Разумеется, если дорога ЕСТЬ, то перевал не может быть 1а ;-) Но суть дела в том, что дорога должна быть не на карте (в памяти строителей), а
на местности. Если дорога отсутствует до такой степени, что на ключевом участке пользоваться ей невозможно, то на сложность перевала ее наличие уже никак не влияет ;-) По определению,
перевал 1А – это простые осыпные, снежные и скальные склоны крутизной до 30 градусов, пологие (до 15 градусов) ледники без трещин, крутые травянистые склоны, на которых возможны участки скал; обычно наличие троп на подходах.
То есть, когда подъем происходит по осыпному, снежному или травяному склону без нормальной тропы (козлиные не в счет), то перевал уже вполне может быть горной 1а, и скорее всего ей будет при достаточной высоте и т.д.
В отчете Козинова есть свежее фото перевала Тон, где прекрасно виден путь подъема и обстановка вокруг. Так вот, подъем по такой осыпи - это безусловная 1а согласно горной классификации. Это первое.
Теперь пункт два.
В 2012г одна весьма опытная и серьезная группа на местности решила, что подъем на перевал по склону вдоль нитки дороги слишком опасен.
Вторая группа тоже на месте решила, что эту "дорогу" безопаснее послать нафиг и пройти справа по осыпи.
Какие у нас могут быть основания не доверять тем, кто там был?!
Вывод:
по состоянию на август 2012г, перевал Тон вполне соответствует сложности 1а, которая
совершенно справедливо фигурировала при заявке этих походов!
И наличие кусочков дороги где-то под снегом на склоне никак на этот результат не влияет, поскольку воспользоваться ей можно только при наличии трактора и недели (года?) работы... И то без гарантий ;-)