Архангельская область. Если честно, очень сильно разочаровала. Я представлял её как расположенную поблизости Карелию: сосны, камни, огромные болота с редкими и низкими деревцами... Да и при Петре 1 одним из популярных товаров в Архангельске была корабельная сосна... Видимо в такие места на велосипеде не проедешь. По факту по сторонам берёзовый лиственный лес с единичными вкраплениями сосен. Причём очень густой, так что идя в сортир надо в одной руке держать рулон бумаги а в другой топор. Иначе в лес не войдешь. И все это стоит в болоте... Хотя после Онеги стали встречаться лесовозы и штабеля бревен у дороги. Но видимо их возят откуда-то из глубины леса. Хотя логистика изумительная: едешь, хопа тебе на встречу лесовоз с бревнами, а тебя обгоняет лесовоз с досками. Через 15 минут тебе навстречу идет лесовоз с досками, а тебя обгоняет лесовоз с бревнами. Видимо местная развлекуха возить их туда-обратно. Дороги, даже крупные между райцентрами - грейдеры. Стиральная доска в наличии, хоть её периодически и ровняют. Попил бабла доходит до смешного: грейдер с выбоинами и колдоебинами, чтобы двум лесовозам разъехаться, впереди поворот на крупную деревню. За сто метров до поворота появляется асфальт аж на 4 полосы (полоса туда, полоса обратно, тормозная полоса справа перед поворотом, и по центру полоса для пропуска встречного транспорта.... Угу. При трафике 1 машина в полчаса... Еще бы светофор поставили… Все это с новенькой дорожной разметкой... Через сто метров асфальт заканчивается. И начинается все тот же грейдер... В сторону деревни асфальт заканчивается через те же сто метров. Ну и на этом пятачке 200х100 метров местная ребятня катается на роликовых коньках... Причём, судя по валяющимся на обочинах велосипедам, приехали они на этот пятачок с разных деревень... Типа местный фитнес центр "перекрёсток". Деревни редки, магазины ещё реже. В некоторые деревни ещё и хрен попадешь... Особенно вдоль реки Онега. Вдоль большей части правого берега идёт дорога. Вдоль левого берега нет нихрена... Попасть можно исключительно на лодке.
Вологодская область. С дорогами полная каша. Дикая смесь из асфальта (как правило очень хренового), грейдеров и лесных грунтовок. Причем все бессистемно: фотку вологодского участка трассы Вытегра-Каргополь-Архангельск я уже кидал...
Ярославская и Ивановская область. Тут особо писать нечего... Выгляньте в окно. Классическое среднее подмосковье. Единственно расстроили виды вдоль местных грунтовок Ивановской области. Куча заброшенных деревень. Хорошо если 1-2 дома жилых, а так зачастую одни развалины. Причём развалины "богатые": дома были кирпичные, зачастую классические: первый этаж каменный, второй деревянный. Так что когда-то тут не только народ жил, но и жил в достатке...
Более менее какое-то разнообразие появляется за Сасово. Лес меняется на поля, на дорогах появляются камазы-зерновозы. Асфальт достигает своего пика: двухполосная асфальтовая дорога, но все, включая те самые камазы-зерновозы едут по обочинам. Туда по правой, обратно, соответственно по левой, где накатаны грунтовки. На асфальт выезжают только для обгона.
Моршанск... Это нечто! Рай, блин, велосипедиста... Этот город походу собрал все что только можно: юго-запад классические степные скоростные грунтовки, юго-восток Моршанский тракт со всеми его прелестями, север "столовые" горы с равниной внизу. И крутыми спусками и подьемами, на некоторых из которых спускаться можно только на тормозах а вверх вел только закатывать... Осталось проверить только, что за сюрпризы ждут на запад от города. В их отсутствие я уже не поверю...
Моршанск – Новохоперск. Ну это классический рельеф тамбовских степей. Дорог нет, одни направления… В смысле дороги нафиг не нужны. Вдоль полей идут посадки, вдоль посадок шикарно накатанные грунтовки. Гнать под 30 по ним одно удовольствие. В общем выбираешь направление и едешь. Если не нашлось грунтовки в нужном направлении у ближайшей посадки, едешь до следующей. Две посадки без дорог это нонсенс. Главное в овраги не влететь. Они тут глубокие и длинные и переезды через них редки. Самая главная опасность тут – леса. Если появляется лес, значит это однозначно песок. На других грунтах лес или не растет, или его свели…. Ну и локальные междеревенские асфальты. Качественные. Видно еще с СССР остались. И даже зерновозы их никак не разобьют…
Новохоперск – Урюпинск. Все тоже самое, главное держаться подальше от Хопра. Берега заросшие лесом – песок!.
