимости — докачиваем тайтлы на важные места (перекрестки дорог и т.п.) вручную.
            Далее — если надо подготовить карту для печати — выбираете область (или Ctrl-B — работать с предыдущей выделенной областью), идете во вкладку «склеить», выбираете уровень детализации, количество листов на которые прога разрежет карту, папку-имя файла — и получаете файл(ы) с картинкой(ами) карт. В принципе, для начинающего — самое то, учиться ориентироваться надо по нормальной напечатанной на бумаге карте 🙂
            Ну а если карта будет использоваться в навигаторе — или в специализированном устройстве, или в телефоне с соответствующей программой — то скачанные карты надо экспортировать в виде, который понимает этот конкретный навигатор.

      • Честно говоря,я полный профан в подобных вещах.
        Хотелось бы поинтересоваться:это для навигатора?Или для телефона?
        Навигатора нет.А телефон за время поездки быстро сядет,но я докуплю запасной аккумулятор.

        • Если надо подпитать в полевых условиях телефон — ознакомься с этой темой — походи по ссылкам, такие устройсва можно и из-за бугра заказывать, и в москве купить.

      • А Вы им пользуетесь с навигатора?Или возможно пользоваться с телефона?
        Спасибо огромное за совет)))

        • Для работы с картами OSM из телефона можно воспользоваться https://play.google.com/store/apps/details?id=net.osmand (если телефон современный а на нем Android).

          Ехать совсем от Москвы тоже не советую — никакого удовольствия и опасно. Если знать пути, можно выехать нормально, но это добавляет километража, петляния и сложности в ориентировании — если у вас цель быстро проехать 300 км…
          Например, ехать как-нибудь типа http://www.gpsies.com/map.do?fileId=sfykfaoiksnvzlgm , т.е. не по основным шоссе, а где-то в стороне. Только если вдруг решите так ехать, обратите внимание на пересечение реки без моста — это лодочная переправа, которой может не оказаться 🙂

    • К сожалению, однозначного ответа на этот вопрос (какой картой лучше всего пользоваться) дать невозможно — нужно сопоставить карты из нескольких источников.

      Уточним вопрос — что интересует больше всего:
      1. Бумажная карта, которую надо взять с собой. (Вместе с компасом).
      2. Электронная карта, которую надо загрузить в навигатор
      3. Карта + спутниковые снимки, которые используется при планировании маршрута.

      PS — я бы не советовал ехать на велосипеде прямо вот так сразу от выхино, по егорьевскому шоссе (Р105). Первые 50-70 км плотно застроены и автомобильный трафик там весьма активный. В сочетании с узкой петлючей дорогой такое катание как минимум не доставит удовольствие. Лучше честно доехать до Егорьевска (Шатуры, Черустей) на электричке, и начать уже оттуда. Хотя и после Егорьевска эта дорога тоже оказывается довольно нагруженной, но уже не настолько.

      Вообще тот район мне довольно хорошо знаком, будут вопросы по альтернативным способам проезда,- задавайте по почте или по телефону.

      • На самом деле интересует простота и доступность карты из-за отсутствия опыта пользования чего-то более сложного.
        Ну там не совсем от Выхино,а по большей части от Люберец.На электричке не хотелось бы,так как нужно всё это испытать на собственной шкуре,как бы оно ни было)))Но Ваши советы о том,какая там дорога возьму на заметку,так как я на этот счёт была более оптимистична…
        Вопросы по альтернативным способам проезда?)Вы меня заинтриговали)))Очень хотелось бы узнать Ваше мнение.

        • Я не говорю, что это совсем невозможно. Самый простой и очевидный способ проехат от города-героя Москвы до города-героя Ерахтура, Шиловского района Рязанской области — это ехать по автодороге Р105 через Егорьевск и Спас-клепики. Но этот способ, с моей точки зрения, не самый лучший и не самый безопасный.

          Совсем уж опасных мест там немного (но они есть!), но на протяжении первых 70 км (практически целый день) вы будете дышать исключительно выхлопными газами. Оно вам надо?

      • К сожалению,Ваши данные,в том числе и почта,мне недоступны)Так как я только сегодня здесь зарегистрировалась)

  • Подскажите, у меня в сас планете есть проложенный маршрут, и я хочу изменить его немного, как мне попасть обратно в этот маршрут,чтоб можно было двигать точки?

    • Маршрут отображается? Если да — подвести мышку к нему, когда появится подсказка (километры и т.п.) — правая кнопка мыши — изменить. После этого любую точку можно перетащить, добавить новые и т.п.
      После окончания — в тулбаре кнопка «сохранить в базе». Если надо откатить изменения — нажать Esc, все откатится к начальному состоянию.
      ВАЖНО: при редактировании трека перемещение карты производится ПРАВОЙ кнопкой мыши, а не левой, как при просмотре.
      Ну а если маршрут не отображается — на тулбаре «Управление метками», там выбираешь нужный маршрут, ставишь галочку и далее см сначала 🙂

      • А кто подскажет, есть ли возможность САС.Планетой СКЛЕИВАТЬ треки? А то до сих пор ради одной только это операции приходится держать Ози.

        • Я не нашел. Для резки/склеивания треков использую QLandkarte

          • У меня он затер дату/время… Всё равно пришлось в итоге клеить с помощью Ozi 🙁
            В Sas.Planet склейки тоже не нашёл. Да и дату/время она даже без склейки уничтожает.

            • Ну, есть же и самый простой способ — открыть файлы треков в текстовом редакторе и скопировать 🙂

              • Это неинтересно…
                Хотя просто склеить, конечно можно, но обычно хочется склеить и отредактировать.
                А уж разрезать в текстовом файле как-то совсем неудобно

  • Спасибо! Получилось! Все-равно, какая-то нестандартная программа, в жизни не угадаешь, как ей пользоваться, только советы на форуме и помогают:)

    • Я долгое время был уверен, что сами треки нельзя изменять, только их свойства. Потом как-то нагуглил, что все-таки можно. Интерфейс у них местами страдает (но лучше, конечно, чем у ОЗИ)

  • У меня трек на карте располагается вертикально, при вклеивании маршрута в маршрутную книжку можно карту расположить боком?

  • Спасибо большое всем за советы!Сейчас всем займусь!Столько всего нового узнала)))Спасибо огромное!)))Если возникнут вопросы,уж простите,помучаю ещё немного Вас))))

  • Здесь можете спланировать маршрут в два клика
    http://www.gpsholiday.com/RouteManager

  • Подскажите может у кого завалялась карта калужской области с масштабом 1:250 метров?желательно 1950-1970 гг.
    don.kotovsky@yandex.ru

  • карта межевания тимский уезд без клейм
    скачать https://yadi.sk/d/gNenfeY0pGpEx

    много карт межевания здесь https://yadi.sk/d/7wfvrvkLQGBja

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*