Правый берег Хопра и дальше до Константиновска. Местность становится «холмистой». Глубокие балки поперек движения и высокие водоразделы между ними. Доходит до 150 метров перепада. Вся населенка находится в балках и дороги идут вдоль них же. Асфальтовые трассы между балками редки. Правда есть грунтовые и по принципу Тамбовской области. То есть проехать можно, но уже сложнее: дорог меньше, можно проехать пяток километров не найдя дороги в нужную сторону. Гугл начинает врать. Например думаете это я специально такую П-образку нафигачил? Делать мне было нечего! Там все травой заросло мне по пояс….
Зато места дикие и прекрасные… 40км от населенного пункта до населенного пункта… Как мне сказали, это самая малонаселенная часть Волгоградской области. Даже приэльтонские степи нервно курят в сторонке.
Константиновск – Тимашевск – Старовеличковская. Места становятся равнинными, грунты накатистыми и опасными. Собственно сами дороги не отличаются от тамбовских, но меняется принцип построения колхозов. Если в тамбовской области можно хоть всю область по грунтовкам в любом направлении пересечь, так как грунтовками окаймлены все поля, то тут структура: есть колхоз, от него веером по полям или радиалками по асфальту расходятся грунтовки, но идут они только до ближайшего края последнего колхозного поля. Вдоль поля или посадки дороги нет. То есть доезжаешь до «границы» колхоза и тупик. От соседней грунтовки другого колхоза тебя отделяет поле, посадка и поле соседнего колхоза. Самое обидное, что, как правило, 1 грунтовка в ближайший колхоз существует. Но ее хрен найдешь. Она редко самая накатанная (а одна, между Свободным и Привольным вообще оказалась самой убитой из всех грунтовок, там даже по полю вдоль нее ехать пришлось) и практически не определима по спутниковым снимкам, так как менее заметна на них чем технологические: временные дороги на время вспашки или уборки урожая, которые потом перекапываются и засеиваются. А гуглоснимки, как ни странно, делаются в основном весной и осенью. Так что на них полно дорог, а в реале стоят подсолнухи в твой рост. Еще одна загадка: по пути находится куча рек. Но выходов к берегу я не нашел. Вообще. Стоит камыш выше человеческого роста и ни тропинки… Даже в населенных пунктах. Такое впечатление, что местные в этих реках не купаются… Так что едешь вдоль реки по жаре и только облизываешься на водную гладь за стеной камыша…
Старовеличковская – Крымск.
Еще одна категория сказок: Рисовые поля… По гуглоснимкам определяются как масса маленьких полей сбитых в прямоугольники. Примерно вот так:
Вся прелесть в том, что засаженные поля залиты водой. Для поставки воды по периметру групп полей идут арыки. Залитые водой. Переезды через арыки есть, но их мало и они далеко не всегда постоянны. Например:
Думаете на фото 2 группы переездов? Хрен там! Только один (в зеленом круге). В красном круге переезд временный. После уборки или на время отдыха поля (его тогда засеивают зерновыми) вода не нужна. Ее перекрывают, арыки высыхают и через них ездит транспорт чтобы не нарезать круги. Когда поле засеют рисом, в арыки подадут воду и дороги в красном круге будут затоплены. Ну и из бонусов: воды на полях много, поэтому не используемые в текущий момент дороги зарастают камышом выше человеческого роста. А используемость дорог меняется год от года в зависимости от того что и где посадили. В общем та еще рулетка. Поэтому если кого занесет на рисовые поля, рекомендую рисовать минимум 3-4 варианта проезда через них. Иначе придется долго и со вкусом шастать по этому лабиринту в поисках выхода.
Связь.
Опять же, как ни странно, лучшая связь оказалась в самых малонаселенных районах. Например сидишь в лесу в Архангельской области, до деревеньки позади 10 км, до деревеньки впереди 10 км, до деревенек по бокам пожалуй что с сотню км. Ну и до райцентра 40км по прямой. А у тебя 3G. Или в Тамбовской: с места ночевки разве что не видны огни 2-х деревень (одну закрывает посадка, другую ЖД насыпь, видишь огни ретрансляционной башни прям от входа в палатку, до райцентра менее 8 км, а у тебя 1 палка на МТС и 1 палка на Билайне…
Так что в общем: Север: Хорошая связь и инет на Билайне (МТС хуже, хотя там на каждом углу их точки продаж, а ни одного пункта продаж билайна я не видел).
Центральная часть: от Череповца до Тамбова, связь так себе. Вечером инета как правило нет, но утром появляется.
Южная часть: Ниже Тамбова. МТС и Билайн просто жопа. Например в городе есть, а под знаком «конец города» в 100м от крайнего дома уже инета нет. По слухам там нужен Ягафон. Но пункты его продаж также неуловимы как и сама связь. Например мне за день поездки и 2 очень крупных населенных пункта найти пункт продаж так и не удалось. В трех местах была вывеска, но под ними были продуктовые или косметические магазины, в одном месте был таки «пункт продаж» но вопреки расписанию на двери и горящему внутри свету он не работал. Причем я на той площади провел более получаса закупаясь в магазине и перекусывая. Людей в пункте продаж так и не объявилось.